Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

376


ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА



Водоем в Иерусалиме. Поздний бронзовый век. (см. Иер.38.6)
"Если ты обратишься, то Я восстановлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобой, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь" (15.19-20). (2) Иеремия бесстрашно отстаивал свои убеждения. Как видно из частичного
перечня его страданий от рук его врагов, угрозы, исходящие от семьи, царской власти


ИЕРЕМИЯ                                                              377
или священства не могли заставить его смягчить свое пророчество. Он знал, что он должен делать, и делал это... не всегда удачно, но всегда верно и отважно.
(3) Иеремия проявил также страстную ненависть к нравственно и духовно не­
здоровому поведению. Вспышки его ярости против идолопоклонства (напр., гл.2-5),
социальной несправедливости (напр., 5.26-29) и лжепророчества (напр., ст.ЗО-31) -
пример его праведного негодования. Его требование суда было таким неумолимым,
что временами его молитвы о подтверждении его пророчества становятся просьбой о
мщении его врагам:
"Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы
отвратить от них гнев Твой. Итак, предай сыновей их голоду и подвергни их мечу;
да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью,
и юноши их умерщвлены мечом на войне" (18.20-21).
Если временами он и выражался слишком сильно, то это было больше признаком величия, чем слабости. Иеремия серьезно относился к греху, потому что он серьезно относился к Божественной правде. Уже позднейшему Страдальцу надлежало по­казать, как нужно ненавидеть грех и в то же время заступаться за грешников.
(4) Иеремия сочетал чувствительность к страданиям своего народа и милосердное
человеколюбие. Его роль пророка осуждения часто вступала в конфликт с его любо­
вью к своему народу и земле6. Видеть нераскаянность и безразличие перед лицом
надвигающегося осуждения было мечом для его сердца:
"Да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом" ( 14.17).
Хотя и будучи серьезным, как того требовала его доля, Иеремия не был мрачным. Он находил определенную радость в своем близком общении с Богом, и помощи таких пламенных преданных друзей, как Варух. То, что его послание находило отклик у священника Софонии (29.29); что князь Иудейский Ахиким защищал его (26.24); что эфиопский евнух посмел спасти его из грязевой ямы (38.7-13); и что Седекия тайно слушал его, - все это наводит на мысль, что Иеремия был способен на теплую дружбу, несмотря на его пророческую суровость.
(5)  Последней и замечательной характеристикой была надежда Иеремии на
будущее, надежда,  основанная не на бойком оптимизме,  а на суверенности и
верности Божией. Такой же Неослабной, как и его провозглашение осуждения, была
его весть о будущей надежде для земли, после того как она будет очищена судом. В
преддверии катастрофы он проявил свою уверенность покупкой собственности в
Анафофе, свидетельствуя тем самым о своем ожидании, что Бог позволит Своему
народу вновь поселиться в их земле (32.1-44).
Композиция Книги7. О том, как составлялась Книга Иеремии, известно больше, чем о любой другой пророческой книге, хотя и не со всеми подробностями. Часть
'Канлифф-Джоунз, там же, стр.34, приводит несколько мест, отражающих близкое знание Иеремией забот его земли: напр., 1.11; 2.23, 31; 4.7, II; 5.6; 6.29; 7.11, 18, 34; 8.7; 12.5; 14.6; 17.8, И; 18.3-4; 22.6. См. также E.F.F.Bishop, Prophets of Palestine: The Local Background to the Preparation of the ffqy (London: 1962), p.l55ff.
'Описание сложной структуры и различных типов литературы в Книге Иеремии см. в кн. J.Bright "The Book of leremiah: Its Structure, Its Problems and Their Significance for the Interpreter", interp 9 (1955): 259-278.


