Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Итак, мы можем констатировать тесную связь между алхимией и тантризмом122. Знания по неорганической химии - принесенные исламом или открытые в самой Индии, - встречаются в санскритской литературе и до тантризма. Но не эти научные вкрапления интересовали тантристов, а алхимическая "мистика", космическая или мифологическая ценность металлов, сотерическая роль алхимических операций. Через поиск эликсира жизни алхимия сближается с мистикой и с любой другой индийской духовной техникой, посредством которой достигалось бессмертие; и тем более с тантризмом и хатха-йогой, имевших целью обретение здорового и бессмертного тела.

Как уже было сказано, влияния исламской алхимии на индийскую не стоит преувеличивать. Буддийские памятники сохранили свидетельства того, что алхимию знали в Индии задолго до начала какого бы то ни было исламского влияния. В "Аватамсака-сутре", которую хронологически можно поместить приблизительно между 150 и 350 гг. (переведена на китайский Сикшанандой81* в 695 - 699 гг.), говорится: "Есть растительная жидкость под названием хатака. Один лян82* этой жидкости может превратить тысячу лян бронзы в чистое золото". А в "Махапраджнапарамитопадеше" (переведена на китайский Кумарадживой83* в 402 - 405 гг.) есть дополнение: "При помощи снадобий и заклинаний можно превратить бронзу в золото. При толковом употреблении снадобий можно превратить серебро в золото, а золото в серебро. При духовной силе человек может превратить в золото глину или камень"123. Эта духовная сила - не что иное, как сиддхи йогинов и тантристов. Из текстов буддийского канона мы вправе сделать два вывода: первое, что индийская алхимия
_______________
120. Prabandhacintamani. Transi. С. H. Tawney. P. 147.
121. Ibid. P. 173. Автор книги - монах-джайнист Мерутунга (XIV в.), который написал и комментарии к алхимическому трактату "Rasadhyaya" (см.: Keit A. В. A History of Sanskrit Literature, p. 512). О "золотом человеке" см. Praband hacintamani. P. 8; Hertel. Indische Marchen. - Jena, 1921. P. 235. Легенда о философском камне в Индии записана и Абу-л-Фадлом Аллами (1551 - 1602) в его "Аин-и Акбари"; см. англ. перевод: Hochman and Jarrett. Calcutta, 1873. Vol. II. P. 197.
122. См.: Ray P. C. History... Vol. I. Ed. II. Calcutta, 1903. Vol. II. Ed. II (1925).
123. Waley A. References to alchemy in Buddhis Scriptures. - Bull. Orient. School London, 1932. Vol. VI, part 4. P. 1102- 1103. Уэйли цитирует и из "Mahayana-sangraha-bhashya" (переведена на китайский Сюаньцзанем ок. 650 г.) и из "Abbidharma Mahavibhasha" (в том же пер., 656 - 659 гг.).

68

существовала и до исламского влияния; второе, что она примыкала к мистическим техникам (снадобья, заклинания, духовные силы), а не к опыту предхимическому, научному.

Факт влияния исламской (т. е. александрийской) алхимии на индийскую аргументировался открытием в Индии ртути лишь после мусульманского завоевания124. Но дело обстоит не так просто. Даже если бы расцвет алхимии в Индии начался с открытия и освоения ртути, все же много раньше там существовала" мы это констатировали, "собственная алхимия" (расаяна), на которую ислам влиять не мог и которая выполняла ту же мистическую функцию, что и китайская алхимия: искала пути к продлению жизни и бессмертию. Однако давайте посмотрим, действительно ли ртуть (в той роли, какую она играла в химических процессах) была принесена в Индию мусульманской алхимией.

На самом деле ртуть известна в Индии еще с IV в. н. э., которым датируется так называемый "Манускрипт Бауэра"125, самый древний санскритский трактат по медицине, дошедший до нас81*. Примечательно, что одна из глав этого трактата содержит рецепты, как прожить "тысячу лет"126, а другая разбирает свойства чеснока продлевать жизнь. Людерс и Р. Мюллер, правда, считают, что термин раса из "Манускрипта Бауэра" относится не к ртути, тем не менее проблема решена не окончательно. Некоторые ученые утверждают, на основании политического трактата "Артхашастра"85* (III в. до н. э.)127, что ртуть известна в Индии именно с тех времен; но, возможно, соответствующий пассаж был вставлен в трактат позднее128. Так или иначе, мнение большинства востоковедов и историков науки (А. Кейт, Людерс, Руска, Стейплтон, Р. Мюллер, Липпманн), что ртуть и алхимическую практику, с ней связанную, открыли для Индии мусульмане, следует пересмотреть в свете новейших исследований. Ртуть играла существенную роль в тантризме, при этом известно, что регионы, где процветал тантризм, менее всего подверглись влиянию ислама. В некоторых тантрах ртуть называется "производящим принципом" и даже даются советы, как изготовить из ртути фаллос Шивы129. Поскольку датировку тантр начали уточ-
_______________
124. См. подробности в кн.: Ed v. Lippmann. Enstehung und Ausbreitung der Alchemie. Vol. II. P. 179.
125. Ср.: Hoernle. The Bower Manuscript - Calcutta, 1893 - 1912. P. 107.
126. Это выражение не следует понимать буквально. Жить "тысячу лет" - как и ведическое "жить сто лет" - относится к нормальному долгожительству.
127. Patvardhan R. V. Proceedings I Oriental Congress of Poona. 1919. Vol. I. P. CLV.
128. Дискуссия в Винтернитце: Some problems of Indian Literature. - Calcutta, 1925. P. 101.
129. Ray P. C. History... Vol. I. P. 79 (предисловие). В "Рудраямала-тантре" Шиву называют "Бог ртути". В "Расаратнасамуччае" (кн. VI) говорится, что ученик-

69

нять лишь в последнее время, не исключено, что многие из них окажутся домусульманскими; а если так, то "сакральное" употребление ртути в Индии идет вовсе не от арабов. В "Кубжика-тантре", древность которой не может быть подвергнута сомнению130, Шива говорит о парада (меркурии-ртути)131 как о своем жизнетворящем принципе, который, будучи "закреплен" шесть раз, заслуживает всяческих похвал.

Это "закрепление" имеет и чисто химический смысл - особенно в более поздних текстах, когда метафизическая функция алхимии стала уступать место лабораторным опытам; "закрепление" (или "убиение") означает кальцинирование ртути, известное и в европейской алхимии под названием "фиксация" или "коагуляция"132. "Мистический" смысл фиксации ртути иногда расшифровывается в текстах. Снижение летучести этого священного металла имеет "духовную" ценность: принцип динамический, мобильный превращается в принцип статический, божественный. Снижается, "пресекается" мобильность психоментального опыта; освобожденная душа точно так же статична, как "фиксированная" ртуть. Так алхимическая операция приобретает сотерическую подоплеку. Воля к святости благочестивого человека, его желание пресечь суету обыденной жиз-
_______________
алхимик должен поклоняться Шиве и почитать своего учителя; среди прочего, он должен сделать фаллос из ртути и поклоняться ему, потому что алхимию сообщил людям сам Шива. Тот же текст предписывает определенные обсценные ритуалы, что еще раз доказывает связь между тантризмом и алхимией (ср.: Ray. History... Vol. I. P. 115 - 116). "Расаратначара", приписываемая Нагарджуне, так определяет ученика: "умный, преданный своим трудам, безгрешный и хозяин своих страстей" (Ray. History... Vol. П. P. 8). А "Расаратнасамуччая" еще более определенна: "Тот, кто любит истину, кто победил соблазны, кто поклоняется Деви и Брахманам, кто в совершенстве владеет собой и кто научился жить в соответствии с особой диетой и особым режимом, - только тот может заниматься алхимическими операциями".
Подобный перечень добродетелей встретишь в описании приверженца любой религии и любого аскета. Отсюда следует, что алхимия была прежде всего сакральным деянием, немыслимым без внутренней чистоты, уединения и аскезы86*. Лаборатория помещалась в лесу, вдали от всякого нечистого присутствия (ср.: "Расаратнасамуччая" в: Ray. History... Vol. I. P. 115). Почти во всех алхимических текстах, впрочем, возносится хвала Шиве.
130. Ср. анализ: "Haraprasad Shastri". - A Catalogue of Palmleaf and selected Paper Manuscripts belonging to the Durbar Library, Nepal. - Calcutta, 1905. Vol. I. P. I, XXX.
131. В тексте "Махешвары" (П.-Ч. Рай в своем сочинении, в т. I на с. LXXLX, ошибочно датирует ее 1188 г. вместо 1111-го) для ртути имеется и другой термин, харабиджа (6укв.: "семя Шивы"). В "Брихатсамхите", энциклопедическом труде Варахамихиры88* (написанном в 587 г.), упоминается ртуть и ее применение в качестве средства, тонизирующего и возбуждающего желание (Ray. History... Vol. I. P. I, XXXI).
132. См., например: Berthelot M. La Chimie au moyen age. - P., 1893. Vol. I. P. 154. Об очищении и фиксации ртути см.: Ray. History... Vol. I. P. 130, 131 ff; об "убиении" металлов вообще см. также с. 246 и сл.

70

ни души и добиться совершенной, статичной автономии души освобожденной выражается через алхимические операции и символы. Поиск "фиксированной" ртути есть, таким образом, тот же поиск "освобождения" души, ведущего к бессмертию. Именно этот, сотерический смысл более всего очевиден в алхимических тантрах.

Во всех текстах восхваляется "мистическая" действенность фиксированной ртути. В "Суварна-тантре"133 говорится, что, съев "убитую" (наштапишта) ртуть, человек становится бессмертным; одна часть такой "убитой" ртути может превратить сотню тысяч частей живой ртути в золото. Даже урина и экскременты алхимика, принимающего такую ртуть, могут превращать медь в золото. В "Рудраямала-тангре"134 утверждается, что процесс "убиения" металлов был открыт Шивой и передавался адептами из поколения в поколение. Шива - бог по преимуществу тантрический; техники, которые он открывает, - всегда мистические, сотерические .

В "Расаратнасамуччае" (1, 26) говорится, что, принимая ртуть, человек избегает болезней, которыми он обязан грехам своих предыдущих жизней136. В "Расаратнакаре", приписываемой Нагарджуне, фигурирует эликсир из ртути, обращающий человеческое тело в божественное137. (Припомним, что ту же цель преследовали тантрические техники и хатха-йога.) В том же тексте Нагарджуна говорит, что располагает средствами против "морщин, седины и других примет старости"138 - еще одно доказательство тесной связи между тантризмом и алхимией. "Минеральные препараты оказывают равное воздействие как на металлы, так и на человеческое тело", - утверждается в "Расаратнакаре". (Эта любимая метафора индийских алхимиков139 выдает "мистическую" концепцию: металлы, как и человеческое тело, можно "очистить" и "обожествить" с помощью ртутистых препаратов, которые сообщают им священную благодать Шивы. Тут можно вспомнить о благодатных, сакральных свойствах нефрита в Китае.) Нагарджуне раскрывается эта тайна после двенадцати лет аскезы и поклонения богине-якшини140, "которая владычествует над деревом Ficus religiosa89*". Данный текст
_______________
133. Ray. History... Vol. II. P. 28 - 29.
134. Ibid. P. 21. См. также: "Расендрачинтамани" о наштапишта (vol. H, p. 16); "Расарнава" (XI, 24, 197 - 198) в: Ray. History... Vol. I. P. 74 - 75.
135. В "Рудраямала-тантре" (I, 40) "убитая" ртуть описывается как лишенная металлического блеска и текучести, менее тяжелая, почти без цвета и т. д.
136. Ср.: Ray. History... Vol. I. P. 78. На сей раз Рай датирует текст 1300 годом (Vol. II. Р. 222 - 223); ср.: Jolly. Festschrift Windisch. - Lpz., 1912. S. 192, note 1.
137. Расаратнакара, III, 30 - 32; Ray. History... Vol. IL P. 6.
138. Ray. History... Vol. II. P. 7.
139. В "Расарнаве" рекомендуется применять ртуть сначала к металлам, а уже потом - к человеческому телу; ср. текст, цитируемый Мадхавой в "Сарва-даршана-самграха" (санскр. изд., Anandashrama Series. P. 80).
140. Ray. History... Vol. П. Р. 7.

71

представляет особую ценность. Он еще раз подтверждает истинные корни алхимии: аскезу, медитацию, мистические техники. Кроме того, он отчасти проливает свет на неясные отношения, существующие между культами растительности (якшини141 - это и демоницы растительности) и алхимией. Тантризм как огромный синтезирующий фактор вобрал в себя бесчисленные культы аборигенов, до него остававшиеся за пределами индуизма142. Многие из них принадлежали культу растительности, повсеместно распространенному в Индии и имеющему неарийскую структуру90*. Особенно много тантризм взял у гималайских аборигенов143. Индийская алхимия, столь органично связанная с тантризмом - и структурой и историей, - почерпнула для своей практики и символики не один элемент аборигенной культуры, главным образом гималайской. Этим объясняется присутствие богини-якшини в алхимическом трактате "Расаратнакара". Впрочем, алхимия рано проникла на Тибет, куда ее принесли буддийские монахи тантрических школ, и автор одного алхимического трактата, "Расасары" (возможно, XIII в.), признается, что немало узнал от тибетских буддистов144.

