Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Случилось же после этих (событий), (что) умер Навуходоносор, царь халдеев. Стал царем вместо него Кир, перс. Народ же евреев — их стенание поднималось к Богу из-за голода, и жажды, и жестокостей, потому что он (т. е. Кир) уменьшил их хлеб и меру воды^ и возложил на них двойную работу. Народ погибал и постепенно уменьшился. (Раньше) их насчитывалось сто восемьдесят (десятков тысяч), а (теперь) всего шестьдесят десятков тысяч. Некоторые из малых детей евреев учились в школе халдеев, всего семьдесят детей. Был среди них один мальчик, по имени Ездра, который был на руках у своей матери и еще не познал добра и зла. Когда он пришел в возраст, послали его в школу, и дух Господень был на нем. Дети евреев и халдеев ходили к реке в вечернее время, набирали воду и поливали школу. Когда они шли друг с другом, направляясь к реке, они наполнили свои кувшины водой, и кувшин, что был у Ездры, разбился. Дети халдеев повернулись к нему, говоря: "О евреи, вы — люди, у которых слабые кости, но здесь вас выучат". Ездра же возвел свои глаза ввысь и заплакал, говоря: "Боже Авраама, и Исаака, и Иакова, Ты видишь, что делают с нами!" Сказав эти (слова), Ездра спустился к воде, наполнил свой хитон водой, как кувшин, поднял его на плечи и пошел с (другими) детьми (назад). Когда же достиг школы, он снял свой хитон, наполненный водой как кувшин, и полил школу. Окончив поливать, он взял свой хитон сухим и надел его. Учитель же школы, когда увидел его (совершившим это чудо), повергся ниц и поклонился Ездре, говоря: "Ты — тот, кто спасет этот народ из плена". Ездра преуспевал ежедневно в учении и возрасте и процветал ежедневно в милости Божьей. Спустя несколько дней дети халдеев пошли к реке набрать воды. По дороге они сказали друг другу: "Не будем больше ходить вместе с детьми евреев, потому что они не поклоняются Белу и Дагону, но выгоним их из школы". Они набросились на детей евреев, которые с кувшинами на плечах шли к реке набрать воды. Ездра, увидев, что на его братьев набросились халдеи, протянул руку, ударил в скалу, и она тотчас извергла воду. Ноги школьников намокли в воде. Учитель школы повергся ниц и поклонился Ездре, говоря: "Не гневайся на этих :обак и не погуби весь город. Вспомни, что я Сеннарий, твой учитель, смилуйся надо мной. Попроси твоего Бога, чтобы эта юда иссякла. Не погуби весь город из-за нас". Пока он гово-)ил эти (слова) Ездре, вода прибывала, подобно наводнению. :1здра сжалился над своим учителем, просящим его, и велел самню прекратить источать воду. Он положил руку на скалу и сказал: "Довольно тебе, стихия, источать воду. Открой свой рот, о земля, и прими в себя эти воды, потому что Господь уже сказал тебе: „Не будет потопа (больше)33, но огонь пылающий сожжет весь мир и очистит его". Тотчас земля открыла свой рот и приняла в себя воду. Ездра взял детей евреев из школы халдеев.

Спустя много времени приказал царь, чтобы собрали народ еврейский, и собрались надзирающие за их работами. Сказал Кир царь им: "Принесите мне ваши арфы и кифары, которыми вы воспевали вашего Бога в Иерусалиме, и сыграйте здесь". Сказали они ему: "Мы боимся прикоснуться к нашим арфам, пребывая в земле чужой, Господь строго запрещает это". Сказал царь им: "А я говорю вам, играйте вашему собственному Богу34". Сказали они: "Сынов Левия Господь выделил, чтобы они были ему священниками. Это они играют, это они становятся и приносят свои арфы и кифары, воспевая35 Бога игрой на них". Тогда царь выделил колено Левия и поставил их перед народом. Они подняли свои арфы и стали трогать их (струны), как они обычно играют в доме Божьем. Они заиграли слаженно. Тотчас поднялась земля, на которой они стояли, играя, так что (видевшие это) сказали: "Она хочет взять детей Израиля в Иерусалим". Стены дворца зазвучали и запели вместе с ними. Услышали глас их воспеваний святые. Слава Божья облекла их. Поняли жители Иерусалима, что настало время, чтобы Он сжалился над Своим народом. Кир же перс испугался. Он заклинал евреев: "Не прикасайтесь к вашим арфам, пока не возвратитесь в вашу землю Иудею".