378                                                  ОБЗОР ВЕТХОГО ЗА BETA
пророческого послания была записана в четвертый год царствования Иоакима (ок.605). Очевидно, письменные пророчества были исключением, поскольку Бог дает особое распоряжение Иеремии записать все, что Он ему сказал, начиная со дней Иосии (36.1-3). Первый манускрипт Варуха был написан во исполнение этого по­веления и, по-видимому, охватывал первые двадцать лет служения Иеремии. Очевидно, он содержал многое из того, что записано в гл. 1-25, основное ударение делая на страшной участи, ожидающей Иудею и Иерусалим за их глубокое нравст­венное и духовное падение.
После того, как Иоаким беззастенчиво сжег первый свиток, Иеремия продиктовал второй, еще более длинный свиток (36.32), который, вероятно, еще ближе соответст­вовал гл. 1-25. То, что существенные части первой половины книги написаны от первого лица, говорит о том, что они либо были продиктованы самим Иеремией, либо были сохранены в том виде, в каком они были первоначально проповедованы. Вторая половина Книги употребляет третье лицо и содержит гораздо больше прозы, чем поэзии.
Согласно обычной теории, имеющей большие достоинства, первая часть книги содержит пророчества (как прозаические, так и поэтические), личные молитвы (исповедания) и несколько автобиографических очерков (призвание, 1.4-19; символи­ческое захоронение пояса, 13.1-11), а вторая часть — в основном, рассказ об эпизодах из жизни Иеремии во время царствований Иоакима и Седекии и после падения Иерусалима. Эти повествования обычно приписываются Варуху, который, будучи близким другом и товарищем пророка, записал эти события и приложил их к раннему собранию, написанному по приказу Иеремии. В отличие от преобладания поэтических пророчеств в гл. 1-25, фактически, вся вторая часть (гл.26-52) написана прозой (даже передаваемая речь). Основные исключения - гл.30-31, составляющие часть Книги Утешения (гл.30-33) и пророчества против народов в гл.46-51.
Библейские исследователи ставят под сомнение принадлежность Иеремии не­которых частей Книги. Сам текст, по-видимому, указывает, что гл.52, которая очень похожа на 4 Цар.24.18-25.30, не следует приписывать Иеремии, поскольку последняя строка 51.64 гласит: "Доселе речи Иеремии". Эта глава была, вероятно, добавлена к редакции Иеремии и Варуха, чтобы своим ярким описанием падения Иерусалима показать буквальное исполнение пророчеств Иеремии.
Часто отрицают принадлежность Иеремии Заповеди о соблюдении субботы8 (17.19-27) на том основании, что ее ударение на строгом соблюдении субботних законов не согласуется с тем, что Иеремия особо подчеркивал внутреннее послуша­ние, а не соблюдение обрядов. Однако, он мог рассматривать соблюдение субботы не как средство снискания благоволения, а как признак покаяния. По-видимому, заповедь о субботе серьезно нарушалась в течение беззаконного царствования Манассии. Восстановление ее силы и сопротивление искушению заняться в этот день торговлей (см.Ам.8.5) могло быть отличным свидетельством душевных изменений9.
Другие места, принадлежность которых Иеремии иногда отрицают, - гл. 10 (чьи мысли и тон напоминают Ис.40-55) и некоторые пророчества против иностранных народов в гл.46-51 10. Однако толкователи все еще не пришли к единому мнению на
8         Напр., Cunliffe-Jones, The Book qfleremiah, стр. 136 и далее.
9  См. защиту подлинности в CT.EIlison "The Prophecy of leremian", Evangelical Quarterly 34
(1962): 24f.
ю Некоторые ставят под сомнение и пророчества об утешении в гл.30-31.


