Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета

Вместо предисловия V
Список сокращений VIII
Перечень карт X
1 АВТОРИТЕТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 1
2 ОТКРОВЕНИЕ И БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ 7
3 КАНОН 16
4 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 25
5 ГЕОГРАФИЯ 38
6 ПЯТИКНИЖИЕ 50
7 БЫТИЕ: ПЕРВОБЫТНЫЙ ПРОЛОГ 63
8 БЫТИЕ: ИСТОРИЯ ПАТРИАРХОВ 80
9 ИСХОД: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН 109
10 ИСХОД: СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВИЕ 123
11 ЛЕВИТ 140
12 ЧИСЛА 153
13 ВТОРОЗАКОНИЕ 165
14 РАННИЕ ПРОРОКИ 178
15 ИИСУС НАВИН 185
16 СУДЬИ 200
17 РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР.1-31) 212
18 ЗОЛОТОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ: ДАВИД И СОЛОМОН
(2ЦАР.1 -ЗЦАР.11) 228
19 РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. ] 2.1 - 4 ЦАР. 18.12) 241
20 ИУДЕЯ ОДНА (4 ЦАР. 18-25) 260
21 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 270
22 ПРОРОКИ И ПРОРОЧЕСТВО 279
23 ЕВРЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ 288
24 АМОС 299
25 ОСИЯ 309
26 ИОНА 322
27 МИХЕЙ 330
28 ИСАИЯ:ФОН 339
29 ИСАИЯ: ПОСЛАНИЕ 352
30 МЕССИАНСКОЕ ПРОРОЧЕСТВО 367
31 ИЕРЕМИЯ 374
32 СОФОНЙЯ И ИОИЛЬ 394
33 НАУМ И АВВАКУМ 406
34 АВДИЙ 415
35 ИЕЗЕКИИЛЬ 420
36 АГГЕЙ 438
37 ЗАХАРИЯ 446
38 МАЛАХИЯ 457
39 ПИСАНИЯ 463
40 ПСАЛТИРЬ 466
41 УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 485
42 ПРИТЧИ 498
43 ИОВ 510
44 ЕККЛЕСИАСТ 530
45 ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ 544
46 РУФЬ 554
47 ПЛАЧ ИЕРЕМИИ 560
48 СВИТОК ЕСФИРИ 566
49 ВЗГЛЯД ЛЕТОПИСЦА 572
50 КНИГИ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ 579
51 ДАНИИЛ 598
Общая библиография 613


СКАЧАТЬ КНИГУ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Русский читатель впервые берет в руки один из фундаментальных учебников по Ветхому Завету, написанный с целью синтезировать богословские проблемы с историко-археологическими, культуральными изысканиями, а также с позициями библейской критики последнего столетия.
Учебник написан тремя профессорами Вильямом С. Ла Сором, Дэвидом А. Хуббардом и Фредериком У. Бушем, преподававшими Ветхий Завет в Фуллеровской Богословской Семинарии и был предназначен ими как для колледжей, так и для семинарий. Он является, по словам авторов, плодом пятнадцатилетних усилий. Текст учебника широко обсуждался со студентами, "оставившими свои отпечатки пальцев буквально на каждой его странице".
Учебник написан американцами, в основном, для американцев. Он насыщен ссылками на труды известных библеистов, которые чаще принадлежат к традициям Нового Света, и на русский язык не переведены. Мы сохраняем все же все ссылки на литературные источники, ибо сегодня значительная часть богословской литературы, изданной за рубежом становится доступной для русскоязычного читателя. По этим же причинам фамилии большинства упоминаемых в книге авторов, если не существует устойчивой русской их транскрипции, даются на языке оригинала. Студенты богословских семинарий активно изучают английский язык и смогут при желании прочесть книги, на которые ссылаются авторы учебника. И все же читателю, живущему в постсоветском, не только геополитическом, но и духовном пространстве, же будет непросто вжиться в общий "богословский контекст" учебника. И вот почему. Хотя учебник и написан верующими людьми для верующих людей, в то же время он создавался в атмосфере широкого вторжения в библейские изыскания светской "позитивной науки", вооруженной современной методологией в большей степени, чем просвещенной Духом Святым.
О подобном подходе к Библии писал замечательный русский философ Владимир Соловьев. "Для немецкого протестантского учительства Библия скоро сделалась не столько нормой жизни, сколько предметом теоретического изучения. Менее всего заботясь о практической ограде преданий, они, напротив, усиленно стараются исключить из разумения Слова Божия всякий традиционный элемент. Протестансткое изучение Библии перешло в критику, а критика перешла в отрицание. В наши дни (статья опубликована в 1884 году) для передовых учителей протестантизма Библия уже не есть опора веры, а только предмет отрицательной критики и, если они все-таки склонны придавать ей исключительное значение и более всего ею занимаются, то это есть лишь дело привычки.... Религиозное учительство, в свою очередь уступает место школьной учености, преимущественно антихристианского направления... Теперешним разрушителям библейских текстов нечего сказать миру и некуда вести его" В.С.Соловьев. Еврейство и христианский вопрос. В кн.: "Русская идея и евреи. Роковой спор." Москва, "Наука", '994, с. 16-61 . Более века спустя после того, как эти