Случилось после этого, что приблизились (к концу) семьдесят лет плена. Ездра же, сын Иоанна36, и Даниил, сын Ездры37, и Иезекииль, сын Вузия38, все трое были пророками, теми, к кому нисходит слово Божье, причем они пророчествовали в Вавилоне. Они сказали юношам своего возраста: "Встанем, пойдем в пустыню, возьмем овцу с нами и принесем ее в жертву, как, мы слышали, делали наши отцы, чтобы Бог сжалился и принял от нас жертву. Встанем, пойдем сегодня, чтобы Бог вспомнил о нас и принял жертву". Ездра вел юношей, которых было семьдесят. Они взяли овцу и взошли на гору Вавилона. Ездра положил поленья одно на другое, дерево стираксовое39 и дерево бальзамное, и положил на них овцу. Он обратил лицо в сторону востока, говоря: "Боже отцов, Единосущный Единственный, Который слышал голос Авеля, первого мученика, Который воздал отмщение Каину, Который украсил Сифа красотой, Который взял Еноха40 за чистоту его тела, Который избрал Ноя за его праведность, Который дал могущество Адаму, пока тот не преступил (запрет), и сделал его владыкой над всеми вещами, я молю Тебя, мой Господь, услышь мое моление, прими вопль моего плача! Вспомни завет, который Ты установил с нашими отцами, говоря: "Если твои дети будут блюсти завет, Я унижу их врагов"41. Теперь мы исповедуем Твой завет, мы готовы умереть за твою милость. Услышь нас на Твоем святом небе, и прими от нас жертву, и сжалься над Твоим народом". Когда же сказал эти (слова) Ездра, его моление вошло в уши Господа. Он дослал Своего ангела и принял жертву Ездры от него. Пришел Иеремиил ангел42 и стал у жертвы Ездры. Он зажег овцу и ,„ дерево43. Пламя поднялось к небу и пожрало их. Ангел стоял в воздухе и открылся этим юношам.

Иеремия был в гробнице вне Вавилона, молясь за народ, говоря: "Господь, Бог Израиля, услышь меня, молящего Тебя за народ. Вот завершился срок, назначенный этому народу. Ты, Господи, губителен в Твоем гневе, но Ты и милостив, о Боже душелюбивый". Когда молился Иеремия, сказал Бог Михаилу: "Михаил, Мой служитель, встань быстро и спеши в землю халдеев и выведи Мой народ из плена. Если царь удержит их, Я замкну небо и землю, пока не уведу их Моей мышцей мощной и рукой занесенной. Спеши к Иеремии, Моему избраннику, и сообщи ему благую весть. Пошли его к царям Вавилона, чтобы он освободил Мой народ от руки халдеев". Когда еще молился Иеремия, Михаил стал над ним, подобно пламени огненному, и сказал: "Радуйся, Иеремия, в час радости, мужайся в час мужества". Иеремия посмотрел на него и сказал ему: "Мой Господь, я узнал голос Твоего приветствия. Твой сладостный голос умащает мои кости. Где Ты был, о мой Господь, что Ты не приходил ко мне все это время, когда страдал этот народ?". Сказал Михаил ему: "Иеремия, избранник Бога, вот я говорю тебе, что я пришел, чтобы спасти этот народ и взять "х в землю от отцов. Теперь же, Иеремия, сними твою дерюгу горестную и надень белое одеяние. Собери мне всех старцев Израиля, ступай, скажи Киру царю и Амесару, архистратигу войска халдеев, скажи им: "Вот что говорит Господь: „Отпусти этот народ, чтобы они служили Мне, ибо завершился обещанный срок, который Я назначил им в Моем гневе. Теперь же отпусти их, чтобы они пошли в землю, в дом "х отцов. Если вы помешаете им, Я поражу вас. Я замкну небо и землю, пока не выведу их. Если вы удержите их, Я поступлю с вами, как поступил с фараоном, царем Египта".

