Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

17 Бог мой и Бог ваш {лат.).

Строительство моста между этими двумя мирами было проблемой религиозных мыслителей на протяжении веков. Традиционно мост возводился благодаря авторитету — коллективной социальной гарантии сверхъестественного откровения, и это решение еще сохраняет и должно сохранять свою действительность до тех пор, пока сохраняются исторические мировые религии. Но это не касается решений, которые сконструированы скорее с рациональной, нежели с религиозной стороны, подобно естественной теологии Просвещения или же более претенциозным системам философии религии, созданным романтиками и идеалистами.

Сегодня два этих мира отделились друг от друга даже больше, чем ранее. Мир разума стал еще более сухим и духовно опустошенным, а мир души утратил освященные пути, с помощью которых он выражал себя в мире культуры, и остался во власти сил тьмы, являющихся негативными и разрушительными аспектами бессознательного.

Это разделение современной цивилизации на науку, лишенную смысла, и дух, который может выражать себя лишь в саморазрушении, за последние годы стало настолько близким к нам, что нет такого думающего человека, который бы мог принимать его с невозмутимостью. И оно более не является уделом частной культуры, о которой идет речь, но судьбой всего рода человеческого.

Однако имей мы время подумать — если бы нам позволили отсрочить те величайшие опасности, которые мы навлекли на себя столь бездумно, — не было бы необходимой причины, по которой дуализм, упомянутый мной, нельзя было бы в конце концов преодолеть.

Сам факт того, что современная психология сконцентрировала свое внимание на бессознательном и осознала его научную значимость, говорит о том, что два этих мира не являются совершенно непроницаемыми. И таким же образом душа ищет понимания и восстает против требований разума лишь тогда, когда он отказывается понимать и отвергает реальность глубочайшего опыта души и источники ее духовной жизни. В высших культурах существование религии всегда предполагает существование теологии, то есть рациональной системы религиозного знания. В сущности, все высшие религии заявляют о существовании науки о божественной истине и на ней утверждают свое основание. И совершенно очевидно, что если нет истинного знания о предмете религиозного опыта, религия теряет свою обоснованность и даже свою социальную связь и становится иррациональным импульсом, подобно любой другой галлюцинаторной форме психоза.

Однако разделение между душой и разумом, которое предполагает эта альтернатива, является анормальным, противоестественным и болезненным, поскольку лишь благодаря примирению и взаимодействию двух этих [элементов] возникает мир культуры, в котором живем мы и в котором всегда жил человек. Если использовать другую метафору, можно сказать, что мировые религии являются замковыми камнями мировых культур, и когда они удаляются, арка падает и здание обрушивается.

Делом исторического изучения религии является показать, как религия выполняет эту задачу, как между глубинами бессознательного и поверхностью социального порядка поддерживается жизненное отношение, как религия утверждает свою внутреннюю духовную автономию и как она формируется и обусловливается окружающей средой и социальной функцией.

Лишь тогда, когда всё это будет понято, можно будет иметь дело с фундаментальными проблемами естественной теологии: трансцендентным элементом в религиозном опыте и вечной абсолютной действительностью религиозной истины. Кроме того, как я попытаюсь показать в следующей главе, необходимо предварительное принятие этих принципов для того, чтобы понять наконец-то религию.

Ибо изучение религии начинается и заканчивается на теологическом уровне, а не на уровне социологии и истории, какими бы необходимыми для понимания религии в культуре и в человеческой жизни они ни были.

Традиционное учение естественной теологии о врожденном знании Бога. Религия основана на почитании сверхчеловеческих сил и на сознании о трансцендентном бытии. (1) Древнегреческие и гуманистические доказательства божественности из порядка вселенной. Внешний мир как проявление божественной силы. Чувство космической трансценденции. (2) Доказательство божественности из духовного опыта. Чувство духовной трансценденции, характерное для более глубоких форм религиозного сознания. Идентификация объекта этой трансцендентной духовной интуиции с трансцендентной космической силой, характерная для высших религий. Монотеистическая тенденция этого чувства духовной трансценденции. Чувство трансценденции в первобытной религии. Магия и религия. Концепция “священного” и “нуминозного”. Шаманизм и значительность визионерского опыта. Психологическая преемственность между первобытными и развитыми типами религии. Концепция откровения.

I

Я уже говорил о том, что новый исторический подход к изучениюрелигии является, по сути своей, одинаковым и для изучающего естественную теологию, и для изучающего человеческую культуру. Но если мы принимаем этот подход, то должны остерегаться определенных опасностей, которые всегда влияли на сравнительное изучение религии с самого его возникновения в XVIII веке вплоть до наших дней. Историки всё время стремились игнорировать теологов, а социологи — свести религию до уровня ее социологических и культурных элементов. Но никакое изучение религии не может быть плодотворным до тех пор, пока оно не примет реальность и автономию религиозного знания. Всякая так называемая наука сравнительного религиоведения, рассматривающая свой предмет в понятиях психопатологии или экономического детерминизма, бесплодна и псевдонаучна.

Что же тогда является специфической сущностью религиозного феномена? Всякая религия основывается на признании некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Существование потрясающей трансцендентной реальности, которую мы именуем БОГОМ, является основанием любой религии во все века и среди всех народов.