ИЕРЕМИЯ                                                               379
этот счет. Ясным, однако, представляется то, что пророку, чье служение охватывает длительный период времени среди меняющимися обстоятельств, и который так хорошо знаком с посланиями других пророков, должно быть позволено значительное разнообразие в том, что он говорит и как он говорит это, без каких-либо ограничений относительно тона или формы.
Другой критический вопрос касается т.н. второзаконного редактора, который якобы переработал Книгу после того, как Варух придал ей основную форму. Ему приписываются прозаические места, которые подчеркивают важность соблюдения закона (7.1-8.3; 11.1-17; 17.19-27)". Хотя такое редактирование вполне могло иметь место, не менее вероятным представляется то, что сам Варух придал этим речам их окончательную форму. Возможно, если бы больше было известно о древнееврейском прозаическом стиле, т.н. второзаконный стиль рассматривался бы как обычный прозаический стиль VII-VI вв.
История составления Книги Иеремии еще более затуманена ее формой в LXX, где она значительно короче, чем в еврейском варианте12, и передает пророчества в несколько другом порядке. Гл.46-51 - обвинения против языческих народов - встав­лены между 25.13 и 15, пропуская полностью ст.14. Возможным объяснением явля­ется желание редакторов придать Книге форму, похожую на форму Ис.1-39 и Кн.Иезекииля: пророчества суда над Иудеей, пророчества суда над языческими народами и пророчества надежды для Иудеи13. Такое стилизованное расположение является аргументом против первичности структуры перевода LXX. Широкие раз­личия могут указывать на то, что окончательная Книга могла быть издана в несколь­ких вариантах.
СОДЕРЖАНИЕ
Основная трудность в анализе содержания пророчества Иеремии - отсутствие по­следовательного хронологического порядка. Пророчества и эпизоды из различных периодов длительного служения пророка стоят рядом. Поэтому читатель должен быть настороже относительно изменений подразумеваемой исторической ситуации. Некоторые пророчества в тексте ие датированы, и их можно приписывать определен­ным периодам жизни Иеремии лишь с большой осторожностью. Однако, поскольку Иеремия так много внимания уделяет толкованию своего времени и так близко связан с его эпохальными событиями, то представляется наиболее уместным попытаться расположить его писания хронологически и рассмотреть их в связи с трагической судьбой последних царей Иудеи.
Царствование Иосии. Как было указано, призвание Иеремии произошло в тринадцатый год царствования Иосии (1.2). Хотя единственное другое ясное указание на царствование Иосии содержится в 3.6, представляется вполне определенным, что,
"Бентцен обобщает недавние подходы к композиции Книги Иеремии, включая подход 3. Мовинкеля, ставший костяком современного анализа; Introduction 2:119. Сам Мовинкель приводит краткое изложение своих взглядов в Prophecy and Tradition (Oslo: 1946), pp.61-65.
12Бентцен утверждает, что в LXX отсутствует одна восьмая МТ; Introduction 2:118. Г.В. Андерсон оценивает различие в 2700 слов; Critical Introduction to the Old Testament, p. 124.
13 (1) 1.1-25.13; (2) 46.1-51.64 и 25.15-38; (3) 26.1-35.19. Остальная часть Книги описывает страдания Иеремии (гл. 36-45).


380                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
по крайней мере, гл. 1-6 относятся к этому периоду. Пророчества этого раздела каса­ются двух основных тем: разрушения Иудеи с севера из-за ее идолопоклонства (1.13-19) и уверения, что Бог следит за исполнением Своего слова (ст. 11-12).
В описании грехов идолослужения, которые вскоре должны были навлечь на Иудею осуждение, Иеремия использовал все свои недюжинные поэтические способ­ности, чтобы сделать свое осуждение еще более настойчивым и убедительным. Не­верие Иудеи было ужасным по нескольким причинам. Во-первых, ее народ пренебрег множеством проявлений Божественной любви и милости и отвергнулся своего собст­венного религиозного рвения:
"Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы14, бедствие постигло их, говорит Господь" (2.2-3).
Кроме того, оставление Иудеей своего Господа ради других богов беспрецедентно даже среди их языческих соседей:
Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ про­менял славу свою на то, что не помогает... Ибо два зла сделал народ Мой: меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (ст. 11, 13).
Это было сделано, несмотря на ясный пример Израиля, который был опустошен за аналогичные грехи:
"И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее, Иудея, не убоялась, а пошла и сама блудодействовала"15 (3.8).
Развращенность и укоренившаяся непокорность несут с собой осуждение извне. Сион, великий город Божий, должен был быть опустошен захватчиками с севера. Гл.4-6 представляют собой краткие пророчества, которые провозглашают это осуж­дение и выдвигают некоторые причины его. Религиозные лидеры - пророки и священники - называются в гл.5 как основные виновники преступлений Иудеи:
"Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?" (5.30-31).
Определение северного врага вызывает споры. Традиционно наиболее вероят­ными претендентами считались Скифы, упомянутые также в связи с пророчествами Софонии (см.ниже гл.32). Однако их действия в Сирии, Палестине и Египте, описан­ные Геродотом16, находят мало подтверждений в других источниках. Современные исследователи поэтому склонны находить у Иеремии либо общее указание на иноземных врагов, которые обычно вторгались в Иудею с севера, либо конкретное указание на Вавилонию, которая начинала подниматься под властью Набопаласара как раз в начале служения Иеремии. Кем бы ни был этот враг, он был ужасен:
"Т.е. враги Израиля, нападавшие на него.
15     Такие места, в которых идолопоклонство Иудеи рассматривается как духовное пре­
любодеяние, совершенно очевидно показывают влияние послания Осии.
16   История]. 103-6.