В "Расахридайе" утверждается, что алхимия способна вылечить проказу и сделать человека молодым145 (тот же мотив "юности без старости и жизни без смерти"). В "Какачандешваримата-тантре"146 говорится, что "убитая" ртуть производит в тысячу раз больше золота, а смешанная с медью - превращает последнюю в золото. Самый полный текст о действенности "убитой" (фиксированной) ртути встречается в "Расендрачинтамани": "Если ртуть убить равным количеством очищенной серы, она делается в сотню раз сильнее; если ее убить двойной дозой серы, она вылечивает умственную усталость; если ее убить четырехкратной дозой, она возвращает цвет седым волосам и устраняет морщины; если ее убить пятикратной дозой, она излечивает чахотку; а если убить ее шестикратной дозой, она становится панацеей от всех человеческих болезней"147. Научная - с точки
_______________
141. См.: Ananda Coomaraswami. Yaksas. - Smithsonian Miscellaneous Collections. - Washington, 1928. Vol. 80, n. 6.
142. Обо всех этих проблемах, которые опосредованно касаются и алхимии, см. нашу монографию о йоге.
143. Ср.: "Баха-чина-крамачара", в которой показано китайское происхождение некоторых тантрических ритуалов (Levi Sylvain. Le Nepal. Vol. I. P. 346 -347); Tucci. Animadversiones Indicae. P. 155, 156. Аннамское91* и гималайское влияние прослеживается в тантрах, существующих ныне в Бенгале.
144. Ray. History... Vol. II. P. LCVII.
145. Ibid. Vol. II. P. 12.
146. Ibid. Vol. II. P. 13. (Отсылки к П.-Ч. Раю касаются санскритских текстов, опубликованных в двух его томах. Только на санскритских текстах основываются все положения настоящего исследования. Мы не касаемся комментариев и интерпретаций современных авторов.)
147. Ibid. Vol. II. P. 55 - 56.

72

зрения химии - ценность этого текста минимальна; известно, что 25 частей ртути могут соединиться от силы с четырьмя частями серы, а остальная сера возгоняется, не вступая в реакцию. Все же переведенный текст интересен, поскольку проявляет "экспериментальные" начатки индийской алхимии: утрату традиционного, "мистического" наполнения понятия "алхимия" и попытку трансформировать ее в естественную науку. То, что индийцы совершали определенные на\-чные открытия, сомнений не вызывает148. Как только померк первоначальный смысл алхимических операций, который, по свидетельству всех процитированных текстов, не имел ничего общего с физическим миром, - у этих операций обнаружилась новая логика и новое обоснование. Мы же пытаемся пролить свет на тот факт, что индийская алхимия в подлинном ее виде была не предхимией, а "мистической" техникой149. Наукообразные элементы, предвестники
_______________
148. Так, например, индийцам было известно, как важен цвет пламени для анализа металлов (Ray. History... Vol. I. P. 68), еще с XII в. ("Расарнава"). Металлургические процессы были описаны за три века до Агриппы и Парацельса92* - и гораздо точнее, чем у этих великих европейских химиков. Замечательных результатов индийцы достигли в фармакопее; задолго до европейцев они умели употреблять внутрь кальцинированные металлы. Парацельс, основатель ятрохимии, первым начал борьбу за то, чтобы сульфид ртути начали использовать в медицине. В Индии этот медикамент известен еще с X в. (Ray. History... Vol. I. P. 58: текст из "Сиддха-йоги" врачевателя Вринды)93* . Собственно наука успешно культивировалась в Индии, это неоспоримый факт. То, что начиная с XVIII в. ее намного опередила европейская наука, произошло отчасти из-за мусульманского завоевания, отчасти - из-за стремительного расцвета европейской науки, вызванного темпами развития индустрии.
149. Лишь этим объясняется то, что у многих алхимиков имя кончается на бхайрава (термин для определения тантрического адепта или аскета-шиваита вообще) или натха (что также указывает на тантрическое происхождение). Так, история знает Мантханабхайраву, Сваччхандабхайраву, Гаханананданатху и т. д. Впрочем, среди более или менее мифических авторов различных алхимических трактатов есть несколько из числа тех самых 84-х сиддхи (тантрических магов). Карпати, например, приписывается трактат под названием "Карпатисиддханта", Горакшанатхе (о котором есть смутные сведения как об основателе одной средневековой секты, а иногда - главным образом в Непале - его считают божеством; ср. нашу монографию о йоге) приписывают "Горакшасамхиту"; Капали же (Капалики - родовое имя самых крайних имморалистов тантрической школы) считается автором алхимического трактата "Расараджамаходадхи", Среди сочинителей-алхимиков встречаются и другие имена, знакомые тантрической литературе: Маллари, сиддха Бхаскара, сиддха Прананатха, Шринатха и т. д. Возможно, эти имена были священными, связанными с инициацией , то есть выражали мистическую традицию, к которой принадлежали аскеты, эти имена носящие (ср.: Tucci. Animadversiones Indicae. P. 132 - 133). Интересно отметить утверждение из "Игататтва-упанишады" (31), что одним из препятствий для йогина являются "упражнения с металлами", то есть алхимическая практика. В индийских трактатах по аскезе действительно самым большим и опасным соблазном для неофита считается попытка извлечь пользу из "магических сил" (сиддхи), которые он обретает через медитацию.

73

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уступающих наблюдениям европейских алхимиков
религиоведения Элиаде М. Азиатская алхимия Китай и Индия 4 бессмертие
Какой в некоторых своих разделах была александрийская алхимия

сайт копирайтеров Евгений