Эти (слова) Михаил сказал Иеремии, затем сказал архистратиг (небесного воинства, т. е. Михаил) ему: "Стой здесь, я пойду и приведу весь народ к тебе". Михаил принял образ человека, еврея. Он пошел к юношам, которые делают кирпичи и сказал им: "Господь освободил вас, ступайте к вашему отцу Иеремии". Затем он пошел к тем, кто рубит деревья, и к тем, ^а кто достает воду. Он сказал им: "Благо вам великое, о сыны Израиля! Господь освободил вас от ваших мук. Ступайте к вашему отцу Иеремии, потому что срок гнева завершился". Пошел ангел благости в город к женщинам, что обрабатывают шерсть царю. Он сказал им: "Выходите из мастерских, довольно вам, потому что ваш Бог послал меня спасти вас". Михаил собрал всех к Иеремии. Избранник свободных сынов Израиля пошел во дворец царя. Он сказал Киру царю и Амесару: "Слушайте слова Бога Израиля!". Он стал говорить все, что Господь сказал Михаилу. Кир же и Амесар приказали тем, кто возглавлял работы, а именно надсмотрщикам, побить их. Кир царь взошел на свою колесницу. Амесар сел на своего коня. Они привели евреев и нанесли им жестокие побои. Тотчас небо издало великий гром, и основания земли потряслись. Четыре ветра вышли из своих жилищ и задули. Солнце зашло в полдень. Тьма настала во всей земле. Взобравшиеся на лошадей застыли, их ноги пристали к телу лошадей. Ноги лошадей пристали к земле. Все люди, что (были) в земле халдеев, застыли каждый как был. Люди возопили: "Кир и Амесар, не удерживайте народ Божий. Разве вы хотите, чтобы их Бог поступил с нами, как с египтянами?".

Кир же царь упал на землю с колесницы, кость его позвоночника треснула. Амесар тоже упал со своего коня, его правое предплечье сломалось. Возопили Кир и Амесар: "Боже этих евреев, помилуй нас, потому что мы согрешили против Тебя, ибо задержали Твой народ, не отпустили их в (то) время, когда Твое милосердие снизошло на них. О Иеремия, помилуй нас, потому что мы пошлем вас в вашу землю с миром". Тогда Иеремия помолился за Кира и Амесара, и Бог исцелил их. Господь увидел, что он (т. е. Кир) обратился, и отвратил Свой гнев. Земля пришла в порядок, (вся) тварь (на ней) перестала быть соединенной, солнце стало по-прежнему изливать свой свет. Кир и Амесар приказали, чтобы привели к нему (т. е. к Киру) писцов, которые записывали работы евреев со дня, когда они пришли в их землю, и дали им их ежедневное жалованье. Он дал им великие богатства. Привел свою колесницу царь Вавилона и посадил на нее Иеремию. Он дал ему мулов, и лошадей, и верблюдов. Он написал указ во все города халдеев, говоря: "Всякий город халдеев, выходите навстречу Иеремии и народу Бога, и славьте их, и предоставляйте им отдых в каждом городе. Не позволяйте людям препятствовать им проходить (спокойно)". Иеремия отправился с народом. Когда они прошли Вавилон, они запели такую песнь: "Иерусалим, Иерусалим, встань и увенчай твои врата, потому что были отняты твои сыны у тебя в печали, (и) вот они возвратятся к тебе в радости". Иеремия шел в свою землю с почетом. Славили его все по городам. Шли перед ним верховные жрецы Вавилона и отборные воины, которых царь послал с ними. Воины поспешили вперед и увенчали врата Иерусалима перед Иеремией и всем народом.

