Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Глава XI

В Пилосе в ахейский период Посейдон находился на более высокой ступени в религиозной иерархии, чем Зевс. "Илиада", XV, 195. В "Илиаде" (I, 400) говорится, что Посейдон когда-то вступал в заговор с другими богами с целью заковать своего брата. См.: Leonard Palmer. Mycenaeans and Minoans, p. 127 sq. "Теогония", 927; ср.: Аполлодор. Библиотека. I, 3, 5-6. Но в "Илиаде" (I, 578) Гефест признает отцовство Зевса. См.: Marie Delcourt. Hephaistos ou la legende du magicien, p. 42 sq. Именно нырнув в море, Тесей завладевает кольцом и волшебной короной, сделанными Гефестом. которые помогают ему войти в лабиринт и выйти из него: см.: Delcourt, p. 119. Delcourt, p. 110 sq. К шаманской традиции и рассказам о кузнецах-колдунах относится и то, что Гефест обучается своему искусству в пещере Эвриномы (Смерти) или в подземной кузнице Кедалиона. См. нашу работу Le "dieu lier" et le symbolisme des noeuds. – Images et Symboles, pp. 120-163. Гомеровский гимн Аполлону, 300 sq.; Аполлодор. Библиотека 1.4.1. sq. Но Аполлон спас ребенка, которого она носила, Асклепия, ставшего знаменитым врачом; целительская сила последнего была столь велика, что однажды, вняв мольбе Артемиды, он даже вернул к жизни Ипполита. Это чудо противоречило законам, установленным Зевсом, и царь богов поразил Асклепия перуном. Аполлон отомстил за смерть сына, убив циклопов, выковавших Зевсу перун. Виновный в преступлении против родственников (циклопы были титаны, как и Лето), Аполлон был в наказание послан на год жить среди смертных и работать пастухом у царя Адмета. См.: Wilamowitz. Der Glaube der Hellenen, t.2, p. 34; Marie Delcourt. L'oracle de Delphes, p. 215 sq. Более раннее упоминание встречается в поэме Алкея (прим. 600 до н.э.), пересказанной поздним ритором Гимерием (IV век н.э.). Ср.: Martin Nilsson. Greek Folk Religion, p. 79; Guthrie. The Greeks and Their Gods, p. 86,n. 1. Обычай требовал, чтобы того, кто совершил даже непреднамеренное убийство, казнила семья жертвы; это был единственный способ успокоить душу убитого и избавиться от скверны (miasma), порожденной преступлением. Драконовские законы заменили вендетту властью государства; городской суд теперь рассматривал преступление и передавал виновного семье убитого. Змея Дельфина, рожденная Землей, уступает место змею Пифону. Об этом пишет Мари Делькур в: L'oracle de Delphes, p. 145 sq. Древнее прорицание, выглядевшее таким простым, следовало почтенной традиции: Зевс выбирал из судеб, лежавших на его коленях, и раздавал их по своему усмотрению. Плутарх. Пифия, 7. 397 sq.; ср.: Оракулы 40.432d: Delcourt, p. 227. Первые свидетельства о трещине относятся к I веку до н.э. См.: Eliade. Zalmoxis, p. 44. п. 42-43. W. Otto. The Homeric Gods, p. 72. Этот обычай до сих пор встречается у многих народов, чаще – в связи с путешествием. Otto. The Homeric Gods, p. 122 sq. См. источники, цитируемые Хьюго Ранером: Greek Myths and Christian Mystery, pp. 191- 192. См . также том II настоящей работы. Wilamowitz. Glaube der Griechen. t.l, p. 237. Rose. Handbook, 52; Guthrie. The Greeks and Their Gods, p. 72. "Илиада", I, 567.587; XV, 18 sq. Ср.: Плавт. Asinaria ("Ослы"), р. 303-304; Rose. Handbook. p. 106 и прим. 15. Насколько возможно рассмотреть в этих сценах исторические реалии, очевидна отнесенность к сравнительно раннему периоду, предшествующему приходу ахейцев на полуостров. Важно, что Гомер и его слушатели могли воспринимать подобные рассказы как занимательное чтение. Павсаний. II, 36, 2; он также упоминает о тайных культах Геры в Аргосе, что кажется исключительным Розу (Rose. Handbook, p. 128, прим. 11). Но см.: Jeanmaire. Dionysos. p. 208 sq. Ср.: Rose. Handbook, p. 131, п. 59. Jeanmaire. Dionysos, p. 212 sq. Все боги презирают Ареса, называя его "безумцем", поскольку он чужд всякой "справедливости" ("Илиада", V, 761). Сам Зевс говорит ему: "Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо! Только тебе и приятны вражда, да раздоры, да битвы!" ("Илиада", V, 890). Вакхилид, фрагмент 41; Аполлодор. Библиотека, 3.6.8.3. См.: Otto. Homeric Gods, p. 51. Гомер не упоминает этот миф (он также ничего не говорит об истории с Кроном), но называет Афину "дочерью могущественного отца" (obrimopatre). Ср. Гомеровскую эпиграмму, цитир. в: Otto. Homeric Gods, p. 58. См.: M. Detienne. Le navire d'Athena. Apec, бог войны, становится ее мужем гораздо позже; в "Одиссее" (VIII, 266-366) он ее возлюбленный. Раковина, символ одновременно водный и сексуальный, – один из ее священных предметов. Erwin Rohde. Psyche, p. 117. A. Brelich. Gli eroi greci, p.313. Последующие страницы многим обязаны анализу Брелиха. Париса выкормила медведица, Эгиста – коза, Гиппота – кобылица и т.д. Этот связанный с инициацией мотив, конечно, очень распространен (ср. §105). Brelich. Gli eroi greci, pp. 129-185. Как Клеомед в Олимпийских играх 496 года (Павсаний, VI, 9, 6). H . Jeanmaire. Coiroi et Coirctes, p. 323 sq., 338 sq.; Eliade. Naissances mystiques, p. 228; ср. также: Brelich, p. 124 sq. Ср.:: Naissances mystiques, p. 229. См.: Brelich , p. 106 sq. Источники приводятся Брелихом, с. 89. Rode. Psyche, pp. 123-124; ср. также: Guthrie. Les Grecs et leur dieux, pp. 246-247. См. также: Eliade. Le Mythe de l'eternel retour, ch. 1. Даже Геракл; см.: Brelich, p. 235 sq. Последующие метаморфозы героя, от средних веков до эпохи романтизма, будут рассмотрены в томе III настоящей работы.

