Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

28. И верная Ифидама, надев своё обычное платье, выбежала на улицу. Выспросив, где находится тюрьма и придя туда, она увидела большую толпу, собравшуюся у ворот тюрьмы. Она спросила, отчего это скопление, и ей ответили: “Это из-за благочестивейшего Андрея, заключенного Эгеатом”. И пробыв там один час, вернейшая Ифидама увидела ворота тюрьмы открытыми, и, ободрившись, она сказала: “ Исус! молю Тебя, войди со мною к Твоему рабу”. И никем не увиденная она вошла и застала апостола беседующим с его соузниками, которых он подкреплял наставлениями в вере Господней.

29. И обернувшись, он увидел Ифидаму, и вознесясь душей, сказал Господу: “Слава Тебе, Исус е Христе, Глава истинных слов и обетований, дающий благую бодрость сорабам, единое пристанище борющихся с врагами. Ибо вот Твоя Ифидама, находящаяся, как я знаю, вместе со своей хозяйкою под надзором, пришла сюда, приведенная сюда тоскою (????) по нам; покрой её сейчас, когда она уйдет, и сегодня вечером, когда она придет вместе со своей хозяйкой, так, чтобы никто из врагов не видел их, ибо при том, что произошло со мною, они спешат также некоторым образом быть связаными со мною; Ты Сам сохрани их, Господи, любящих ближних и любящих Бога”.

И помолившись над Ифидамой, Андрей отослал её со словами: “Ворота тюрьмы откроются раньше перед тобою, и снова откроются, когда вы придете сегодня вечером, и вы возрадуетесь в Господе и снова уйдете, чтобы через это вам укрепиться в Господе нашем”.

30. И тотчас же Ифидама, выходя, увидела, что всё было именно так, как сказал ей Андрей. И возвратившись к Максимилле, она поведала ей о душевном благородстве и поведении блаженного, который под стражей не успокаивался, но увещевал тех, кто был заключен вместе с ним, и возвеличивался в силе Господней; и рассказала ей всё, что он сказал ей о них в тюрьме.

И Максимилла, услышав всё, что Ифидама передала ей от апостола, возрадовалась духом и сказала: “Слава Тебе, Господи, за то, что я без страха должна вновь увидеть апостола. Ибо даже если бы целый легион охранял меня взаперти, он не смог бы воспрепятствовать мне увидеть Твоего апостола, ибо их ослепит светлое явление Господа и откровенность Его раба к Богу”. И сказав это, она стала дожидаться часа, когда зажигают светильники, чтобы выйти.

31. Проконсул же сказал неким из своих: “Я знаю дерзость Максимиллы, ибо она не заботится обо мне. Пусть же вход в преторий охраняется не как придется, но пусть четверо идут в тюрьму и скажут начальнику стражи: “Пусть вверенные тебе ворота будут под замком. И смотри, не отворяй никакой их этих могучих сил ни из боязни, ни из почтения, даже если я приду сам, иначе тебе отрубят голову”. И он повелел еще четырем встать у её комнаты и смотреть, не выйдет ли она.

Первые четверо поспешили в тюрьму, другие же прохаживались перед покоями блаженной, как им было приказано. Проклятый же Эгеат пошел есть.

32. Максимилла же, долго молившись Господу с Ифидамою, сказав Господу опять: “пришло время, Господи, идти к Твоему рабу”, вышла из комнаты вместе с Ифидамой, говоря: “Пребудь с нами, Господи, и не останься позади здешних”. И достигнув ворот тюрьмы, она встретила красивого отрока, стоявшего у ворот, которые были открыты, и он сказал им: “Войдите обе к апостолу Господню, он давно ждет вас”. И он вошел впереди них к Андрею и сказал ему: “Андрей! вот те, что радуются о Господе твоём; да утвердятся они в Нём по слову твоему”.