ИЕРЕМИЯ                                                               381
"Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как
море, и несутся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою,
дочь Сиона" (6.23).
Интересно, что Иеремия мало говорит о реформах Иосии. Вероятно, он под­держивал их, особенно на ранних стадиях, а его проповедь (напр.гл.З) задавала им тон. Однако так же вероятно, что он не был удовлетворен их результатами, поскольку реформы слишком много внимания уделяли внешнему и оставили сердца людей не­затронутыми. Никакие поверхностные реформы не могли стереть закоренелую порочность, вскормленную десятилетиями неповиновения. Иеремия тщетно искал праведного человека среди бедных и богатых (5.1-5), однако приговор всегда был одинаков:
"А у народа сего сердце буйное и мятежное; и отступили они и пошли" (ст.23). Реформация извне была низкопробной заменой покаяния изнутри.
Не менее загадочно фактическое молчание Иеремии по поводу трагической смерти царя у Мегиддо в 609 г. Летописец отмечает, что пророк остро почувствовал ее: "Вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной..." (2 Пар.35.24-25). Однако сам пророк лишь бегло упоминает это в 22.10. Несомненно, он был поражен, особенно ввиду того, что она последовала от рук египтян — частых мишеней пророческого гнева (напр.2.16-18). Возможно, его молча­ние указывает одновременно на чувства, слишком глубокие, чтобы передать словами, и уверенность в том, что то, что прошло — прошло. Неотложной проблемой было настоящее.
Иоахаз. Сын и преемник Иосии, Иоахаз, лишь кратко упоминается в Кн.Иеремии, и то - после того, как его трехмесячное правление было оборвано его высылкой в Египет (4 Цар.23.31-35). Очевидно, фараон Нехао, который помогал осажденным ассирийцам, стремясь остановить возрождение вавилонского могущества, чувство­вал, что Иоахаз (известный также как Селлум) был ненадежным вассалом. Не рискуя столкнуться с мятежом в Иудее и обрывом линий снабжения и связи, Нехао посадил на престол другого сына Иосии, Елиакима, а Иоахаза отправил умирать в Египет. В коротком пророчестве (22.10-12) Иеремия призывает оставшихся в живых оплакать не умершего Иосию, а росланного царя, "ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей".
Иоаким. Как только воцарился Елиаким, чье коронационное имя было Иоаким, Иеремия вступил в борьбу с ним на трех фронтах. Воодушевленный сокрушительным поражением Сеннахерима во время царствования Езекии, Иоаким призвал свой народ надеяться на храм и принесенные в нем жертвы, как на защиту от иностранного нашествия. Самоуспокоенность стала частью общественной жизни, независимо от того, какой бы порочной ни была частная жизнь и какой бы угрожающей между­народная обстановка. Однако храму предстояло пережить участь, которой филистим­ляне подвергли святилище в Силоме (1 Цар.4-6). Песня ложной уверенности ("Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень"; Иер.7.4) должна была смениться плачем плена, если царь и народ не исправят пути свои (7.1-8.7; 26.1-24).
Иеремия осуждал Иоакима также за чудовищные нарушения условий Книги Завета, вновь найденной его отцом. Среди особо запрещенных, однако явно со­вершаемых грехов было угнетение чужестранцев, вдов, сирот, кровопролитие,


382                                                  ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
идолопоклонство, воровство, прелюбодеяние и даже жертвоприношение детей (7.5-10, 30-31). В течение нескольких лет Иоакиму удалось искоренить все реформы его отца.
Это жестокое угнетение сопровождалось роскошью, совершенно неприемлемой для иудейского царя-слуги:
"Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его; кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные", - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо" (22.13-15).
Тому, для кого царское великолепие так много значило, наказанием должно стать унижение и позор. Как обычно в пророческих речах осуждения, наказание соответст­вует преступлению:
"Посему так говорит Господь о Иоакиме... Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (ст. 18-19). Иеремия нападал также на внешнюю политику Иоакима. Победа Нехао при Мегиддо позволяла Египту господствовать над Иудеей и ее соседями. Прямо игнорируя Бога, Иоаким вступил в союз, возглавляемый Египтом, в попытке противостоять растущей мощи Навуходоносорова Вавилона. Эти народы наивно полагались на свое обреза­ние, как на талисман, который доставит им победу над необрезанными вавилонянами. Однако, согласно Иеремии, ключом к победе было кающееся сердце, а не обрезанная крайняя плоть:
"Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и не-обрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках17, обитающих в пустыне; ибо все эти народы не-обрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем" (9.25-26). К этому периоду столкновений с Иоакимом относятся исповеди Иеремии, мучи­тельные жалобы, возносящие к Богу глубокие вопросы о правоте Божественных путей. Бог призвал его осудить грех и провозгласить наказание. Однако грех со­хранялся, а наказание откладывалось. Не считая преследований со стороны злобного царя, наиболее острые мучения причиняло Иеремии молчание Божие (см. П. 18-20; 12.1-6; 15.15-18; 18.19-23; 20.7-18)18.
Ответом на мольбу Иеремии об осуждении стали надвигающиеся войска Навуходоносора. В 605 г. при Кархемисе вавилоняне обратили в бегство армию Нехао (см.46.2-24), существенно изменив соотношение сил. Смерть отца Навуходоносора, Набопаласара, задержала на несколько месяцев распространение его власти над Ханааном и Иудеей. Однако нашествие было неизбежно, и в течение двух десятилетий тень Вавилона заслоняла иудейскую независимость:
"Языческий обычай, запрещенный в Лев. 19.27.
18Многие эти места напоминают псалмы-жалобы, в которых страдающий описывает свою боль и обращается к Богу за помощью. Мрачный монолог Иова (Иов 3.1-26) - ближайшая параллель почти самоубийственному отчаянию в 20.14-18.