жесткие слова были сказаны, в протестантской библеистике произошли серьезные изменения. Теории, родившиеся в эпоху "высокого критицизма", сегодня в значительной степени не выдержали испытания методами позитивной науки, на которые так уповали ученые (и отнюдь не только и не столько библеисты) в прошлом
столетии. И издаваемый ныне учебник прекрасно иллюстрирует как само преодоление разрушительных тенденций в библеистике, так и неполноту этого преодоления. Авторы явно принадлежат к умеренно-консервативному крылу протестансткой теологии и весьма далеки от расплывчатых позиций либерального богословия, не видящего разницы между Писанием и текстом, Богодухновенностью и вдохновением, Откровением и открытием. И тем не менее, отрицая либеральное богословие и критикуя "минималистские" установки в отношении Библии, авторы все же редко выходят из круга проблем и вопросов, поставленных в эпоху библейского гиперкритицизма. "Бой" библейскому либерализму дается "на его поле". А здесь созданы условия, не слишком благоприятные для библейской веры... Чего только стоит требование критиков найти внебиблейские подтверждения исторического существования патриархов! Авторы учебника справедливо ссылаются на данные раскопок, которые показывают, что описания повествований о патриархах в книгах Бытия НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ историческому контексту и, вероятнее всего восходят именно к той эпохе, с которой жизнь Авраама, Исаака и Иакова соотносится в Библии. Но для веры не довольно ли слов Самого Иисуса Христа, сказавшего, что Бог Авраама, Исаака и Иакова - "не есть Бог мертвых, но живых"(Мф. 22.32), и тем самым засвидетельствовал существование родоначальников Богоизбранного народа. И в рамках традиционного христианского сознания подвергнуть сомнению историчность патриархов автоматически означает усомниться в словах Того, кто Сам был воплощенное Слово и "свидетель верный" (Отк. 1.5)
Тем же стремлением сопоставлять тексты Библии и, быть может, неосознаваемой недооценкой Божественности Иисуса, следует объяснить рассуждения о том, какая из книг Ветхого Завета оказала "наибольшее влияние на Спасителя".
В журнале "Time" за январь 1996 года была опубликована статья "Являются ли Библейские сказания истиной?" Один из тезисов статьи - в любой момент археологическая находка в Святой Земле может ЛИБО ПОДТВЕРДИТЬ ЛИБО ОПРОВЕРГНУТЬ слово Библии. Автору этих строк приходилось часто слышать о якобы вновь найденных свитках и документах, которые вот-вот "прольют истинный свет" на содержание Библии... При этом ожидается, что в результате библейской археологии вот-вот утвердится окончательный взгляд на Книгу Книг как на величайший памятник мировой культуры. И только. Авторы уделяют максимальное внимание параллелям Библии и внебиблейских источников, как бы поддаваясь общей тенденции века - испытывать все разумом. Вместе с тем в значительной мере уходит на задний план внутренняя гармония Священного Писания, то "всепокрывающее единство" (термин авторов учебника), которое характерно для библейских текстов -вне зависимости от авторства и времени написания.
Мы верим, что Слово Библии непогрешимо и обычно уделяем внимание верному истолкованию текста, в истинности которого не сомневаемся... При прочтении Ветхого Завета христиане традиционно ищут в нем последовательность Божьего плана спасения сынов Адама, ищут "прототипы", то есть те сюжеты, которые прообразуют события Нового Завета. Тысячелетия христианского богословия породили особую библейскую науку - типологию, которую проще всего было бы определить как "присутствие Нового Завета в Ветхом". Авторы с одной стороны

