Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Благотворная магия золота и нефрита применяется и вне биологической жизни. Золото, не подверженный порче, совершенный ме-
_______________
блаженства, журавль несет по воздуху их ладью (см.: Werner. Myths and Legends of China. - L., 1924. P. 302). Об иранских аналогах подобных легенд см.: Sir Coyajee С. Bahrain Yastht, Analogues and Origins. - JASB, 1928. P. 203- 221. О журавлином танце см.: Granet. Danses. P. 216 ff.
13. Johnson. Chinese Alchemy. P. 61 (цитата из Баопу-цзы). В большой китайской медицинской энциклопедии "Бэнь цао ган му"11* дается следующий рецепт: "Употребляй кровь из петушиного гребня три года - и будешь иметь в изобилии эссенцию ян". По древнему китайскому обычаю, при встрече Нового года следовало выпить куриное яйцо, чтобы запастись жизненной силой на весь год (De Groot. The Religious System. P. 361).
14. Траву цзи Мацумура отождествлял с Sesamun indicum (см.: Johnson. Chinese Alchemy. P. 60, note 38), где имеются и ссылки на: Bretschneider E. Botanicon Sinicum).
15. Считалось, что в сосне и кипарисе - неограниченное количество ян (см.: De Groot. The Religious System. P. 294 - 324). Гэ Хун, знаменитый алхимик, говорит, что тот, кто натрет соком кипариса ступни, "сможет ходить по воде, как посуху". А кто натрет все тело, станет невидимкой. Толченый плод кипариса, добавленный в светоч, дает пламя необыкновенной силы; если в земле есть золото или нефрит, пламя становится синим и отклоняется книзу. Проглотив тот же порошок, "будешь жить тысячу лет" (De Groot. The Religious System. P. 287).
И в персидской книге "Бундахишн"12* есть описание плодового дерева гокард, которое наделяет бессмертием всякого, кто вкусит от него (cap. XXVII, vers 4. - Pahlavi Texts. Vol. V, part I: Sacred Books of the East P. 100).
16. От персиковой камеди человеческое тело начинает светиться, говорит Баопу-цзы.
Обо всем, что касается растений и плодовых деревьев, культивируемых в Китае, со ссылками на историю их распространения см., кроме "Botanicon Sinicum", обширную монографию: Laufer Berthold. Sino-Iranica. - Field Museum. - Chicago, 1919. Суммарные сведения о распространении индийских растений в Иране и Китае см.: Eliade Mircea. Cunostintele botanice in vechea Indie. - Buletinul Societatii de stiinte din Cluj. Vol. V. 1931. P. 221 - 237. Китайцы издревле писали ботанические монографии. "Чжоу поу" ("Трактат о бамбуках") был составлен в IV - V вв., а "Ча цзин" ("Книга чая") написана Лу Ю13* во второй половине VIII в. Времена династии Сун14* особенно плодовиты на подобные ботанические монографии. Среди них выделяется "Хань янь цзи" ("Трактат об апельсинах") Чжи Лу15* (1178), переведенный Хэгерти (М. J. Hagerty) в "Тун Бао", 1929. Vol. XXII. Р. 63 - 96, со вступлением Пеллиота (Paul Pelliot).
17. Johnson. Chinese Alchemy. P. 34.

47

талл, и нефрит, "пища духов", употребляются для консервации трупов, передавая им свою эмблематическую силу, сохраняя нетронутыми, неизменными - подобно Принципу, который они представляют. "Если вложить золото и нефрит в девять отверстий на трупе, он избежит тлена", - говорит Баопу-цзы18. А в трактате "Тао Хун-цзин"16* (V в.) имеется следующее уточнение: "Когда при вскрытии древней могилы увидите, что труп лежит как живой, знайте, что внутри его и снаружи находится изрядное количество золота и нефрита. По обычаям эпохи династии Хань, сановников и наследных принцев хоронили в одеждах, украшенных жемчугами, и при них клали нефритовые ларцы, дабы уберечь тело от разложения" .