Глава XII

Широко распространенный мифологический мотив: тот, кто вкусит пищу другого мира, не может вернуться обратно к живым. Когда в IV веке до н.э. Исократ хотел воспеть заслуги афинян, он напомнил своим слушателям, что именно их страну Деметра наградила самыми важными дарами: сельским хозяйством, с помощью которого "человек поднимается над животным миром", и посвящением, которое приносит надежду в отношении "конца жизни и целой вечности" (Панегирик 28). Но Аристотель ("Никомахова этика", 3, 1, 17) утверждает, что жизни Эсхила грозила опасность из-за того, что, как утверждали афиняне, он якобы раскрыл в своих трагедиях определенные секреты (приводились цитаты из "Лучников", "Жриц", "Ифигении" и "Сизифа"). Значение этого обычая (gephirismoi) дискутируется. Ученые особо отмечают то, что непристойные выражения считаются отвращающими беду. Seneca. Herс. Fur., 364-366; Hippol., 105-107; см. также: Minucius Felix. Octavius, 22, 2, etc. Foucart. Misteres, p. 392 sq. В "Федоне" Платон утверждает, что наказание грешников в аиде и образ луга праведников были введены Орфеем, которого вдохновили египетские похоронные обряды. Это не исключает наличия адской символики, потому что там была пещера, храм Плутона, которая отмечала вход в другой мир, и там. скорей всего находился омфал; см.: Kerenyi. Eleusis, p. 80. Engomion pour les Saints Martyrs. – Patrologia graeca, vol. 40, cols. 321-324. Известны другие похожие случаи: например, Дионис или Асклепий, родившийся в погребальном костре Коронии и взятый из чрева матери Аполлоном; ср.: Kerenyi. Eleusis, p. 92 sq. Guthrie (The Greeks and Their Gods, pp. 292-293) обращается к эпизоду из "Аксиоха". диалога, ошибочно приписываемом Платону, в котором Сократ уверяет Аксиоха, что тот не должен бояться смерти; напротив, поскольку он был посвящен в элевсинские мистерии, он стал родственником (gennetes) богов. Гутри относится к тексту как к доказательству божественного усыновления, но термин gennetes скорее указывает на преданность: "ты, кто предан богиням". Что, впрочем, не исключает идеи духовного родства. Ср. например: Galten. De usu partium, VII, 14; Plotin. Enneaides, VI, 9, 11, etc. См. том II.