ИЕРЕМИЯ


383


"Так говорит Господь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий под­нимается от краев земли. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­сердны..." (6.22-23; ср.5.15-17).
Уничтожив свиток, содержащий этот приговор и угрозы (гл.36), Иоаким не только проявил свое презрение к пророку он хотел разрушить силу пророчества. Однако его сила находилась не в надписях Варуха на пергаменте, а в слове Вечного Бога, которое не могло быть нарушено.
В этот критический момент истории Иеремия подвел итог послания, проповедуе­мого им в течение двадцати пяти лет, и напомнил своим соотечественникам о том, что они не покаялись. Семьдесят лет они будут служить царю вавилонскому, и Бог отнимет у них "голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника" (25.1-38, особ. ст. 10-П).
К этому периоду можно отнести несколько пророчеств Иеремии против языче­ских народов (ГЛ.46-49). Победа при Кархемисе сделала Вавилон крупнейшей держа­вой, чья безжалостная политика могла принести лишь вред более мелким народам. Обращения Иеремии к соседям Иудеи в Египте, Моаве, Аммоне, Едоме и Дамаске подкрепляют его утверждения о суверенитете Яхве, напоминают Иудее об устра­шающей мощи ее угнетателей и вновь утверждают надежду, что все ее враги в конеч­ном итоге падут.
В 601 г. Иоаким попытался освободиться от вавилонского господства. Воодушев­ленная неспособностью Навуходоносора покорить Египет, Иудея постаралась до­биться независимости. Это был неверный шаг, который сначала принес боль, а затем смерть. Первым ответом Навуходоносора стала отправка против Иудеи банд халдеев, сирийцев,   моавитян и  аммонитян  (4 Цар.24.2), - они,   возможно,   были  теми


 



Фема
АССИРИЯ И ВАВИЛОНИЯ


384                                                                     ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
"пастухами", которые вызвали горькие жалобы Иеремии:
"Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью" (12.10).
Через три года Навуходоносор сам вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. Приблизи­тельно в это время умер отступник Иоаким19, будучи еще молодым человеком, как и предрек ему Иеремия (22.18-19; 36.30).
Иехония. Краткое царствование Иехонии (три месяца) описано в 4 Цар.24.8-17: захват Иерусалима, пленение царя и его семьи, ограбление храма, пленение лучших воинов и ремесленников. Иеремия сохраняет пафос событий. В опустошении земли Навуходоносором Иеремия видит руку Самого Господа:
"Я развеваю их веялом за ворота земли; лишаю их детей, гублю народ Мой; но
они не возвращаются с путей своих" (15.7). Суровая угроза пленения вызывает громкий плач:
"Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены,
ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши" (9.19; ср. 10.17-18). Хуже всего было то, что высылка Иехонии сулила конец династии Давида:
"Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был
перстнем на правой руке Моей, то и отсюда я сорву тебя и отдам тебя в руки...
Навуходоносора.. ."(22.24-25). И вновь:
"Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком
злополучным во дни свои; потому что никто уже из племени его не будет сидеть
на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее" (ст.ЗО).
Однако, каким бы горьким ни было пленение, оно несло также семена надежды, о чем узнал Иеремия из видения, которое было ему вскоре после высылки Иехонии в 598 г. В нем он увидел две корзины со смоквами - одни свежие, другие гнилые. Божественное толкование отражало надежду и осуждение: хорошие смоквы - плен­ники, сохраненные в чужой земле и возвращенные в Иудею, чтобы служить Господу в новых отношениях любви и веры; скверные смоквы - новый царь Седекия и его сторонники как в Иудее, так и в Египте, которые будут уничтожены голодом и моро­вой язвой (24.1-10).
Седекия. Сын Иосии и дядя Иехонии, Седекия был во всех отношениях марионеткой Навуходоносора. Двадцати одного года от роду, он был посажен на престол завоевателем, который в знак его вассального положения, изменил его имя с Матфании на Седекию (4 Цар. 24.17).
Задача Седекии была колоссальной. Его народ был лишен политического, религиозного и экономического руководства. Его пленный предшественник, который был все еще жив в Вавилоне, рассматривался многими как законный правитель. Назревали беспорядки, если не полная анархия.
"Подробности не приводятся (ср. 4 Цар.24.2). Летописец отмечает, что Навуходоносор "оковал его оковами, чтобы отвести его в Вавилон" (2 Пар.36.6).