Нефрит являет собой средоточие элемента ян и борьбы с распадом (с функцией элемента инь, чья динамика требует вечного превращения, вечного перегорания, норовя свести все в прах, подчинить Земле). Элемент инъ - женский элемент- в миг смерти стремится всколыхнуть все, что есть жидкого в человеческом теле, все, что может служить орудием разложения. Этому разлагающему действию нефрит противопоставляет всю благодатную мощь ян. Нефрит принимали внутрь еще во времена династии Чжоу17*. А в позднем даосизме проводится мысль, что нефрит - пища духов и что он обеспечивает бессмертие20.

Все эти символы и эмблемы не стоят особняком в социальной и духовной жизни Китая, но переплетены с ней. Нефрит играет существенную роль в древнекитайском обществе, формулирует его символику, питает его психологию. Не одной лишь причастностью к элементу ян и к достижению "бессмертия" исчерпывается применение нефрита. Нефритовые запястья и другие украшения, носимые или надеваемые в определенных обстоятельствах, сами по себе - своим цветом, формой, звуком, который они издают при ударе друг о друга, - выражают социальное положение тех, на ком надеты . Одновременно нефритовое украшение было и эмблемой духовного пути человека - не только ярлыком социального класса, официальной роли, которую он исполнял. Бань Гу пишет в книге "Бай ху тун":18* "Предметы, которые носят на поясе, указывают на помыслы человека и подтверждают его умения. Посему тот, кто культивирует нравственное поведение (дао, "путь" в понимании конфуцианства ), носит кольцо. Тот, кто закладывает в основу своего поведения разум и добродетель (дао дэ в понимании Лао-цзы), носит украшения кун.
_______________
18. См.: Laufer В. Jade, a Study in Chinese Archaeology and Religion. - Field Museum. - Chicago, 1912. P. 299, note. Заметки о нефрите, написанные европейцами до конца прошлого века, собраны в пространной библиографии: Cordier H. Bibliotheca Sinica. Col. 207 - 208. См. также: Giseler. Les symboles de jade dans le Taoisme. - RHR, 1932. № 2 - 3.
19. Laufer. Jade... P. 299.
20. De Groot. The Religious System. Vol. I. P. 272 - 273; vol. II. P. 395.
21. Laufer. Jade... P. 197.

48

Тот, кто мастер решать (цзюэ) неприятные или спорные вопросы... носит половину кольца (цзюэ другим иероглифом). Так что по роду украшений, которые человек навешивает на свой пояс, можно заключить, в чем он искусен"22. Обо всех героях и императорах Древнего Китая есть легенды, где фигурирует нефрит23. О великом Хуан-ди20*, первом императоре, говорится, что он принимал жидкий нефрит24. Я так подробно останавливаюсь на универсальном применении нефрита в коллективной и духовной (индивидуальное "бессмертие") жизни Китая, с тем чтобы как можно точнее обозначить роль нефрита в алхимии и органичную связь последней со всей китайской традицией; доказать, что алхимия отнюдь не просто наука (по крайней мере, в данной ее форме), а главное, что о ней следует судить по документам именно такого рода, а не по документам с признаками наукообразия.

При всем том в тексте "Тао Хунцзин" жемчуг тоже упоминается как элемент, который "защищает тело от разложения"25. В мифической истории Китая правители и герои часто являются, "убранные нефритами и жемчугами"26. Явственна связь жемчуга, этого драгоценного вещества, с драконом - фантастическим животным, спецификой Китая. Весь символизм жемчуга - женский - и выдает морскую традицию, противоположную материковой традиции нефрита. Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь и плодородие, будучи породнена с раковиной [вульва - раковина - жемчужина - второе рождение - бессмертие)27. Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной28. Вполне вероятно, что символизм жемчужины в самом деле принадлежит морской традиции, разделяемой, впрочем, самыми разнообразными этническими группами, южноазиатскими и микронезийскими, с видимыми отзвуками в Индии, - и что этот символизм долгое время шел параллельно символизму нефрита. Так или иначе, в текстах, которыми мы располагаем, жемчужина, хотя и воплощает в себе женское начало, наделена теми же счастливыми магическими свойствами, что и нефрит. (Может быть, это мощный отзвук эпохи матриархата и единоутробного родства?)21* Алхимики
_______________
22. Laufer. Jade... P. 211.
23. В рот умершим кладут нефрит и раковины. Ср.: Granet M. Danses et Legendes. Vol. I. P. 132, note.
24. M. Granet. Danses et Legendes. Vol. II. P. 519, note.
25. Ibid. P. 112.
26. Ibid. P. 496.
27. См.: Elliot Smith G. The Evolution of the Dragon. Manchester, 1919. P. 192 -206, с соответствующей библиографией. Выводы Эллиота Смита следует принимать с осторожностью. Об индустрии искусственного жемчуга в Китае см.: Cordier. Bibliotheca Sinica. Vol. I, col. 708 - 709.
28. Granet M. Danses et Legendes. Vol. П. P. 480, note.