Глава XIII

Вполне вероятно, что формула "258 лет до Александра" относится к завоеванию Персеполя ( 330 г . до н.э.), положившего конец империи Ахеменидов. Первый успех деятельности Заратустры – обращение царя Виштаспы – пришелся на время, когда пророку было сорок лет. Эти традиционные "258 лет до Александра", принятые большинством исследователей (см.: W.B. Henning. Zoroaster, Politician or Witch-Doctor?, p. 38 sq.: J. Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran ancien, p. 136 sq.) оспаривают М. Моле (Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, p. 531) и Г. Ньоли (Politica religiosa e concezione della regalita, p. 9 sq.). См.: J. Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran, pp. 138-140; G. Widengren. Les religions de l'Iran, pp. 79-90. Мы цитируем гаты по переводу Ж. Дюшен-Гийемена, Zoroastre (1948). Приведя индийские эквиваленты этих терминов, Виденгрен показывает, что подобный институт, возможно, возник одновременно с самой индоиранской общностью. Stig Wikander. Der arische Mannerbund, p. 50 sq. Заратустра гневно клеймит тех, кто приносит в жертву быков (32.12, 14; 44.20; 48.10), – эти кровавые ритуалы были характерны для культа мужских обществ. Ср.: Widengren. Les religions de l'Iran, p. 120 sq.; J. Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran, p. 338 sq. Zatspram 5, trans. Mole. Culte, mythe et cosmologie, p. 184. О хварэне см. сн.23. Denkart, 7.2. 48 sq., trans. Mole, p. 298 sq. См. также: Widengren. Les religions de l'Iran, p. 122 sq. Тексты, приведенные Моле, pp. 298 sq., 301 sq. См. также: Widengren. Les religions, p. 122 sq. Widengren, p. 88 sq. См. источники, на которые ссылается Виденгрен, р. 91. В Индии также было известно явление наркотического транса; см.: PB 10. 136 и комментарии в: Eliade. Chamanisme, p. 407 sq. См. ссылки на работы Нюберга и Виденгрена в: Chamanisme, p. 396 sq. Так, например, в "Затспраме" есть упоминание инициации Заратустры Ахмарспандом (авестийским Амеша Спента); ему также "лили на грудь раскаленный металл, который становился там холодным", "его тело разрезали ножами, показалась внутренность его живота, полилась кровь; но он провел по животу рукой, и рана закрылась" (Zatspram, 22. 12-13) – все это специфически шаманистские испытания. Эти сущности – или, как их также называли, "Архангелы" – связаны с определенными космическими стихиями (огнем, металлами, землей и т.д.). См. работы Mole, Zaehner, M. Воусе (Haoma, Priest of the Sacrifice и др.) и Gnoli (inter alia: Lichtsymbolik in Alt-Iran). Ср.: M. Boyce. Atas-zohr and Ab-zohr; Gnoli. Questioni sull'interpretzione della dottrinagathica, p. 350. См.: G.G. Cameron. Zoroaster, the Herdsmen, passim; Gnoli. Questione, p. 351 sq. Моле и Ньоли доказывают, что немедленное обновление мира может представляться результатом жертвоприношений (yasna), сотворенных жрецами. Этот аспект религии Заратустры соответствует представлению о нем в греческой античности: философ (Аристоксен называл Пифагора его учеником), маг, магистр инициации, автор трактатов о мистике и алхимии. Meillet. Trois conferences sur les Gatha, p. 56; Duchesne-Guillemin. Zoroastre, p. 151. См. работы Ньоли, особ. Lo stato di maga и La gnosi iranica, p. 287 sq. Ср.: Gnoli. Questioni sull interpretazione, p. 349 sq. Ср.: М. Воусе. Haoma, Priest of the Sacrifice; Gnoli. Lo stato di maga , pp. 114-115 и Questioni, p. 366. См.: Duchesne-Guillemin. Le xvarenah. См. также библиографию в нашем очерке "Spirit, Light, and Seed", p. 13 sq. Следует упомянуть еще зародившуюся в Месопотамии концепцию "пламенеющего великолепия", melammu; ср. §20 критической библиографии. Zatspram, перев. Mole. Culte, myth et cosmogonie, p. 98; см. также: ibid., p. 475 и другие примеры в: Gnoli. Questioni, pp. 367-368. Ср.: Widengren. Les religions de l Iran, p. 88 sq. Rivayat 47.23 (на пехлеви), на который ссылается Жан де Менас: Jean de Меnasce. – Anthropos, vol.35/36, p. 452 (ср.: Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran ancien. p. 341, n.3.). См.: Duchesne-Guillemin, p. 167; но этот автор недавно заявил, что после статьи Бикермана от аргумента с "зороастрийским календарем" следует отказаться. G. Dumezil. Naissances d'archanges, p. 62 sq. См. также: Dawn and Twilight, p. 157 sq. Mole. Culte, mythe et cosmologie, p. 35. Ньоли (Considerazioni sulla religione degli Achemenidi, p. 246 sq.) замечает, что в инскрипциях frasa означает "превосходительный" и не несет религиозного смысла; однако религиозный смысл может присутствовать в "превосходительности" любого королевского деяния. R.G. Kent. Old Persian, p. 3 (translation); ср.: Widengren. Les religions, p. 140, n.l. Эта формула, возможно, мидийского происхождения (Nyberg. Die Religionen des alten Irans, S.349), и Виденгрен (р.4О) полагает, что она испытала влияние семитских концепций Бога-Творца. Согласно Justin (1.4), пастух нашел брошенного ребенка, когда тот кормился из сосцов суки (характерная черта мифов о героях-правителях). Геродот же говорит, что жену Митрадата звали Spako, что по-мидийски значит "сука"; ср.: Widengren. La legende royal, p. 226. R.Girshman. A propos de Persepolis, pp. 265, 277; см. также: A. U. Pope. Persepolis, a Ritual City. Даже Ктесий, проведший тридцать лет при дворе Великого царя, не упоминает Персеполь, что говорит об эзотерическом значении этого священного города; ср.: R.Erdman. Persepolis, pp. 46-47. Западный мир вообще не знал о существовании Персеполя, пока город не разрушил Александр Великий. См.: Gnoli. Politica religiosa e concezione della regalita sotto i Sassanidi, p. 23 sq. См.: Wikander. Vayu, p. 128 sq.; G.Widengren. Stand und Aufgabe, p. 51 sq. и Les religions de l'Iran, p. 58 sq. Widengren. Religions, p. 66. Eliade. Le Mythe de l'etemel retour, p. 37 sq. Виденгрен считает, однако, что развитой культ Митры существовал в Персии даже во времена правления Дария (Religions, p. 148). Ср.: Zaehner. Dawn and Twilight, p. 163. Widengren. Religions, p. 139; см. также р. 135 sq. В более поздних яснах (1.11, 3.13, 7.13) солнце будет названо глазом Ахурамазды, что свидетельствует о возвращении древней индоиранской идеи: солнце является глазом Варуны в "Ригведе" (1.50.6) Zaehner. Dawn, p. 64. По замечанию Ценера (Dawn, p. 65), в позднейших текстах Воды более не упоминаются; женой Ахурамазды будет Армайти, Благая Мысль из гат, впоследствии отождествленная с Землей. Это определенно пережиток традиционной иранской религии. Widengren. Religions, p. 131; Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran, p. 96 sq. Дюмезиль показал, что в гатах место Митры занимал Boxy Макан; см. также: Widengren. Religions, p. 31. Смысл этого мотива понятен: построением храма на небесах члены пантеона приветствуют победу (часто космогонического типа; ср. миф о Мардуке) бога и освящают его восхождение на высшую ступень божественной иерархии (ср. миф о Баале). Очевидно, что земным эквивалентом этого эпизода будет построение святилища в честь данного бога (ср. §50). Zaehner. Dawn and Twilight, p. 81. Это пример "дуалистического" космогонического мотива, довольно хорошо известного в фольклоре Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири и зафиксированного также в зурванизме; Eliade. Zalmoxis, p. 84 sq. См.: Gnoli. Note su Yasht VIII, p. 95 sq. Dechesne-Guillemin. La religion, p. 84, n.l (библиография). Ibid., p. 100 sq. См. также выше, §103. Mole. Culte, p. 134. Саошьянт – это отождествляемый с Заратустрой последний Спаситель, произошедший, согласно одной из поздних традиций, из семени Пророка, чудом сохранившегося в озере Касаойа. Rivayat, фрагмент 16 В, переведенный с пехлеви Моле, р. 126 sq. См. тексты в переводе Моле, pp. 87 sq., 90, 126 sq. и т.д. Nyberg. Die Religionen des Alten Irans, p. 310; Widengren. Les religions, p. 53. Nyberg. Die Religionen, p. 316 sq. Это сферы звезд, луны и солнца, обозначенные в тексте как "Благая Мысль", "Благое Слово" и "Благое Дело"; см. ссылку на: Bossuet. Die Himmelsreise der Seele, p. 25 sq. в: Widengren, p. 125. Больше об этих испытаниях рассказывается в позднейших текстах, например, в Меног-и-Храт 2. 115-17 и 151-53; см. также: Soederblom. La vie future d'apres le mazdeisme, p. 91 sq.; Pavry. Doctrine, pp. 19, 62 sq. О религиозном смысле "весеннего масла" см.: Widengren, p. 126. О daena см.: Gitoli. Questioni, p. 361 sq. См.: Wikander. Vayu, pp. 47 sq. Виденгрен (р. 57-59) замечает, что в "Датистан-и-Диник" (24.5) молодая девушка называется "хранительницей сокровищ добрых деяний"; подобно этому, в буддистском тексте "Dammapada" (219 sq.) добродетельных "принимают по их благим деяниям, как дорогих родственников". Небесное путешествие умершего со всех точек зрения напоминает описанное в позднем тексте "Ардай-Вираз-Наме" экстатическое вознесение души сквозь звездную, лунную и солнечную сферы к Раю (garodman). Videvdat 19. 28-32; Soederblom. La vie future, pp. 89-90. В "Видевдат" (13.19) сказано, что мост охраняют собаки; ср. собак Йимы. Ясна 9.4 sq. См. ссылки в; Soederblom. La vie future, p. 175 sq. и A.Christensen. Les Types du premier homme, vol.2, p. 16 sq. См.: A.Christensen, passim, G.Dumezil. Mythe et Epopee, vol. 2, p. 182 sq. Videvdat 2. 20-32. Ср.: Soederblom. La vie future, p. 172 sq. См. также: Bundahisn 39; Menok i Xrat 62. 15; 65 Dumezil Mythe et Epopee, vol.2, p. 147 sq. Ср.: Mole. Culte, mythe et cosmologie, p. 120. Фраваши – это души праведников и одновременно их небесные архетипы. Ангелы-хранители верных, фраваши сражаются с воплощениями зла; но более поздние источники описывают их в виде вооруженных всадников, охраняющих небеса; см.: Widengren. Religions, p. 39. Сложный образ фравашей появился в результате долгого процесса синкретизации в религии. См. тексты, приведенные Моле в: Culte, p. 109. Saddar Bundehes 32-37, trad. Mole, p. 111. Оба вида творения – духовное (menok) и материальное (getik), a также мифология, связанная с первобытным человеком, рассматриваются во II томе.

Глава XIV

Ср.: Fohrer. History of Israelite Religion, p. 147. Народ Израиля тоже был "сыном" Яхве (ibid., р. 185 sq). Даже в текстах, где больше всего говорится о монархии – в Псалмах, центральная роль все-таки отдается Яхве, а не царю (Fohrer. History, p. 150). См. тексты, приведенные и рассмотренные Ринггреном: Ringgren. La religion d'Israel, p. 236 sq.; Fohrer. History, p. 142 sq. Von Rad. Old Testament Theology, vol.1, p. 319 sq.: Ringgren. La religion, p. 252. О значении этой символики для позднейшего развития религиозной мысли см.: Eliade. Le Mythe de l'eternel retour, cap. 1. См.: Ahlstrom. Psalm 89: Eine Liturgie aus dem Ritual des Leidendes Konigs, p. 143 sq.; Widengren. Sakrales Konigtum, p. 15 sq.; Ringgren. La religion, p. 249 sq.; Fohrer. History, p. 142 sq. Важно помнить, что если на юге продолжалась наследственная монархическая традиция Давидовой династии, то в северной части цари были скорее харизматическими; см.: Ringgren. La religion, p. 76 sq. Ringgren. La religion, p. 86. "Правда" сопоставима с вавилонским masuru и египетским maat: см.: Ringgren. Word and Wisdom, p. 49 sq. Но идея воскресения уже зрела в теологии (всемогущество Яхве) и в некоторых ханаанских верованиях и обрядах; см.: Riesenfeld H. The Resurrection in Ez. XXXVII, p. 5 sq.; Widengren. Sakrales Konigtum, p. 46; Ringgren. La religion, p. 262. A.Weiser. Die Psalmen (1950), p. 308, цит. по: Ringgren. La religion, p. 137. Датировка ее точно не установлена. Хотя сам текст, похоже, создавался после изгнания, но содержание его очень древнее. Непонимание своей вины – центральная тема жалоб Иова. "Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?" (30:25). Он не "ходил в суете", и его "нога не спешила на лукавство" (31:5). "Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе, и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?" (31:16-17; ср.: 31:19-34). Эта речь, вероятно, является позднейшей вставкой. Это соревнование было частью религиозной войны: Иезавель приказала убить пророков Яхве, а Илия, в свою очередь, выйдя победителем, требует, чтобы люди схватили 450 пророков Ваала. Он "отвел их к потоку Киссону и заколол их там" (3 Цар 18:40). Примеры их речей можно найти в Псалмах 2, 21, 81, 110, 132 и в Книгах Пророков Наума и Аввакума. Ср.: Fohrer. History, p. 237 sq. и библиографию на стр. 235 и 238, прим.2. См.: S. Mowinckel. The "Spirit" and the "Word" in the Pre-exilic Reformic Prophets; A.Haldar. Associations of Cult Prophets among the ancient Semites, p. 115 sq. См. библиографию в: Ringgren. La religion, p. 268, n.l и Fohrer. History, p. 234, n.17. Экстатические опыты более характерны для nabiim (Fohrer. History, p. 234). Илия предвидит неминуемую гибель Охозии (4 Цар 1:4) и знает, что царь приказал его убить (6:32); ему известны слова, произнесенные сирийским царем в своей спальне (6:12). См. примеры, приведенные в: Fohrer. History, p. 233. Ср.: G.Fohrer. Die symbolische Handlungen der Propheten. См.: Ringgren. La religion, p.271. Предсказания восстановления разрушенных городов и возвращения райского изобилия и плодовитости, которыми заканчивается Книга (9:11-15), так резко контрастируют с часто повторяемыми проклятиями, что