Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во гробе умерших со свечами спровождали

До Божьей до церкви, до сырой земли ( V , 479)

И клали низкие поклоны полуночные (509).

Проще говоря, рай в христианстве предок насе ляет только теми душами, которые вели добродетель ную жизнь на земле.

Населяя рай добродетельными душами, предок представляет их жизнь там такой же чувственной, как и в язычестве. У него для души в раю христи анском

Будет пища райская различная, Одежда-риза вовек неизносимая [22, № 478, 486, 494; 35, 171], а Ангелы Архангелы

будут «веселить души праведных» [35, 142]. Но такая жизнь у христианина-предка уже считается на градой. «То вам, — говорит он, — награда вечная [21, 22].

Из сказанного видим, что русский человек, при няв христианство, не далеко отошел в своих пред ставлениях рая и жизни в нем умерших от языче ства. Изменение у него произошло только в том, что он установил определенное для рая место — небо, представление о нем у него становится более рельефнее, и считает он его местом только блажен ных, признавая жизнь в нем наградой за добрые дела.

Страна неземной жизни — рай отделялась у пред ка-язычника от мира живых водным пространством, через которое души умерших, по его представлению, переправлялись при помощи проводника или перевозились на ладье перевозчиком. Это представление предок сохранил и с принятием христианства. Так, в одном духовном стихе говорится, что ангелы, при сутствовавшие при выходе души из тела великой грешницы, плывут по водному пространству:

По морю, по синему Хвалынскому, Тут и шли пробегали через кораблики, В этих корабликах святые ангелы сидят [35, 144].

Очевидно, говорит Буслаев, что страна светлых духов — рай отделялась и в христианстве у предка водным пространством, когда эти духи должны пе реплывать «море Хвалынское», сообщаясь с людь ми [32, 437]. Здесь «море Хвалынское» и есть оста ток представления о прежнем водном пространстве. В другом стихе «о Михаиле Архангеле» говорится:

Протекала тут река огненная, Да тут ездит Михайло Архангел-царь, Перевозит он души, да души праведные, Через огненну реку ко пресветлому раю [35, 148].

И в этом стихе мы видим прежнее мифическое одное пространство, это — огненная река, представ ление о которой, говорит Афанасьев, было и в язы честве, где материал для представления ее предок находил в дождевых тучах, пронизываемых молни ями (11, 557; 13]. Эта огненная река преимуществен но фигурирует в представлениях предка-христиани на, но здесь она уже является как преграда к раю для душ грешных. Через нее могут свободно прохо дить только праведные, только те, кто с принятием христианства у предка могли населять рай. Эти «праведные идут, — говорит духовный стих, — через ог ненну реку,

Идут они ровно посуху и ровно по земле. Огнем их, пламенем лице не пожирает [22, 228; 35, 138].

К ним на помощь при переходе через огненную реку по-прежнему приходят проводники, которыми в христианстве являются у предка ангелы, посылае мые Господом:

Подойдут праведные к огненной реке, —

говорят духовные стихи, —

Сошлет Господь святых ангелов,

Ангелы возьмут душу за правую за руку,

Переведут через реку огненную [22, 150],

Провожают их до раю до пресветлаго,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эти представления предка мало говорят о существовании у него представления об аде с его муками
Сочеталось представление о стране зной ной
После чего от каждого кушанья отделя ется в особый сосуд жидкого кушанья по ложке покойников киселем
религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 4 окошечко
Говорят они архангелу

сайт копирайтеров Евгений