49

реже употребляют жемчуг, чем золото и нефрит, но и жемчуг впи-сываегся в пространный реестр их "рецептов бессмертия".

Китайцы, с их пристрастием устанавливать связи между всем и вся, открыли родство органов человеческого тела с теми или иными минералами22*. "Огонь в сердце красен, как киноварь, а вода в почках черна, как свинец", - говорит один из биографов знаменитого алхимика Люй Дэ23* (VIII в.)29. Всеобъемлющая пятерка у-син (вода, огонь, дерево, золото и земля)24* с течением времени нашла применение во всех сферах бытия. Говорится о пяти видах отношений, о пяти добродетелях, пяти вкусах, пяти цветах, пяти тонах и т. д.30. Органы человеческого тела тоже соотносятся с пятеркой у-син: сердце имеет природу огня, печень - природу дерева, легкие - металла, почки - природу воды и желудок - земли31.

При совершенном функционировании этих органов - всего лишь - человек пребывает в согласии с Космосом. Человеческое тело заключает в себе всю Вселенную, его питают те же силы, что одухотворяют Вселенную, оно переживает ту же внутреннюю борьбу (между ян и инъ, например), что сотрясает Вселенную. Китайская медицина - как и алхимия, как и другие техники достижения "бессмертия", - зиждется на подобных "соответствиях". Невозможно разобраться в китайской алхимии, если не принимать во внимание всю систему мышления китайцев, которая остается в координатах Космоса и эмблематичносги даже применительно к реалиям осязаемого мира.

Из приведенных выше текстов можно заключить, что китайская алхимия относится к духовным, а не к научным техникам. Точные наблюдения и научные умозаключения, порой мелькающие в трудах алхимиков, слишком редки и случайны для того, чтобы сформироваться в начатки химии. Китайцы - народ крайне здравомыслящий, крайне прилежный. Не счесть сделанных ими открытий по всем физическим и биологическим феноменам - но алхимия не входит в
_______________
29. Цит. по: Martin W. A. The Lore of Cathay. - N. Y., 1901. P. 60.
30. См.: Dr. T. L Davis, Lu-Ch'iang Wu. Chinese Alchemy. P. 226. По словам китайского ученого Ляна25* , самую фантастическую схему соответствии у-син составил Люй Бувэй (ум. 235 г. до н. э.). См.: Chavannes. Le cycle turc des douze animaux. - Toung Pao, 1906. Vol. VII. P. 96 - 98, где утверждается, что теория пяти элементов была заимствована китайцами у тюрко-монгольских народов; Saussure L. de. Les origines de l'astronomie chinoise. - Toung Pao, seria I. Vol. XI. P. 208 - 288; Forke. The Theory of the Five Elements and the Classifications Based thereon. - Beibande zu den Mitteilungen des Seminars fur Orientalische Sprachen, 1911 (Lu Heng. Vol. П, appendix). Несколько текстов, взятых из разных источников, публикует Тиссi G. La Scienza nella Cina Antica, - Mieli Aldo. La Manuale di Storia della Scienza. Antichita, appendix П. - Roma, 1925. P. 547 - 550.
31. Johnson. Chinese Alchemy. P. 102 (no J. B. Du Halde).

50

число наук, образовавшихся на основе этих открытий. Алхимия была и осталась духовной техникой, посредством которой человек усваивал нормативные добродетели жизни и искал бессмертия. Что, как не само Бессмертие, есть "эликсир жизни", цель всех мистических техник всех времен и народов? Поиски "эликсира" сближали алхимика с мистиком, ищущим путь к бессмертию, скорее, чем с ученым. А золото, "философский камень"27*, имело, как мы убедились, функцию чисто духовную (концентрировать в человеке нетленный элемент ян). Иногда "эликсир жизни" и алхимическое золото изготовляли по одной и той же формуле32 - лишнее доказательство того, что золото, о котором идет речь в наших текстах, имело "мистическую" ценность: т. е. его усвоение даровало бессмертие. Ища философский камень, китайские алхимики думали, как стяжать бессмертие, а не богатство - золота в Китае было в изобилии33. Впрочем, его не всегда считали драгоценным и обладающим свойствами талисмана34, в отличие от киновари, которую в Китае ценили в таком качестве еще с доисторических времен.