подчеркивают преемственность двух Заветов, а с другой критикуют типологический подход к Ветхому Завету, отдавая явное предпочтение не метафорическому, но буквальному, рассматриваемому в определенном историческом контексте, пониманию Библии. Им остаются чуждыми даже изыскания Мартина Лютера в области типологии. Что касается опыта толкования Библии, сложившегося в первые четыре века христианства, то этот опыт остается "за кадром" учебника, хотя в предисловии авторы и отдают должное радикальной интерпретации Ветхого Завета Спасителем и Его Апостолами. Не анализируются даже такие общепринятые в мировом христианстве "прообразующие" сюжеты Библии как жертвоприношение Авраама и исцеления от укусов змей в пустыне посредством вознесенного на древо медного змия.
Что поделать: научное исследование текста всегда обращено в прошлое, в историю, оно всегда ищет параллели и подтверждения событий вне самого текста. Этим исследование Писания и отличается от проповеди, которая привносит Слово в контекст сегодняшней жизни и рассматривает современную историю сквозь призму библейских событий. Как рядовой верующий читатель Библии так и священник или пастор ищет в Слове Божием опору и смысл своего существования "здесь и теперь". Ученые более заботятся о том, чтобы реконструировать значение Слова для тех людей, к которым оно было НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЩЕНО, не всегда помня о том, что Слово обращено ко всем и - на все времена.
И тем не менее - заинтересованный читатель найдет в учебнике не только обзор богословской полемики и теорий, но и сложную, полную драматизма картину Ветхозаветной истории в том виде, в котором она восстает из руин и документов, найденных на Ближнем Востоке, он лучше поймет жизнь и быт Народа Завета, а многие сложнейшие проблемы, с которыми обычно сталкивается читатель Библии, возможно, уже не покажутся столь неразрешимыми.

Борис ХЕРСОНСКИЙ

 

ББК 87.36
Dewey 221.61 Las.
Уилльям Сэнфорд Ла Сор, Давид Аллан Хаббард, Фредерик Уилльям Буш.
ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА: Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета. [Пер. с англ.] - Одесская Богословская Семинария ЕХБ, изд-во "Богомыслие", 1998.- 615 с. ("Библейская кафедра").
ISBN 5-7707-4437-5 1. Библия, Ветхий Завет -- Обзор

Это одна из лучших книг в своем роде.
Авторы - высокоавторитетные представители консервативного направления в христианском богословии. Однако в своем изложении они не навязывают своего решения спорных вопросов, сохраняя объективность и глубину рассуждений.
Преподаватели и студенты богословия найдут здесь массу информации, неоценимой как в научных исследованиях, так и в процессе обучения.
Пер. с англ. Б.Г.Херсонский, А.Ф.Тихомиров.
Редакторы Б.Г.Херсонский, А. Ф. Тихомиров.
Технический редактор Л. А.Зотова. Корректор В.А.Сологуб.
Old Testament Survey: The Message, Form, and Background
of the Old Testament
Copyright О 1982 by Wm. B. Eerdmans Publishing Co. All rights reserved. ISBN 0-8028-3556-2
ISBN 5-7707-4437-5 © 1998, Одесская Богословская Семинария,
"Богомыслие"

ОДЕССКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ ЕХБ
Уилльям Сэнфорд С. Ла Сор
Давид Аллан Хаббард
Фредерик Уилльям Буш
ОБЗОР
ВЕТХОГО ЗАВЕТА
«БОГОМЫСЛИЕ»
«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ»
1998
Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета

Ветхий Завет был Библией Христа и апостолов. Повсюду (за исключением 2 Пет.3.16) слова "Писание" и "Писания" в Новом Завете относятся к Ветхому Завету (напр., Ин.5.39; 10.35; Деян.8.32; Гал.3.8; 2 Тим.3.16). Спустя два десятилетия после Христа, немногие части существовавшего в то время Нового Завета еще представляли собой лишь фрагментарные сообщения о Его жизни и учении. В этот период, когда живая Церковь распространяла свое влияние на Сирию, Малую Азию и Северную Африку, основой для ее проповеди был Ветхий Завет, истолкованный Самим Христом.