После этого шевельнулся Авдемелех эфиоп в месте, в котором он покоился. Скала, укрывающая его защитой, отодвинулась от него. Он вскочил и увидел корзину со смоквами и плодами, причем они (букв, "их сбор") источали молоко44 и их ветки были свежими. Сказал он: "С тех пор, как я уснул, прошло немного времени, голова у меня немного тяжела, но дневг ной усталости (уже) нет. Встану и поспешу в город. Пора взять хлеб для моего отца Иеремии в темнице". Встал Авде-мелех эфиоп, и хотя с тех пор, как он уснул, пошел семидесятый год, смоквы были свежи, как и прежде. Он пошел к Иерусалиму и увидел, что стены его разрушены. Он увидел смоквы. за финиковыми пальмами и финиковые пальмы за виноградниками. Он отправился в город и увидел, что улицы его изменились. Он повернулся, остановился и не нашел ни одного знакомого человека. Он все смотрел то в одну сторону, то в другую, изумляясь. Он воззвал к Богу: "Что это за заблуждение нашло-на меня сегодня?".

Он взглянул и увидел старого человека, собирающего дерево. Сказал он ему: "Почтенный старец, разве это не Иерусалим?". Сказал о": "Да, мой сын". Сказал Авдемелех ему: "Царь Седекия выпустил моего отца Иеремию из темницы?". Сказал старец ему: "Что ты такое говоришь? Кто Седекия и кто Иеремия? Вот уже семьдесят лет, как Навуходоносор разрушил Иерусалим, и был уведен народ в Вавилон, и Иеремия также уведен с ними в плен". Сказал Авдемелех ему: "Не будь, ты старцем, я бы сказал, что ты безумец. Неужели пока я ходил в сад Агриппы за плодами и ненадолго свернул в сторону, чтобы отдохнуть, народ был уведен в плен? Я думаю, что даже если бы потоп открыл свой рот и поглотил их, я бы их нашел". Сказал старец ему: "Поистине, о мой сын, ты — праведник, которому Бог не дал узреть разрушения Иерусалима. Поэтому Бог навел этот сон на тебя до сего дня. Ты видишь его (т. е. Иерусалим) в его радости. Это первый день с тех пор, как Иеремия прислал, чтобы украсили врата Иерусалима, потому что народ отпущен из плена. И эти смоквы, что у тебя, — не ко времени (букв, "не их время это"), сегодня- — двенадцатое число (месяца) пармуте45. Поистине ты — праведник, о мой сын".

Пока они говорили друг с другом, вот головная часть-(идущего) народа, столпившись, вошла в город Иерусалим,, причем пальмовые ветви были в их руках. Авдемелех взглянул и увидел Иеремию в отдалении, сидящего в колеснице царя. Он бросился ему навстречу. Когда Иеремия увидел Авдемелеха эфиопа, он поспешил сойти с колесницы. Он поцеловал его (в) уста. Заговорил Иеремия и сказал ему: "Авдемелех, видишь, как велика почесть тому, кто сжалился надо мной: Бог защитил тебя, и ты не увидел разрушения Иерусалима, и не взяли тебя в плен. Все, кто услышит о тебе, да творят милосердие"46. Сказав эти (слова), Иеремия возвел Авдемелеха на колесницу. Он (т. е. Авдемелех) был в почете у него все дни своей жизни. Они вступили, в город, причем пели перед ним (т. е. перед Иеремией): "Встань, Иерусалим, нарядись, дщерь, священника ("Иерусалим" — женского рода), увенчай твои врата, ибо были уведены твои дети от тебя с плачем, (и) вот они возвратились к тебе с пением и псалмами. Пусть небесные радуются, пусть земные ликуют о сынах Авраама, и Исаака, и Иакова. Радуйтесь, что ваши сыны, которых увели в плен, возвратились в "х землю. Пусть воспевающие хвалу радуются •с нами, что сыны Исаака возвратились в их землю. Херувимы л серафимы радуются, что сыны Иакова возвратились в их землю".

