Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

***

Система Учителя Иванова — российское автохтонное явление, которое не обнаруживает никаких влияний со стороны восточных религиозно-мистических традиций, тем более симптоматично с точки зрения морфологических особенностей новых религиозных движений в России его определенное сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма и индуизма. Это сходство настолько бросается в глаза, что учение и практика, предложенные П.К.Ивановым, иногда называют “русской, или снежной Йогой”. Отметим основные черты этого сходства.

1). Если Иванов постоянно прославляет холод как главное оккультно-энергетическое средство в своей магической и врачевательной системе, то в индуизме существует система аскезы под названием тапаз (в переводе “ тепло ”, жар, пыл ”). Происхождение этого термина связано с практикой нагревания, “иссушения” тела (например, в форме “стояния между пяти огней”, т.е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем). Полагают, что при этом в подвижнике накапливается особый внутренний жар или пыл, с помощью которого аскет способен магически воздействовать на окружающих [7, 414]. Аналогия мистически осмысленной “закалки-тренировки” ивановцев и индуистского тапаз почти полная, хотя оппозиция “холод-тепло” заменена на обратную.

2). Предложенная П.К.Ивановым аскетическая практика продолжительного воздержания от пищи и воды, проповедуемые им воззрения о ненужности одежды и жилища для человека, ведущего природосообразный образ жизни, издавна распространены среди индийских йогов, в особенности ревностно следуют этим принципам — индуистские святые и подвижники.

3). Аскетическая практика, как полагал П.К.Иванов, позволит его последователям ходить по воде и летать по воздуху. С другой стороны, этой способностью к левитации и другим сверхъестественным действам всегда были известны йоги.

4). Представление об основополагающих природных элементах также сближает П.К.Иванова с древнейшими религиозно-философскими традициями. Его отличает лишь то, что он исключает огонь из их числа, по-видимому, из-за его несовместимости с холодом — главным оккультно-магическим фактором в его системе.

5). Характерной чертой сходства является и стремление достичь “земного блаженства”, а не потустороннего мира, хотя земное существование людей мыслится при этом радикально преобразованным окультно-магическими средствами.

6). Конечной целью подобных “земных религий” (в отличие от веры в потустороннее существование) является индивидуальное бессмертие, причем не одной человеческой души, расставшейся со своим телом, а бессмертие целостного телесного человека, обретшего чудесно преобразованный организм, т.е. свое “естественное”, по словам Иванова, тело взамен прежнего — “ветхого”, “искусственного”).

7). В религиозных культах сакрального совершенствования верующих обычно существует монашество, сравнительно небольшие группы людей, целиком посвятивших себя этой задаче. Таковы были наиболее ревностные последователи Учителя Иванова, хотя организационно они не выделялись, как например, среди приверженцев буддийской традиции в виде института сангхи.

8). Наконец, общей определяющей особенностью культов сакрального совершенствования является наличие канонического учения и практики, а также центральная фигура гуру — вероучителя и наставника. Само название “Системы Учителя Иванова” свидетельствует о важной роли этих элементов в созданном им новом религиозном движении.

Итак, если обобщить перечисленные моменты сходства религиозной системы ивановцев с аналогичными ей культами, то они сводятся к их морфологическому подобию: прежде всего в отношении оккультно-мифологической формы сознания, представления о двух уровнях существования: мирском, профаническом и сакральном, а также в отношении процесса психофизического совершенствования как главной формы единения с сакральным началом.

Раздел II. Основные представители новых религиозных движений

Глава IV. Великое Белое Братство — ЮСМАЛОС

Вокруг этого религиозного движения с самого начала был создан ореол таинственного, эзотерического учения, возвестившего о наступлении конца света и о спасительной миссии двух божественных пророков: Иоанна Свами и Марии Дэви — руководителей нового радикально-обновленческого движения. В начале 90-х годов их активность получила широкую и весьма скандальную известность. Несмотря на значительную долю синкретизма, связанного прежде всего с теософским, а также индуистским и иудаистским влияниями, ЮСМАЛОС принадлежит к группе неохристианских новых религиозных движений, получивших распространение в СССР, причем относится к крайнему обновленческому типу этих движений, которому свойственны самые радикальные альтернативные установки и экстремистская религиозная активность.

Социокультурная ниша ЮСМАЛОС характеризуется тем, что это сектантское милленаристское движение, которое по линии неохристианства пошло значительно дальше Богородичного центра в своей религиозно-обновленческой активности. Вместе с тем по типологическим особенностям ЮСМАЛОС представляет собой параллель проявившемуся несколькими годами позднее неоориенталистскому экстремизму АУМ Синрикё в его японском варианте.

ЮСМАЛОС, более известный под названием “Белое Братство”, был создан в 1990-1991 гг. