Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов

Учение Симона Кифы в Риме городе

Сирийский перевод этого сочинения выполнен нами по тексту рукописи VI в., хранящейся в Российской национальной библиотеке (Сир. нов. сер. № 4 — далее А). «Учение Симона Кифы» занимает в ней л. 33—38 об. Этот сирийский текст подготовлен нами к изданию. Ранее он уже издавался В. Кьюртоном (W. Cureton. Ancient Syriac Documents relative to the earliest Establishment of Christianity in Edessa. L.—Edinburgh, 1864), который использовал для своей публикации две рукописи Британского музея в Лондоне: Add. 14, 644 — V—VI вв., далее В и Add. 14, 609 — далее С. Кодекс В, положенный в основу издания, дефектен, в нем отсутствуют большие куски текста, которые восполняются в издании В. Кьюртона по рукописи С. В рукописи А сочинение представлено без каких-либо лакун.

Сирийский текст «Учения Симона Кифы» не имеет аналогий в других христианских литературах и является, скорее всего, оригинальным сирийским произведением.

Учение Симона Кифы в Риме городе

В третий 2 год Клавдия 3 кесаря вышел Симон Кифа 4 из Антиохии, дабы идти ему к Риму городу 5 . И, проходя, он проповедовал в областях слово Божие 6 . И когда он приблизился, дабы войти туда, услышали многие 7 , и они вышли навстречу ему, и церковь вся 8 приняла его с радостью великой. И (некоторые) из вельмож городских, которые носили царские головные повязки 9 , пришли к нему, дабы увидеть его и услышать слово его. И когда сбор города всего состоялся около него, он встал, дабы говорить с ними, и сказать 10 , и явить им проповедь учения Его, как оно было. И он начал говорить им так: «Мужи, сыны Рима, и люди Италии 11 , услышьте, что скажу я пред вами ныне. Проповедую я и благовествую я Иисуса, Сына Бога, который спустился с небес и облекся плотью 12 , и был с нами подобен нам, и сотворил могущественные (дела), и знамения, и чудеса пред нами и пред всеми иудеями, которые в земле Палестины. И вы также слышали о том, что Он сделал, ибо 13 также из стран других они пришли к Нему из-за молвы об целительстве Его и из-за слуха о помощи Его дивной 14 .

