Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И сказав так, блаженнейший, стоя на земле и глядя прямо на крест, взошел на него, повелев через братьев палачам подойти и исполнить предписанное им. Ибо они оставались поодаль. Те подошли и только привязали его по ногам и под мышками, не пробивая гвоздями ни рук, ни ног, и не сломав ему ни одного сустава, имея такой приказ проконсула; ибо тот хотел его помучать, оставив висеть, чтобы ночью он был заживо пожран собаками.

55 (5). И братья, стоявшие вокруг в таком множестве, что их нельзя было сосчитать, видя, что те удалились, не сделав блаженному ничего из того, что делают распинаемым, ждали, что он скажет им еще что-нибудь; ибо распятый, он водил головою, улыбаясь. И Стратокл спросил его: “Почему ты улыбаешься, раб Божий Андрей? Разве не внушает нам твой смех скорбь и слезы, ибо мы теряем тебя?” И блаженный Андрей отвечал ему: “Не должно ли мне смеяться, чадо Стратокл, над тщетною хитростью Эгеата, посредством которой он хочет отомстить мне? Он еще не уверился в том, что мы чужие ему и его каверзам. Он не может слышать, ибо если бы он мог, он услышал бы, что невозможно отомстить человеку, который принадлежит Исус у и который познан Им”.

56 (6). И сказав это, он обратил слово ко всем, ибо народ сбежался, возмущаясь несправедливым судом Эгеата: “Мужи, стоящие около меня, женщины, дети, старцы, рабы, свободные и все прочие, кто будет слушать! Если вы думаете, что смерть – предел этой преходящей жизни, немедля покиньте это место. Если вы полагаете, что соединение души и тела и есть душа, так что по их разделении не существует ничего, вы думаете как звери и должны считаться дикими зверями. Если вы любите нынешние наслаждения и ищете их во всём, как единственный плод, вы подобны ворам. Если вы думаете, что вы сами – только эта видимость и ничего более, вы рабы невежества и глупости. Если вы думаете, что этот ночной свет единственный, и другого нет, вы сродники этой ночи. Если вы питаетесь этою земною пищей, дающей вес телу и силу составу крови, вы сами земные. Если вы думаете обрести блаженство в теле, неспособном к нему, вы поистине несчастны. Если вы считаете для себя счастьем бывающие с вами внешние успехи, вы поистине жалки. Если все ваши богатства притягивают вас сами собою, то пусть поношением для вас станет их преходящесть.

57 (7). Ибо какая вам польза владеть внешним и не владеть собою? Или в чем возношение рода внешнего, когда ваша душа в плену и продана похотям? Или откуда эта забота о внешнем, когда вы сами не заботитесь о том, кто вы? Но всех вас увещеваю: измените эту тяжелую жизнь, тщетную, безсмысленную, лживую, пустую, тленную, преходящую, подругу наслаждений, рабыню времени, служанку опьянения, соседку разврата, собственность сребролюбия, родственницу гнева, награждающую ложно, союзницу убийств, госпожу ненависти, благодетельницу похоти, начальницу блуда, сводницу ревности, побудительницу к убийствам. Прошу вас, оставье всецело эту жизнь, вы, собравшиеся ради меня, и поспешите схватить мою душу, устремляющуюся к тому, что выше времени, выше закона, выше слова, выше тела, выше горьких наслаждений, грешных и приносящих всякого рода тяготы. О если бы вы сейчас видели глазами души то, о чем я говорю! Привяжитесь к этой любви (??????), написанной во мне. Узнайте мои скорьби, о которых я говорю вам сейчас, и примите мой ум в задаток, и причаститесь новым для вас причастием; и покоритесь моим браздам; и очистите ваши уши, чтобы слушать то, о чем я говорю: и одним словом, вы бежали всего преходящего, теперь же вознеситесь вместе со мною.

58 (8). Но теперь я знаю, что вы не глухи к моим словам. Поэтому люди спокойно доверяются познанию нашего Бога. И я ухожу ради тех, кто дал мне согласие и снабдил себя чистою верой и любовью к Нему, чтобы приготовить пути, идущие туда, умертвив огонь, прогнав тьму, погасив печь, убив червя, уничтожив угрозу, заставив замолчать бесов, смирив и упразднив начальственные силы, покорив власти, низвергнув дьявола, изгнав Сатану, покарав зло. Но для тех, кто пришел не к любви Божьей, но к лицемерию, тех, кто ради безплодных наслаждений покорились суеверию вместе с неверием и всяческим невежеством, тех, кто уверены, будто нет ничего другого по освобождении отсюда, всё это улетучивается, движется, уносится, отлетает, преследует, воюет, подчиняет, царствует, мстит, воспламеняет, бушует, заколдовывает, карает, нападает, но и жжет с яростью, не отходит и не удаляется, но и радуется, ликует, улыбается, насмехается, успокаивается и наслаждается всем, что подобно ему, обладая теми, кто поддается этому, ибо они не уверовали в моего Бога. Выбирайте же, о люди, то, что вы хотите, ибо выбор за вами”.