подлинность первых может вызвать сомнения: см.: Ringgren. La religion, p. 280; однако фон Рад считает их аутентичными (von Rad. Old Testament Theology, vol.2, p. 138). Ср.: Fohrer. History, p.250 и прим. 17 (библиография). Это парадокс, но брачная символика, к которой прибегает Осия, пришла как раз из тех ханаанских обрядов плодородия, с которыми он и борется; см.: Ringgren. La religion, p.283). Но см.: Andre Neher. L'essence du prophetisme, p. 247 sq. , где автор пишет об "экзистенциальном" смысле брачного символизма в древнееврейской религиозной мысли. Христианство и иудаизм вновь воспользуются образностью супружеского союза для интерпретации мистического опыта в "Песни Песней" и особенно в мистической теологии Контрреформации. В противоположность этому, в вишнуитском мистицизме мистическое единение души с Богом иллюстрируется свободным любовным союзом Радхи и Кришны. Важно отметить, что только первые тридцать девять глав "Книги Пророка Исайи" принадлежат его перу. Остальные состоят из разнородных частей, появившихся не ранее VI века: самые значительные из них – это так называемые "Второ-Исайя" (гл.40-55) и "Третье-Исайя" (гл. 55-66). Некоторые фрагменты вошли в Книгу Исайи и того позднее, например, апокалипсис в главах 24-27. Основную библиографию см. в: Ringgren. La religion d Israel, p. 286, n1; к этому можно добавить: A. Neher. L'essence du prophetisme, p. 228 sq. Своего первого сына Исайя называет Sear-jasub – "остаток обратится". По приказанию Яхве Иеремия собрал все свои пророчества о несчастьях в одном книжном свитке. Однажды его слуга Варух захотел прочитать некоторые из них в Храме, но был схвачен и доставлен к царю, который свиток сжег. Однако под диктовку Иеремии была написана новая книга (36). См. особ.: гл. 11:18-23; 12:1-6; 15:10-12; 17:12-18; 18:18-23 и 20:7- 18. См . также: Ringgren. La religion, p. 295 и библиографию в прим. 2 и 3. Ср.: von Rad. Old Testament Theology, vol.2, p. 203 sq. В ожидании идеального царя – та же надежда на Новый Завет: (Иер 20:21) Автор Псалма 51 молит Господа очистить и освободить его и одновременно "воздвигнуть стены Иерусалима". "Тогда благоугодны будут Тебе жертвы" (Пс 50:20-21). Von Rad. Old Testament, vol.2, p. 224 sq.; Ringgren. La religion, p. 300. См.: Fohrer. Die Hauptprobleme des Buches Ezekiel, passim; idem. History of the Israelite Religion, p. 317 sq. Ср.: Fohrer. History, p. 319 и библиографию в прим.4. Экстатическое видение Иезекииля положило начало "богословию Храма", которое найдет замечательное развитие как в иудаизме, так и в христианстве. По этой же причине христианские миссионеры в Индии допускали в своих церквях только те цветы, которые не использовались в индуистских церемониях, т.е. самые некрасивые. См.: Forher. History, p. 278. И только после падения Иерусалима Иезекииль пророчествует о новой обрядности. См.: Eliade. Le Mythe de l'eternel retour, p. 122 sq. На тему "спасения" и "валоризации" [придания ценности] времени в рамках священной истории израильтян см.: ibid., р. 124 sq.

Глава XV

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий

Сокращения

 <<<     ΛΛΛ   

Основную библиографию см
Русский перевод религии австралии

сайт копирайтеров Евгений