ИЕРЕМИЯ                                                               385
Царствование Седекии было отмечено больше слабостью, чем порочностью. Царем управляли его духовные и политические советники, которые не имели для этого ни навыков, ни качеств. Несмотря на общее уважение царя к Иеремии, они подтолкнули его к конфликту с пророком, чья слава значительно выросла после исполнения его пророчеств о пленении.
Одна область конфликта касалась продолжительности пленения. Под влиянием пророка Анании царь и его двор ожидали короткого пленения, возможно, лишь в течение двух лет, после чего Иехония и пленники вернутся (ср.28.1-4). В противо­положность этому, Иеремия отправил пленникам послание, в котором советовал им обстраиваться в Вавилонии и выжидать семидесятилетнее пленение, предсказанное им ранее (29.1-32).
Другая область конфликта - отношения между Иудеей и Навуходоносором. В течение всех беспорядков одиннадцатилетнего царствования Седекии Иеремия при­зывал молодого царя подчиниться власти Вавилона. Через четыре года после прихода к власти Седекии, когда Египет формировал из Едома, Моава, Аммона, Тира и Сидона коалицию против Вавилона, Иеремия настойчиво призывал царя не при­нимать в ней участия. Чтобы наглядно показать волю Господа, Иеремия одел деревянное ярмо как символ подчинения Навуходоносору, которого желал Господь:
"И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю
Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского - этот
народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не
истреблю их рукою его" (27.8).
Слова Иеремии так разъярили Ананию, что он сорвал ярмо с плеч Иеремии и разбил его, надеясь тем самым аннулировать символизируемое им пророчество. Господь, однако, оставался непреклонным: Иудея не должна восставать. Разбитое деревянное ярмо будет заменено железным (28.12-16).
Слова Иеремии наткнулись на непонимание. Седекия принял сторону Египта, и Навуходоносор отомстил ему вторжением в Иудею и осадой Иерусалима (588). Царь отчаянно пытался получить новое послание от Бога, однако ответ был таким же, какой слышал уже десятилетие:
"Вот, Я обращу назад воинские орудия.., которыми вы сражаетесь... с Халдеями,
осаждающими вас вне стены... и Сам буду воевать против... живущих в сем
городе..." (21.4-6).
Падение Иерусалима (586), ограбление храма и пленение Седекии - все произошло, как и пророчествовал Иеремия (39.1-18; 52.1-30). Однако, уже когда столица находи­лась в тяжелой осаде, Иеремия был послан в Анафоф, чтобы выкупить часть своей наследной земли, как знак того, что последним словом Бога будет не осуждение. За пленением последует возвращение (32.1-33.26).
Ложно обвиненный в предательстве и попытке перейти к халдеям, Иеремия страдал от жестокого обращения князей и священников, несмотря на уважение Седекии к его пророческому дару (37.1-38.28). Впоследствии кровавое падение Иерусалима принесло Иеремии, чью жизнь вавилоняне пощадили, некоторое облегчение (39.11-12).
Наместничество Годолии. Длинная цепь осуждения Иудеи достигла своего по­следнего звена, когда Навуходоносор назначил Годолию наместником (40.1-16). Еврейские   националисты рассматривали своего наместника как   вавилонскую


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 11 господь
Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 11 довольно

сайт копирайтеров Евгений