Иеремия вошел в храм. Сказал он столпу47: "Ключи, что я дал тебе, верни мне, потому что Господь сжалился над Своим наследием". Тотчас столп дома Бога извлек ключи и отдал их Иеремии. Он открыл дверь народу. Они вошли и поклонились Господу. Иеремия вошел в Святая Святых и увидел светильник торящим. Он не погас в эти семьдесят лет, когда он его оставил. Он пришел и сообщил сынам Израиля о нем. Они поклонились Господу, говоря: "Ты справедлив, Господи, в Твоих путях всех, потому что Ты покарал нас за наши грехи". Иеремия позвал сынов Аарона. Сказал он им: "Очиститесь и блюдите служение Господу". И он пошел по 'Ступеням дома Господа. Он стал на углу его. Сказал он: "Я обращаюсь к тебе, краеугольный камень, тот, что принял (образ) великого почтенного лица, открой твой рот и отдай мне залог, который я доверил тебе, облачение первосвященника, ибо Господь пожелал обонять эту жертву". Тотчас камень раскололся и отдал Иеремии облачение первосвященника. После этого он пришел на солнечное место. Сказал он: "Я обращаюсь к тебе, служитель верный. Скрижаль, на которой начертано имя Невидимого, которую я оставил тебе на хранение, отдай ее мне, потому что она нужна мне, ибо Господь спас Твой народ". Тотчас солнце разомкнуло свои губы, взяло ее и отдало ее первосвященнику. Остальную утварь дома Господа увез Навуходоносор. Сыны же Аарона обратились к алтарю, каждый творя свое служение. Они трубили в трубы, они приносили жертвы. Слава Господня сошла, наполнила весь дом и благословила жертву. Весь Израиль праздновал. Они благословляли Бога, что вновь вошли в дом Господень. Они благословляли Того, Кому принадлежат все эти благословения, Отца, и Сына, и Духа Святого, ныне и присно, во веки веков. Аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Библии (Исход, 13, 21)—"столп облачный".

2 Форма глагола искажена, более всего напоминает футурум I, "о смысл требует прошедшего времени.

3 Букв, "человек, который провидит". Ошибочно написано "нэу" вместо-"нау", как предполагал и издатель, указывая, что это определение при слове "пророк" употребляется в саидском переводе Ветхого Завета. Однако-этот термин встречается и в "Изречениях египетских отцов" (см. заголовок перед № 199), где он означает скорее ясновидение. Ср. там же № 119 ("прозорливый").

4 Ср. "Да посадят его в темницу и да кормят его хлебом печальным и водою печальною" (3 Царств, 22, 27); "Ввераите его в темницу, и да яст хлеб печали и воду печали" (2 Паралипоменон, 18, 26).

6 В тексте ЕТЕ "который" вместо NTE "у" — описка, каких немало-в данной рукописи. Издатель понял это место буквально, как "эфиоп почтенный, который есть Агриппа", отмечая, что такое отождествление странно, так как Авдемелех далее называется слугой Агриппы.

е Хармис (Кархемиш)—город иа Евфрате. Упоминается в Септуагинте (и соответственно в коптском переводе ее): Иеремия, 26, 2 (в еврейской Библии — 46, 2). Здесь это название относится к Иордану, поскольку там настигли Седекию (см. ниже). Очевидно, смешение двух разных событий: в 606 г. при Кархемише Навуходоносор II разбил фараона Нехао, подчинившего себе Иудею, и эта победа открыла Навуходоносору возможность вмешиваться в дела Иудеи, вплоть до вторжения в эту страну.

7 Ошибка в тексте, букв, "причем пленники погонят вас".

8 В тексте непонятное слово женского рода единственного числа: MAMAKPI, как предполагает издатель, возможно, описка вместо MAKAPIA "блаженство, счастье". В другой рукописи в этом месте — "стая перепелов" (ср. Исход, 16, 13; Числа, И, 31—32).

9 Золотая или серебряная монета, равная двум драхмам или 0,003 таланта. В данном случае, очевидно, серебряная, около 4,3 г.,

10 Коптский переводчик исказил смысл, видимо, под влиянием свободного порядка слов в греческом, что чуждо коптскому: "Первый раз был недостаточен тебе, и второй, и третий, причем ты бросил...".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сынов левия господь выделил
35 употреблен греческий глагол vp veo переход напоминает

сайт копирайтеров Евгений