33 (1). […] есть лишь разслабленность в вас. Не убедились ли вы еще сами в вашем заблуждении, не неся еще Его благости? Исполнимся благоговения, возрадуемся вместе щедрому общению с Ним. Скажем себе: блажен наш род, возлюбленный Им! Блаженно наше существование, над которым Он умилостивился! Мы – не тварь, низвергутая наземь, ибо мы были познаны такою высотой. Мы не от времени, чтобы нам уйти во времени; мы не произведение движения, которое уничтожает само себя, и не причина становления, которую ожидает тот же конец. Мы неким образом притязаем на величие. Более того, мы принадлежим Наилучшему: поэтому мы избегаем худшего. Мы принадлежим Прекрасному, Которым мы отвергаем безобразное; Праведному, Которым мы оттограем неправедное; Милостивому, Которым мы оставляем немилостивое; Спасающему, Которым мы обличаем губящего; Свету, Которым мы отвергаем мрак; Единому, Сущему превыше неба, Которым мы узнали, чтo есть земное; Пребывающему, Которым мы увидели преходящее […] предпочтя принести Богу, нас помиловавшему, достойное благодарение (???????????), или свободное слово, или гимн прославления, ради того лишь, что мы были познаны Им”.

34 (2). Высказав это братьям, он отослал их по домам, говоря им: “Вы никогда не будете полностью далеки от меня, рабы Христовы, ради Его любви, ни более чем я буду далек от вас, ради Его посредничества”. И каждый ушел к себе.

И была среди них великая радость довольно много дней, пока Эгеат не думал заниматься делом апостола. С каждым разом они укреплялись в надежде на Господа, и когда они все безбоязненно собирались в тюрьме вместе с Максимиллою, Ифидамою и прочими, над ними никогда не прекращалась ограда и милость (??????) ?осподня.

35 (3). И однажды Эгеат во время тяжбы вспомнил о деле Андрея; и словно обезумев он оставил тяжбу, которую вел, и вышел из судилища. Он прибежал в преторий, кипя от гнева на Максимиллу и в то же время готовый ей льстить. Максимилла же опередила его, быстро вернувшись из тюрьмы домой. Он вошел к ней, говоря:

36 (4). “Максимилла! твои родители, сочтя меня достойным разделить с тобою жизнь, отдали тебя мне в жены, не взирая ни на богатство, ни на знатность, ни на славу, но вероятно, на душевное достоинство. И я не стану, как хотел, приводить для того, чтобы упрекать тебя, многочисленные примеры благодеяний, которые я получил от твоих родителей, уважение и заботливость, которые я тебе оказывал, ни то, что ты управляла мною всю мою жизнь; я пришел узнать от тебя только одно, сознательно оставив судилище. Если ты снова станешь прежнею, живя со мною привычным для нас образом, ложась со мною, соединяясь со мною, вместе со мною делая детей, я покрою тебя всяческими благами; более того, я отпущу чужестранца, которого я держу в тюрьме. Если же ты этого не хочешь, я не причиню тебе ничего дурного, ибо я не в силах это сделать; но я заставлю тебя помучаться из-за того, кого ты предпочла мне. Итак, завтра, подумав, ты скажешь мне, Максимилла, что ты выбираешь. Ибо я готов только на это”.

37 (5). И сказав так, он вышел. Максимилла же опять в обычный час вместе с Ифидамою пришла к Андрею. Она положила руки апостола себе на глаза и, поднося их к устам, целовала их; затем она начала подробно излагать все домогательства Эгеата. И Андрей отвечал ей: “Я знал, чадо Максимилла, что ты сама увлечешься против всего, что обещает плотское совокупление, желая порвать с отвратительною и нечистою жизнью; это давно твердо было в моей мысли. Поскольку же ты хочешь укрепить твою волю свидетельством моего мнения, я свидетельствую, Максимилла: не делай этого, не сдавайся на угрозы Эгеата, не увлекайся его словами, не пугайся его постыдных замыслов, не побеждайся его искуссною лестью, не соглашайся отдаться его нечистой и скверной ворожьбе. Но перенеси всё испытание, обратясь к нам на краткое время, и ты увидишь его всего оцепенелым и уничтоженным, далеко от тебя и от всех твоих сродников.