ИИСУС И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

"Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне" (Ин.5.39)
Христос признавал абсолютный авторитет Писания, сохраняя за Собой право быть его истинным толкователем. Хотя в Новом Завете Христос резко критиковал еврейских вождей, Он никогда не вступал с ними в конфликт по поводу богодухновенности и авторитета Ветхого Завета. Наоборот, Христос часто обращался к Писаниям для обоснования Своей Божественности и учения. Это подтверждается заявлением: "написано", упомянутым трижды в повествовании об искушении (Мт.4.1-11), что является явным свидетельством Его личного признания авторитета Ветхого Завета и в Его споре с евреями по поводу права называться Сыном Божиим (Ин. 10.31-36), что выражает абсолютную достоверность Священного Писания.
Признавая, таким образом, Ветхий Завет записанным словом Божиим, Иисус следует евреям, много веков назад признавшим авторитет Писания в соответствии со своим уникальным опытом как народа Божия. Слова и дела откровения Божия были обращены к ним с такой силой и ясностью, что они сохранили и сберегли их как сокровище в письменной форме. Постепенно среди израильтян начала создаваться авторитетная литература: законы, повествования об их прошлом, предсказания их пророков, учение их мудрецов, гимны и молитвы их поклонения. В этих документах, которые сформировали понимание их жизни, веры и предназначения, они признавали слово одного Господа, Которого они почитали как единого истинного Бога.
Хотя Христос разделял отношение своих еврейских современников к авторитету Ветхого Завета, Его истолкование Ветхого Завета сильно отличалось, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, как и пророки, Христос видел несостоятельность многих еврейских законов,  в которых рутина и ритуал стали


2                                                                          ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
бессмысленными заменителями чистоты сердца и социальной заботы (напр., Мк.7.1-13; Мф.9.13; 12.7, которые цитируют Ос. 6.6). Как истинный пророк, новый Моисей, Христос дал Свое толкование закону в Нагорной проповеди (Мт.5-7). Отвергая еврейское толкование закона и подчеркивая любовь, прощение и духовное благочестие, Христос показал новое значение некоторых основных пророческих тем, которыми многие евреи пренебрегали, придавая основное значение букве закона.
Во-вторых, еще большим отличием является то, что Иисус заявил, что через Него воплотилась в жизнь главная тема Ветхого Завета, т.к. Он является обещанным и предсказанным Спасителем. Его заявление в синагоге в Своем родном городе - "ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк.4.21) - можно рассматривать как краткое изложение Его притязаний. Это сознание Своих полномочий не только привело Его к конфликту с еврейскими начальниками, но и сформировало отношение Его последователей к Священному Писанию (Лк.24.44-45).
Христос революционизировал толкование Ветхого Завета, объединив различные доктринальные течения и сосредоточив их все на Себе. Он был великий пророк, как Моисей, Который дал новый закон с вершины горы; несравненный Священник, Который разрушил всю храмовую систему (ср. Мф.12.6; Ин.2.13-15); мудрый Царь, "больше Соломона" (Мф. 12.42); Сын Давидов и Господь, законный наследник израильского престола (Мк. 12.35-37); победоносный Сын Человеческий (Дан.7.13 и далее; Мк. 13.26); страдающий раб (Ис.53; Мк. 10.45). В Нем нашли свое завершение великие темы пророческого ожидания.
По сравнению с точкой зрения большинства еврейских современников Христа, Его подход к Ветхому Завету является динамичным, а не статичным. Он рассматривал Ветхий Завет не как реестр незыблемых принципов, регулирующих религиозное поведение, а как богодухновенное и авторитетное описание работы Божией в истории, работы, которая ведет к ее развязке в Его грядущем Царстве. Так же как слова Иисуса являются духом и жизнью (Ин.6.63), так и Ветхий Завет в Его толковании становится руководством к жизни (Ин.5.39).
Придавая большое значение пророкам, как истинным толкователям закона, и фокусируя ветхозаветное откровение на Себе, Христос дал образцы библейского толкования, принятые евангелистами и апостольскими писателями. Например, Матфей постоянно заботится о сохранении соответствия между событиями в мессианской жизни Христа и ветхозаветными пророчествами, что он часто подтверждает словами "да сбудется реченное" (напр. 1.22; 2.15, 17, 23; 4.14; 12.17; 13.35; 21.4; 27.9), а Иоанн часто прямо или косвенно сравнивает Моисея со Христом (напр.1.17; 3.14; 5.45-47; 6.32; 7.19).
ПАВЕЛ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Будучи евреем и раввином, Савл Тарсянин хорошо знал Ветхий Завет; а как христианин и апостол — Павел увидел новый смысл в знакомом тексте. Подобно Иисусу, он признавал богодухновенность и авторитет Священного Писания (2 Тим.3.16) и видел его глубочайшее значение в предвосхищении и подготовке Нового Завета. Сходство между отношением Христа и Павла к Ветхому Завету не случайно. Несомненно, что Христос выделил соответствующие отрывки из Ветхого Завета и


АВТОРИТЕТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА                                                                      3
научил Своих учеников принципам, на основании которых эти отрывки должны быть истолкованы1.
В своих основных Посланиях - к Римлянам, Первом и Втором к Коринфянам и к Галатам - наиболее ярко проявляется зависимость Павла от Ветхого Завета. Мы находим в них большую часть его более чем девяноста цитат из Ветхого Завета. Как великие богословские темы, так и средства аргументации в этих ключевых доктринальных Посланиях весьма часто взяты из Ветхого Завета. Его готовность признать авторитет Священного Писания, его использование Ветхого Завета в своих аргументах, его отношение к суждениям Писания и почитание его святости - образец для всех, кто желает последовать его подходу к толкованию пророчеств Божиих.
Изменение в понимании Павлом Ветхого Завета было столь огромным, что Христос стал для него самой сутью ветхозаветного откровения.
Для Павла Христос был не только тем, что придает дополнительный смысл Ветхому Завету, но тем Единственным, что позволяет по-настоящему понять Ветхий Завет. Он не просто видел Христа в Ветхом Завете, он рассматривал всю перспективу Ветхозаветной истории и пророчеств с "отправной точки" Мессианского Века, в котором Ветхий Завет предстал открытым и исполненным в Иисусе Христе и Его новом творении2.
Степень, до которой Павел обосновывает свои доктринальные наставления в Ветхом Завете, отражена в темах, которые косвенно или прямо отражают его влияние: грехопадение человека и его последствия (Рим.5.12-21), универсальность греха (3.10-20), послушание и страдания Христа (15.3), оправдание верой (1.17; 5.1 и далее; 10.5 и далее) и окончательное спасение евреев (11.26)'.
В Посланиях Павла не меньшую роль играет и типология4. Изучение новозаветной типологии5 подчеркивает неразрывность между использованием Христом и Павлом ветхозаветных типов и противопоставляет их экзегетическим методам Филона Александрийского и еврейских писателей-раввинов. Сегодняшнее возрождение интереса к типологии вызвано, по крайней мере отчасти, новым отношением к единству Библии и методам, в которых новозаветные писатели следуют ветхозаветным. Осознание того, что единство Библии является динамичным, основанным на неразрывности работы Божией в обоих Заветах, помогло объяснить исторический характер библейской типологии6. Для Павла один и тот же Бог работал в обоих заветах, и образцы Его прошлой работы были прототипами Его настоящих и будущих дел. При использовании примеров работы Божией в прошлом для того, чтобы показать Его настоящие и будущие дела, как Христос, так и Павел следуют
' По этому поводу см. также С.Н. Dodd, According to the Scriptures (London, 1952), pp. 108 ff. Cf. E.E.Ellis, Pauls Use of the Old Testament, Grand Rapids: 1957, p. 113.
2 Ellis, ibid., pp. 115 .
3 Ibid, p. 116.
4   Типология определяется как "установление исторической связи между определенными
событиями и личностями либо вещами в Ветхом Завете и сходными событиями, личностями и
вещами в Новом Завете", см. G.W.H. Lampe and K..J. Wollcombe, Essays in Typology (London:
1957), pp. 147 ft".
5 E.g., там же.
6 Там же., pp. 147 ff.)