59 (9). И толпы, услышав сказанное Андреем и словно охваченые им, не двигались с места. И блаженнейший продолжал говорить им о том, о чем говорил; и всё это врезалось в умы слушающих, и никто не уставал нисколько и не уходил от него.

На четвертый же день, увидев его доблесть, непреклонность его мысли, изобилие его слов, достоинство его увещаний, стойкость его души, мудрость его духа, твердость его ума и чистоту его помысла, они возмутились против Эгеата и как один человек ринулись к судилищу, где он возседал и закричали: “Это ли твой суд, проконсул? Дурно ты разсудил и осудил несправедливо! Нечестиво твое судилище! В чем виновен этот муж? Какое зло он сделал? Город в возмущении! Ты печалишь всех нас, ты обижаешь всех нас! Не предавай город Кесаря! Помилуй (???????) Ахейцам праведного мужа! Помилуй нам благочестивого мужа! Не убивай мужа, в котором живет Бог! Не губи мужа благочестивого! Четвертый день как он повешен, и жив! Сам не ев, он насытил нас своими словами! Сними мужа, и мы умудримся (?????????????)! Отвяжи мудреца, и все Патры придут в повиновение! Освободи сего разумника, и вся Ахайя обретет милосердие!

60 (10). Когда же сперва Эгеат отказывался слушать, делая толпе рукою знак удалиться из судилища, они, исполнившись гнева, попытались сделать нечто против него, а было их числом около двух тысяч. Увидев, что они словно в помешательстве, проконсул в страхе претерпеть что-либо ужасное, поднялся из судилища и пошел с ними, обещая освободить блаженного Андрея.

Они же обогнали его, дабы дать знать об этом апостолу, а также и о том, зачем он идет на это место. Толпа радовалась тому, что блаженный Андрей будет освобожден, и что пришел проконсул, и все братья вместе с Максимиллою ликовали. И слыша это, Андрей сказал:

61 (11). “О великая ленность тех, кого я учил! О внезапный туман, окутавший нас после стольких таинств! О сколько слов мы сказали и доселе не убедили своих! К чему эта столь многая любовь (?????) ? плоти? Или к чему столь многая привязанность к ней? Вы опять просите меня уступить преходящему. Если бы вы знали, что я развязан от уз, чтобы привязаться к себе самому, вы бы также поспешили развязаться от многих связей, дабы привязаться к Единому. И что я скажу? Ведь я хорошо знаю, чтo случится. Поистине я привяжу вас к себе, и освободившись, я развяжусь от всего, соединившись с Тем, Кто пришел ради всех и Кто превыше всех.

62 (12). Но раз сейчас Эгеат приближается ко мне, я умолкаю, собрав своих чад. То же, что мне надлежит сказать ему прежде чем уйти, я скажу. Зачем ты возвращаешься к нам, Эгеат? Зачем ты, чуждый нам, приближаешься к нам? Что еще ты затеваешь? Какую каверзу? Ищешь меня? Скажи мне: для того ли, чтобы развязать меня, ты подходишь, будто кающийся? Даже если бы ты на самом деле раскаялся, Эгеат, я не согласился бы. Даже если ты отдашь мне всё своё имущество, я не отрекусь. Даже если ты признаешь себя моим, я не поверю тебе. Ты ли, проконсул, развяжешь того, кто связал себя? Ты ли развяжешь того, кто убежал? Ты ли развяжешь того, кто освободился? Ты ли развяжешь того, кто был узнан своим Сродником, того, кто помилован, того, кто возлюблен (?????????) Им, постороннего тебе, чужестранца, только явившегося тебе? Я владею Тем, у Кого я пребуду навсегда; я владею Тем, с Кем я сочетаюсь на безчисленные веки. К Нему я ухожу, к Нему я спешу; это Он обличил тебя в моих глазах, Он сказал мне: “Распознай Эгеата и его дары. Пусть не пугает тебя это страшилище, и пусть он не думает, что покорил тебя, принадлежащего Мне. Он – твой враг; он – бедствие, обманщик, развратитель, клеветник, не имеющий жалости, бешенный, кознедей, убийца, насильник, льстец, лицемер, злодей, гневлив, безсмыслен, и всё вещественное вокруг него – украшение для него”. Поэтому, научившись узнавать тебя благодаря Тому, Кто обратился ко мне, я оставляю тебя.