Особенно же мне надо было сказать тебе (ибо я не умолкну доколе не исполнится видимое дело, которое ты делаешь) то, что запечатлелось во мне; и поистине я вижу в тебе кающуюся Еву, а в себе самом – обретенного Адама. Ибо то, что она претерпела по невежеству, ныне ты, к чьей душе я обращаюсь, возстанавливаешь возставая. И то, что ум претерпел вместе с нею, увлеченный вниз и потерявший сам себя, я исправляю с тобою, осознанно увлекаемый вверх. Её недостатки ты излечиваешь, не страдая тем же; и её несовершенство я исполняю, прибегая к Богу; и то, что она не хотела слушать, ты выслушала; и того, что он принял, я избегаю; и то, в чем они впали в заблуждение, мы познали. Ибо определено, что мы, делаясь лучше, исправляем заблуждение каждого из них.

38 (6). Я же, сказав это так, как сказал, могу сказать и далее: Благо тебе, природа спасаемая, не ожесточившаяся и не спрятавшаяся! Благо тебе, душа, вопившая о том, что претерпела и возвратившаяся к самой себе! Благо тебе, человек, познавший, что не есть твое и поспешивший к тому, что твое! Благо тебе, слушающему сказанное! Я постигаю, что ты превосходишь то, что думается или что говорится. Я признаю, что ты сильнее тех, кто воображает, что покорил тебя; благороднее тех, кто бросил тебя на посрамление, тех, кто увел тебя в плен.

Признав всё это в тебе, человек, и то, что ты нематериален, свят, ты – свет, ты сродни Нерожденному, ты – умственный, небесный, прозрачный, чистый, превыше плоти, превыше мира, превыше начал, превыше властей, сущий над сущими, соберись в себе самом и возстань и постигни умом своё превосходство. И увидев твоё лицо в твоей сущности и разорвав все связи (я не говорю о тех, что связывают со становлением, ни о тех, что превосходят становление, и чьи величайшие имена мы тебе назвали), возжелай увидеть Того, Кто показался тебе, Несотворенного, Которого ты один увидишь вскоре, если будешь безстрашен.

39 (7). Я сказал тебе это, Максимилла, ибо эти слова относятся к тебе в силе своей. Таким же образом, как Адам умер в Еве, сочетавшись с её согласием, я – ныне, живущий в тебе, хранящей Господню заповедь и приступающей к достоинству твоей сущности. Попри угрозы Эгеата, Максимилла, ибо ты знаешь, что мы имеем милующего нас Бога. Пусть раскаты его голоса не колеблют тебя, но оставайся чистою. Что же до меня, то пусть он мстит мне не только тяготами заключения, но и бросит зверям и мучает огнём, и скинет в пропасть: что в том? Это тело – всего лишь единая вещь , пусть он распоряжается им, как хочет, ведь оно сродни ему.

40 (8). Снова слово моё к тебе, Максимилла! Я говорю тебе: не отдавайся Эгеату. Стой твердо перед его уловками, тем более, что я видел Господа, Который сказал мне: “Андрей, отец Эгеата, дьявол, освободит тебя из этой тюрьмы через него”.

Впредь твоим делом да будет сохранять себя чистою, незапятнанною, святою, непорочною, несмешанною, вне прелюбодействия, безразличною к отношениям с тем, кто чужой для нас, непоколебимою, цельною, без слёз, неуязвимою, непреклонною перед грозою, неразделенною, нечуткою к делам Каина. Ибо если ты не предашься противному этому, Максимилла, я тоже обрету покой, будучи принуждаем оставить эту жизнь ради тебя, то есть ради меня самого. Если же я буду изгнан отсюда, быв способен благодаря тебе принести пользу и другим моим сродникам, а ты поддашься на речи Эгеата и на лесть его отца змия настолько, что вернешься к твоим прежним делам, знай, что я буду наказан по твоей вине, доколе ты сама не признаешь, что я отверг земную жизнь ради недостойной души.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

что пришел проконсул
Стратокл природе апостола

сайт копирайтеров Евгений