Как пишет Кальвин в начале “Наставления”: “Quemdam inesse humanae menu, et quidem naturali ins-tinctu, divinitatis sensum, extra controversla ponlmus: siquidem nequis ad ignorantiae praetextum confuguret, quandam sui numinis intelligentiam universis Deus ipse indidit, cujus memoriam assidue renovans novas subinde guttas instillat: ut quum ad unum omnes intelligant Deum esse, et suum esse opificem, suo ipsorum testimonio dam-nentur, quod поп et illит coluerint, et ejus voluntati vitam suam consecrarint. Sane sicubi Dei ignorantia quaeretur, nusquam majus extare posse ejus exemplum verisimile est, quam inter obtusiores populos et ab humanitatis cultu remotiores. Atqui nulla est etiam, ut Ethnicus ille ait, tarn barbara natio, nulla gens tam efferata, cui nоп insideat haec persuasio, Deum esse. Et, qui in aliis vitae partibus minimum videntur a belluis differre, quoddam perpetuo religionis semen retinent, adeo penitus omnium animos occupavit, adeo tenaciter omnium visceribus inhaeret communis illa praesumptio. Nulla ergo quum ab initio mundi regio, nulla urbs, nulla denique domus fuerit quae religione carere posset; in eo tacita quaedam confessio est inscriptum omnium cordibus divinitatis sensum”1.

1 “Мы считаем несомненным, что люди обладают врожденным чувством божественного. Ибо Бог вложил в каждого человека знание о Себе, дабы никто не мог сослаться на свое невежество. Постепенно, по капле Он обновляет в нас память об этом, чтобы впоследствии, когда все мы, от первого до последнего, познаем, что Бог есть и что Он сотворил нас, мы сами свидетельствовали бы против себя в том, что не почитали Его и не посвятили свою жизнь служению Ему. Если же кто-нибудь предпочитает незнание, чтобы ничего не ведать о Боге, то, вероятно, самый подходящий пример для себя он найдет среди совершенно тупоумных людей, едва ли знающих и то, что такое человек. Даже язычник Цицерон утверждает, что нет такого столь варварского племени и столь грубого и дикого народа, который не обладал бы глубоко укорененным убеждением в существовании некоего Бога. Они имеют начатки религии, даже если в остальном ничем не отличаются от животных. Из этого видно, что знание Бога прочно овладело сердцами людей и укоренилось в глубинах их существа. Поскольку от начала мира не было ни одной страны, ни одного селения, ни одного дома, которые сумели бы обойтись без религии, то представляется очевидным, что весь человеческий род обладает неким запечатленным в сердце чувством божества” (Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги I и II. М., 1997. С. 39).

Я цитирую свидетельство Кальвина прежде свидетельств святого Фомы и Блаженного Августина, потому что именно у него мы находим традиционное христианское учение естественной теологии, сведенное к минимуму. Никто из теологов не смотрел более мрачно на разрушенное и бессильное состояние человеческой природы, преданной самой себе, никто не был менее склонен утверждать ценность любого знания, которое человек может приобрести относительно природы Бога посредством силы своего собственного разума. Однако даже у Кальвина не вызывает сомнения тот факт, что человеческий разум обладает врожденным знанием о существовании Бога, которое неотделимо от самого его существа, — “doctrina quae поп in scholis primum discenda sit sed cujus quisque ab utero magister est et cujus neminem oblivisci natura ipsa patitur quamvis hoc multi nervos omnes intendant”. “Этой науке научаются не в школе, но каждый человек становится в ней магистром и доктором уже в материнском чреве. Сама природа этого знания не допускает забвения, как бы ни стремились к этому многие люди”2.

2 Там же. С. 41.

В самом деле, всякий раз, когда имеет место какое-либо признание какого-нибудь рода религиозной истины, всегда находится возможность (сколь бы скромной она ни была) и для естественной теологии. Ее радикальное отрицание возможно лишь там, где религия рассматривается в качестве формы массовой галлюцинации, которая может влиять на человеческую культуру, но не может обладать никакой объективной истиной или обоснованностью.

Этот взгляд, столь широко распространенный в современности, исторически связан с гуманистическим рационализмом и с возрастающей уверенностью современного человека в собственной силе и собственном знании. На протяжении последнего столетия или двух мир культуры вырос до такой степени, что подчинил себе мир природы и отодвинул границы сверхчеловеческого духовного мира за пределы сознания. А так как человек сделался всем во всём, стало естественным полагать, что и религия также чисто человеческое явление, принадлежащее миру человека и не имеющее отношения к какой-либо внешней реальности. Во времена своего невежества человек создал религию в качестве инструмента для преодоления опасностей и удовлетворения своих жизненных потребностей таким же образом, как во времена своей просвещенности он создал науку. Боги были образами его надежд и страхов, созданиями его воображения, слугами и инструментами его воли к власти.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Доусон К. Религия и культура 9 естественной
Окружается религиозными санкциями
религиоведения Доусон К. Религия и культура 1 философии
Все высшие религии заявляют о существовании науки о божественной истине

сайт копирайтеров Евгений