4                                                                          ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
примеру самого Ветхого Завета, в котором, например, Исход из Египта дает образец для возвращения из пленения - Нового Исхода (ср. Ис.43.16-20). Ветхий Завет важен для Павла не своим мистическим, духовным значением, а своим богодухновенным сообщением о созидательной, избирательной и искупительной работе Божией, завершившейся в Новом Веке, начавшемся с воплощения Иисуса Христа.
Те, кто акцентировали историческую неразрывность Библии, не всегда указывали на моральную и этическую связь между обоими Заветами. Хотя Новый Завет несомненно превосходит Ветхий по своему этическому видению, ветхозаветное откровение оказало большое влияние на темы, более полно раскрытые в учении Христа и апостолов. Павел отмечал важность ветхозаветных этических и моральных наставлений (2 Тим.3.16-17), и его писания наглядно отражают их использование ранними христианами (1 Кор.10.1-11).
Поразительна та свобода, с которой Павел и другие новозаветные писатели (особенно Матфей) иногда толкуют Ветхий Завет. Иногда они не следуют известной греческой или еврейской текстуальной традиции. Всегда признавалось, что апостольские авторы иногда вводили интерпретативные тенденции в свои цитаты. Однако эти интерпретативные толкования обычно не являются произвольными или случайными, а должны рассматриваться как изложения цитат, не придерживающиеся текста с рабским буквализмом, но и не изменяющие его смысла необоснованным толкованием . В своем толковании Священного Писания Павел уделяет большое внимание его историческому фону и грамматической структуре текста. Однако он толкует исторические события не столько в их прошлом значении, сколько в их значении для последующего исполнения; пренебрегая формальной грамматической структурой, он показывает значение, которое грамматически возможно, а также соответствует всему толкованию ветхозаветного откровения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные нами образец авторитета и принципы толкования можно легко применить и к другим новозаветным писаниям, таким как Послание к Евреям, Послание Иакова и Откровение. Наполненное ветхозаветными ссылками и цитатами, каждое из них имеет свой собственный метод их использования. Иаков, например, находится под сильным влиянием израильской литературы Премудрости, и особенно учительского стиля имышления Христа, наивысшего из мудрецов. Автор Послания к Евреям употребляет такие ветхозаветные тексты и образы, которые помогают ему показать значительное превосходство Христа и Его Нового Завета. Иоанн в Откровении, убежденный, что Христос есть Альфа и Омега, описывает космическое завершение истории, употребляя для этого термины, заимствованные из ветхозаветных описаний милосердия и суда Божия ; этим его книга указывает на то, что завершение мира и торжество Царства Божия было предсказано и страстно ожидалось пророками.
Следуя примеру своего Господа в признании авторитета Священного Писания, новозаветные писатели видели в нем не только букву, которая убивает, но богодухновенное свидетельство искупительных деяний Божиих, единственного источника жизни. Они читали Священное Писание не как безжизненное собрание законов порабощения, а как первые акты великой драмы спасения, драмы, центральным действующим лицом которой был их Господь. Современные читатели нуждаются в прочтении этих первых актов не в меньшей степени, ибо в них можно


АВТОРИТЕТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА                                                                     5
увидеть деяния Божий и ту реакцию (от подчинения до бунта) которую они воспламеняли в людях. То, что было важным, авторитетным и основным для Господа и ранней Церкви, не может не иметь такого же значения и сегодня (1 Кор. 10.11).
Как для поклонения, так и для изучения, человечество нуждается в полном откровении, во всей Библии. Ветхий Завет принадлежит не только одному еврейскому народу, но всем людям. Это описание путей работы Божией; это краткое изложение того, что Он требовал; это сообщение о Его приготовлении путей для пришествия Христа; это лучший холст, на которомй можно увидеть картину Его отношения к семье человеческой на протяжении веков. Кратко говоря, это обязательное основание, на котором построен Новый Завет. Чтобы понять Ветхий Завет как христианское Писание, надо увидеть его глазами Иисуса и Его апостолов. Они были особым образом вдохновлены Духом Божиим, чтобы быть в состоянии понять смысл Его откровенных слов и дел, как и направления, в котором они двигались.
Однако, в то же самое время современный читатель должен попытаться увидеть ветхозаветные отрывки своими собственными глазами. Он может спросить: "Что говорил ветхозаветный автор своему собственному времени?". Читатель должен представить себя сидящим вместе со слушателями на базаре, у городских ворот, в Храме или синагоге и попытаться понять Божий слова так, как их слышали те, к которым они непосредственно обращались. Он должен увидеть Бога своими собственными глазами и понять Его цель в своей жизни. Иными словами, надо уметь чувствовать первоначальный контекст ветхозаветного отрывка. Почему он был написан и когда? На какой вопрос он должен был тогда дать ответ? Что он говорил людям о воле и путях Божиих или об их ответственности, о которой они иным путем никогда бы не узнали? Только когда читатель поймет какой смысл имел отрывок во время его написания, он сможет увидеть всю важность этого отрывка для христианской веры и жизни. Ветхозаветный контекст не скажет всего, что необходимо знать для того, чтобы увидеть значение этого отрывка. Но если не начать с этого, то легко исказить Священное Писание, приспособив его к своим собственным целям. Надо проникнуть в смысл того, что хотел сказать отдельный автор, чтобы увидеть значение, заложенное Автором, Духом Божиим, Который говорит через все Священное Писание и слова Которого делают всю Библию авторитетной для Его народа.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:
Barr, J. "The Authority of the Bible: A Study Outline". Ecumenical Review 21 (1969): 135-166.
(Исторически, это "Западная проблема".) Bright. J. The Authority of the Old Testament. Nashville: 1967. (Основное внимание уделяется
истолкованию для проповеди.) Coats, G.W., and Long, В.О., eds. Canon and Authority. Philadelphia: 1977. (Особый интерес
представляют очерк Long   о пророческой власти и W.S.Towner   о мудрости.) Cunliffe-Janes, H. The Authority of the Biblical Revelation. Boston: 1948. (Делает различие между
историческим и богословским исследованием Библии.) Dodd, C.H. The Authority of the Bible. Rev. ed. New York: 1938.
Forstman, H.J. Word and Spirit: Calvin's Doctrine of Biblical Authority. Stanford: 1962. Fullerton, K. Prophecy and Authority. New York: 1919. (Исследование по истории доктрины и
истолкованию Писания.)