И всякий, кто пришел близко к Нему, был исцелен словом Его. И поскольку Он — Бог, вместе с исцелением Своим Он также грехи прощал, ибо целительство Его явное было свидетельством 15 прощения Его тайного, что 16 оно истинно было 16 и верно. Ибо этого Иисуса проповедовали пророки в откровениях своих, поскольку они ожидали узреть Его и услышать слова Его: что Он (тот), кто был с Отцом Его от века и от вечности 17 , — Бог, который был сокрыт в вышине и явлен в глубине. Сын славный, который от Родителя Своего, и прославлен вместе с Отцом Своим и с Духом Божественности 18 , и власть которого страшна могуществом Его. И Он был распят телом, которое получил 19 , и поднялся к Отцу своему, что видели я и товарищи мои, и вновь Он придет во славе собственной Своей, и со всеми ангелами святыми, что мы услышали от Него, как Он сказал нам 20 . Ибо мы не можем говорить ничего, что бы не услышали мы от Него, так же как мы не написали 21 в книгах 22 Благовествования Его ничего, что бы Он не сказал нам, ибо сказано тем словом, что закроются уста лгунов в день, когда представят 23 сыны человеческие 23 перечень слов своих пустых на Суде. Но поскольку мы были рыбарями и не искусны в книжности, то об этом Он сказал нам: «Пошлю Я вам Дух, Утешитель 24 , дабы он обучил вас всех 25 тому, чего не знаете вы». Ибо благодаря дару Его говорим мы то, что слышите вы 26 . И далее через него мы приносим помощь больным и исцеление страждущим, так что, услышав слово 27 и с помощью силы его, вы уверуете в Христа, что Он — Бог, Сын Божий, и отступитесь от служения языческого 28 , и будете поклоняться Ему и Отцу Его, и 29 славить Его, Дух Божественности Его 29 . Ибо когда славим Отца мы, также Сына Его 30 вместе с Ним славим мы, и когда Сына почитаем мы, также Отца с Ним почитаем мы, и когда Дух мы исповедуем, мы также Отца и Сына исповедуем, ибо во имя Отца и Сына, и Святого Духа 31 было приказано нам крестить тех, кто уверует, дабы они жили вечно. Избегайте посему слов мудрости этого мира, нет в которых пользы, и приблизьтесь к тем, которые истинны 32 и приняты пред Богом. И сохранено воздаяние их, и установлено вознаграждение их. И ныне поэтому 33 воссиял свет в твари, и получил мир глаза сознания, дабы видел каждый человек и понимал, что не должно поклоняться тварям вместо Творца 34 или наряду с Творцом, ибо всякой твари следует поклоняться Создателю своему и не быть поклоняемой подобно Творцу своему. Тот же, кто пришел к нам,— Бог, Сын Бога, по природе собственной Своей, хотя Он Божественность Свою смешал с человечностью нашей, дабы человечность нашу обновить с помощью Божественности Своей, и благодаря этому справедливо 35 для нас 35 то, что мы поклоняемся Ему, ибо Он (достоин) поклонения вместе с Отцом Своим. И да не поклонимся тварям, которые были созданы для поклонения Ему, Творцу. Ибо Он — Бог правды и истины: Он — Тот, кто был 36 от века 36 и прежде миров и тварей: Он — сын правды и плод правды истинный, который от Отца Высочайшего. Но видите вы деяния удивительные, которые сопровождают и следуют (за) словами: никто бы не был убежден временем тем малым, как вознесся к Отцу Своему, но видят, как благовествование Его распространяется во всем творении, что чрез это можно узнать и уверовать, что Он — Творец твари и волею Его устанавливаются твари. И как вы видели, солнце померкло при смерти Его, вы сами также свидетели, земля же потряслась убиением Его, и завеса разодралась при смерти Его: 37 об этом свидетельствовал также Пилат, игемон 38 , ибо он послал и дал знать кесарям 39 , и о делах этих было прочитано пред ним и перед вельможами города вашего об этом и о более, чем это 40 . И из-за этого разгневался кесарь на Пилата, ибо Он несправедливо преследовался иудеями. И из-за этого он послал и отнял у него власть, которую он дал ему. И это было объявлено и стало известным 41 во всем владении власти римлян 41 . Вот то, что увидел Пилат, и дал знать кесарю и синклиту почетному вашему, и Его проповедую я и провозглашают апостолы, единомышленники мои. И знаете вы, что не мог Пилат написать Величеству о том, что не имело место и чего он не видел глазами своими, но то, что имело место и совершилось в деяниях 42 , то он описал и сделал известным. И свидетели же те, которые были там, и те, кто охраняли гробницу, были как мертвые, и когда они были допрошены Пилатом, те стражники свидетельствовали пред ним, какой выкуп дали главы священников иудейских, дабы они сказали, что мы, ученики 43 Его, выкрали тело Христа 44 . Вот почему вы услышали многое, но если тем, что вы услышали, вы не хотите убедиться, то убедитесь деяниями могущественными, которые видели вы, которые были (совершены) именем Его. Да не обольстит вас Симон Волхв 45 подобиями, что он показывает вам и которые недейственны. Ибо люди без понимания не знают, как распознать то, что они видят и слышат. Пошлите поэтому и приведите его туда, где собирается 46 весь город 46 , и выберите для вас знамение, дабы совершить пред вами, и тот, кого вы увидите, что он сделает его, то знамение ваше, он тот, в кого должно будет уверовать».

И в тот же час они послали привести его к ним 47 . И сказали ему люди учения его: «Как человек, в котором мы уверены, что есть в тебе сила все совершать 48 , соверши ты знамение пред нами всеми, и да увидит сей Симон, называемый Галилеянин 49 , который проповедует Христа» 00 . И когда те сказали ему 50 , Симону Волхву, случилось, что проносили покойника некоего, сына одного из вельмож, из известных и знаменитых среди них. И сказали ему все они, собравшись вместе: «Тот из нас, кто оживит покойника этого, он — истинен, и ему будут верить и примут (его) 01 , ему будем следовать 51 во всем, что он скажет нам». И они сказали Симону Волхву: «Поскольку ты был здесь прежде Симона Галилеянина, и тебя мы знаем прежде него, ты яви первый силу, которая сопутствует тебе». Симон же неохотно приблизился к покойнику, а они поставили носилки перед ним. И он взглянул направо и налево, в небо вперился, сказав много слов. Некоторые из них он говорил громко и некоторые из них тайно, негромко. И он ждал долго, и ничего не произошло и не свершилось, и покойник тот на носилках лежал себе. И тот же час приблизился уверенно Симон Кифа к тому, кто был мертв, и воскликнул вслух пред всей городской 52 толпой, которая стояла там: «Во имя Иисуса Христа, Того, которого иудеи распяли в Иерусалиме и которого благовествуем мы, поднимись отсюда». И по его, Симона, слову мертвый тот ожил и поднялся с носилок. И увидел весь народ и удивился. И они сказали ему, Симону: «Истинен тот Христос, которого проповедуешь ты». И закричали многие и сказали: «Пусть будет побит камнями Симон Волхв, обманувший всех нас». Но Симон, по причине того, что бежал каждый посмотреть на покойника, который ожил, убежал от них от одной улицы к другой, и от двора к двору и не попался в руки их в тот день.