Я хорошо знаю, что ты плачешь и горюешь, † […] проконсул, которому я говорю […] тогда как я уношусь вверх † Ибо ты будешь плакать, бить себя, скрежетать зубами, ты будешь огорчен, растерян, сокрушен, будешь скорбеть и приготовишься соединиться с твоим сродником, морем, которое ныне ты видишь бурным, ибо я оставляю вас. † […] я вам благодать через меня † : приятное, священное, праведное, истинное, любезное (??????), говорящее; и во всем, чем ты полагал быть украшенным через меня”.

И услышав это, проконсул был поражен, остолбенев, словно оглушенный. Обращая вновь свой взгляд к нему, Андрей сказал: “Но теперь, Эгеат, враг всем нам, ты кажешься спокойным и тихим, неспособным как-либо угрожать. Я же и мои сродники спешим к тому, что наше, оставляя тебе быть тем, что ты есть и чего ты сам не знаешь”.

63 (13). И когда он снова попытался подойти к дереву, чтобы отвязать Андрея под крики толпы, апостол Андрей громко сказал: “Владыко! не допусти, чтобы Андрей, привязанный к Твоему дереву, был вновь отвязан! Исус! не отдавай безстыдному дьяволу меня, привязанного к Твоему таинству! Отец! не дай Твоему противнику отвязать меня, привязанного к Твоей благодати! Пусть малый не унизит более того, кто познал Твоё величие! Но Сам прими меня, Христе, Которого я возжелал (???????), ?оторого я возлюбил (???????), ?оторого я знаю, Которым я обладаю, Которым я дорожу (????), ?оторому я принадлежу, так, чтобы благодаря моему уходу присодинилось множество сродников, и да обретут они покой в Твоём величии”.

И сказав так, и вновь прославив Господа, он отдал дух во время благодарения (??????????).

64 (14). В то время как мы все плакалии скорбели об этом расставании с ним, после отшествия блаженного апостола Максимилла и Стратокл, не обращая никакого внимания на стоявших вокруг, пошли и отвязали тело блаженного, а вечером воздали ему погребение.

И она остранялась от Эгеата из-за дикости его души и безпорядочной жизни; она не принимала его вовсе, когда он подходил к ней с лицемерием; более того, избрав святую и мирную жизнь, руководясь любовью (?????) Христовой, она жила блаженно с братьями. Эгеат настойчиво умолял её, обещая сделать её хозяйкою всего своего имущества; но не сумев убедить её, однажды ночью он встал и втайне от всех своих ближних, бросился в море с большой высоты, покончив с жизнью.

Стратокл, будучи братом Эгеата по плоти, не пожелал прикоснуться к имуществу, которое от него осталось (ибо это страшилище умерло бездетным), сказав: “Пусть твоё, Эгеат, уйдет вместе с тобою! Мне же да будет другом (?????) Исус , а я – Его другом! Я отвергаю прочь от себя множество зол, и внешних и внутренних, я вручаю Ему всё моё имущество и отвергаю всё, что Ему противно”.

65 (15). И здесь я закончу свой блаженный рассказ о деяниях и таинствах, трудных, если не сказать невозможных для изложения, исполнив его завершением. Я помолюсь прежде всего о себе самом: да услышу я сказанное так, как оно было сказано: сначала то, что было сказано явно, а затем и то, что не было явно, но может быть уловлено мыслью; потом я помолюсь о всех, кто настроился от сказанного: да будут они все вместе в общении, и Бог откроет уши слушающим так, что они получат все Его дары во Христе Исус е, Господе нашем, Которому да будут вместе с Отцом слава, честь и сила, также со Всесвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Перевод с французского с учетом древне-греческого оригинала выполнен иноком ИПХ Иларием (Сучковым) по изданию: Corpus Christianorum. Series Apocryphorum. 6. Brepols–Turnhout. 1989. Acta Andreae. Textus. / Martyre du saint et illustre premier appele, l'apotre Andre. 442-549.

??? ????? ????????? также может обозначать жест отчаяния: “он бил себя по глазам” – Прим. автора публикации.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За всем этим один из любимых рабов стратокла
Автора публикации возможно распятии

сайт копирайтеров Евгений