Исторические начала китайской алхимии предположительно связаны с искусственной добычей киновари35 ("органические" начала мы уже проследили: поиск бессмертия). Киновари в Китае всегда придавали свойства талисмана и высоко ценили ее как воплощение "бьющей через край" жизни. Красный цвет - эмблема крови, основы жизни - свидетельствовал о витальных свойствах этого вещества и, следовательно, играл решающую роль в обеспечении "бессмертия". В Китае еще с доисторических времен киноварь клали в могилы богатой знати, чтобы перевести умерших в вечность36. Не только красный цвет киновари делал ее проводником в бессмертие, но и тот факт, что при нагревании - "в огне, который превращает деревья и травы в золу"37, - из киновари выделялась ртуть, т. е. металл, полагаемый "душой всех металлов"38. Поэтому киноварь считалась носителем ян, а ртуть ассоциировалась с инь39. Баопу-цзы утверждает, что если
_______________
32. Как в случае с весьма распространенным препаратом под названием 6а цюн дань, "медикамент из восьми превосходных веществ" (куда входили киноварь, реальгар, сера, орпимент, бура и пр.) , который служил в одно и то же время "эликсиром" и "философским камнем". См.: Johnson. Chinese Alchemy. P. 84.
33. См.: Laufer. - Isis, 1929. Vol. 12. P. 331.
34. См.: Waley. Notes... P. 17.
35. F. de Mely в своей работе L'alchimie chez les chinoise. - JA, 1895. Vol. II. P. 314 - 340 утверждает, что в основе китайской алхимии лежит на самом деле орпимент. Я упоминаю это мнение, потому что Ф. де Мели еще цитируют специалисты по истории наук. По сути же, его работа ценности уже не имеет.
37. Dr. Black. The Prehistory of Kanscu Race. - Waley. Notes... P. 15. Johnson. P. 80, note 21 (цитата из Баопу-цзы).
38. Ed. von Lippmann. Enstehung und Austreitung der Alchemie. - В., 1919. P. 459, со ссылкой на Berthelot и Ehrenfeldt.
39. Wieger. Les Peres du Systeme Taoiste. - Hien-hien, 1913. Vol. I. P. 14.

51

смешать три фунта киновари и фунт меда и высушить эту смесь на солнце, пока не получатся пилюли величиной с конопляное семечко, то стоит принять в течение года десять таких пилюль - и седые волосы потемнеют, на месте выпавших зубов вырастут новые и т. п. Если же принимать их и дальше, обретешь бессмертие40.

Но не одни лишь попытки создать искусственную киноварь, по нашему мнению, способствовали развитию алхимии. Открытие металлургии тоже сыграло не последнюю роль - благодаря тем обрядам и мифам, которые она вызвала к жизни. Металлургия считалась деянием сакральным, и плавильные печи приравнивались к Принципам;41 Юй29*, легендарный герой и первый правитель Китая, увязывает пять плавких металлов с ян, а четыре - с инъ42. Металлургия для древних китайцев не была делом мирским, прагматическим - но священнодействием, к которому допускались лишь определенные лица, знающие обряды. Плавильные печи рассматривались как своего рода судебные инстанции - лишь из-за того, что внутри них совершалось таинство, акт творения, "рождения" металлов. Печи умели распознавать добродетель43 , и ордалии предписывали бросать в них подозреваемых в преступлении. Закладка плавильни считалась заповедным деянием, его возлагали только на праведника, владеющего "обрядами ремесла"44. И початие горы для рудной добычи также было священнодействием, которое мог свершить не иначе как чистый муж, хранитель обряда.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Азиатская алхимия вещества принципа
Вульва раковина жемчужина второе рождение бессмертие
Алхимия алхимии вещество

сайт копирайтеров Евгений