Город же весь 53 с честью великой 53 взял Симона Кифу, и они приняли его радостно и с любовью. И знамения и чудеса он не прекратил совершать во имя Христа, и уверовали в него многие. Кипринос 54 же, отец того, кого он оживил, взял с собой Симона Кифу в дом свой и принял его как должно, ибо уверовали он и домочадцы его все в Христа, что Он Сын Бога живого. И стали учениками там многие из иудеев и язычников. И когда увеличилось число людей, (познавших) учение Его, он (Кифа) построил там церковь в Риме, и городах окрестных, и в селениях всего народа Италии. И он правил там в должности Правителя служителей 25 лет 55 .

И после лет тех захватил его Нерон 56 , царь 57 , и заточил его в темницу (дом заключенных), и он знал, что он (Нерон) распнет его 58 . И призвал он 58 Аисуса 59 , диакона, и сделал его вместо себя епископом в Риме. И этому, что сам рассказал Симон, и остальному, что и другие рассказали ему, он приказал ему (Аисусу) учить в церкви 60 , говоря ему: «Кроме Ветхого и Нового Заветов, не будет читаться пред людьми ничего другого, что не должно. Когда же приказал кесарь, чтобы был распят Симон головой своей вниз 61 , как он сам попросил кесаря, и когда был обезглавлен Павел, было смятение великое в народе и печаль горькая во всей церкви, ибо они лишились лицезрения их, апостолов. И встал Аисус, правитель, и взял тела их ночью и похоронил их с почестью великой. И был сооружен дом 62 собрания для многих. И в то время, когда судом праведным оставил Нерон империю свою и бежал, ненадолго прекратилось гонение, которое поднял Нерон кесарь против них.

И через много лет после увенчания великого 63 апостолов, которые ушли из мира, происходили рукоположения во всем Риме и во всей Италии, случилось тогда, что был голод 64 великий в Риме городе.

Окончено учение Симона Кифы в Риме городе 65 .

1 Заглавие сочинения в рукописи А написано киноварью.

2 В рукописи В, вероятно, ошибочно: «тридцатый».

3 Написание этого имени в рукописях варьируется.

4 В рукописи С, частично использованной в издании В. Кьюртона, вместо «Симон Кифа» последовательно «Петр апостол». Симон — ученик и апостол Иисуса Христа; согласно новозаветным свидетельствам, его отцом был Иона (Мф.16:17), а братом — Андрей. Его еврейское имя было Шимон. Именно в такой форме, но с поправкой на греческое произношение — Симеон, оно сохранилось в некоторых книгах Нового Завета (Деян.15:14, иногда 2 Петр.1:1). Но в большинстве новозаветных текстов имя уже передается как адаптированное в греческое «Симон». Иисус Христос дал ему прозвище, которое по-арамейски звучит «Кифа» и означает «скала, камень». В Новом Завете оно обычно фигурирует в греческом эквиваленте — Петр. В Новом Завете нигде не упоминается о пребывании Симона Кифы в Риме. Об этом известно из апокрифических «Деяний Петра», которые, как и другие источники II в., сообщают о совместной деятельности Петра и Павла в этом городе. Согласно Евсевию Кесарийскому (Eus. Hist eccl. II. 14. 6), Симон Кифа-Петр прибыл в Рим в царствование императора Клавдия и был казнен там при императоре Нероне.

5 В — «к Риму».

6 В — «слово Его, Господа нашего».

7 В рукописи В отсюда начинается пропуск текста, восстанавливаемый издателем по рукописи С.

8 Рукопись А здесь и далее в этом слове дает полное написание, что может свидетельствовать о древности текста. Рукопись С представляет так называемую «дефектную» орфографическую форму.

9 Эта фраза связывает это сочинение с «Учением Аддая апостола» — «А Авида и Бар Калба, которые были главами и правителями и носили царские головные повязки, подошли к Аддаю...» См. комм. 79 к тексту «Учения Аддая апостола».

11 С — «святые Италии всей».

12 С — «и сделался человеком». Это разночтение связывает этот текст с «Учением Аддая апостола», списки которого также дают аналогичное разночтение (комм. 32). Хотя оба выражения: «облекся плотью» и «сделался человеком» — имеют своим источником фразу из Никейского Символа веры: «Верую... во единого Господа Иисуса Христа... ради нас и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося...» (греч. ??????????, ??????????????), замена первого вторым каким-то образом связана с несторианством. Во всяком случае, такая правка, проведенная систематически по текстам рукописи VI в. из Российской национальной библиотеки, могла подготовить восприятие этого учения.

13 Рукопись А здесь и далее дает в этом слове полное написание, вместо дефектного в остальных списках.

 ΛΛΛ     >>>   

апокрифов Учение Симона Кифы в Риме городе 7 рукописи
2 в рукописи в
апокрифов Апокрифы древних христиан 8 образом

сайт копирайтеров Евгений