6                                                       ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Hebert, A.G. The Authority of the Old Testament. London: 1947. (Особенно интересны разделы по
буквальному и духовному истолкованию.) Hesse, F. "The Evaluation and the Authority of Old, Testament Texts". Trans. J.A. Wharton. Pp. 285-
313 in С Westermann, ed., Essays on Old Testament Hermeneutics. Ed. J.L. Mays. Richmond:
1963.
Johnson, R.C. Authority In Protestant Theology. Philadelphia: 1959. Marsh, J. "Authority." IDB 1:319f.
Kelsey, D.H. The Uses of Scripture in Recent Theology. Philadelphia: 1975. Ramm,  B.L.  Protestant Biblical Interpretation.   3rd  ed.  Grand  Rapids:   1970.   (Учебник  no
герменевтике для консервативных протестантов.) Reid, J.K.S.   The Authority of Scripture: A  Study of the Reformation and Post-Reformation
Understanding of the Bible. New York: 1957. Richardson, A., and Schweitzer, W. Biblical Authority for Today. Philadelphia: 1951. (Особенно
стр. 17-126-разновидность протестантских взглядов основного течения.)

 

ГЛАВА 2
ОТКРОВЕНИЕ И БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
Библию можно рассматривать в двух направлениях. Как литературное произведение Древнего Ближнего Востока ее можно изучать вместе с другими литературными ис­точниками, сходными и созданными приблизительно в тот же самый период. Одним из ценных аспектов этого метода является признание, что библейский народ был реальным народом, которого больше интересовала цель земной жизни, чем получение откровения от Бога и поклонение Ему путем различных культовых актов. Точке зрения, что это был изолированный народ, противоречит библейское свидетельство, которое показывает, что многие народы и некоторые религиозные системы постоянно соприкасались с народом Божиим. В то же время, этот сравнительный подход имеет несколько недостатков. Может быть, самым важным из них является тот факт, что акцент на сходствах между народом Божиим и окружающими его народами отводит на второй план важные между ними различия. Несомненным фактом является то, что другие древние ближневосточные религии исчезли, тогда как библейская религия со­хранилась, и объяснить это можно скорее всего отличительными характеристиками библейской религии.
Другой подход к изучению Библии начинается с того, что она сама говорит о себе. Это не означает отрицание древней ближневосточной истории и географии или религий и культур того мира, потому что Библия не делает этого. Но некоторые характеристики библейской религии являются либо уникальными, либо сильно от­личают ее от религий окружающих народов. Одной из них является концепт, что Яхве, как в Ветхом Завете именуется Бог1, желает общения со Своим народом и поддерживает это общение.
Библия начинается с описания того, как Бог, сотворивший мир, небо и землю, создал также и человеческую семью2 по Своему образу и подобию (Быт. 1.26), и на-
Из этого не следует, что Яхве не является Богом Нового Завета, хотя и это имя не встречается в новозаветных текстах.
2 Евр. adam - общий термин, охватывающий как мужчин так и женщин.


 ΛΛΛ     >>>   

   является   не   очень   подходящим названием сироту  ветхого
Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 6 пророки
Израиль понес потери
13 17 прозаическая речь осуждения
Гальбиати Э. Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет

сайт копирайтеров Евгений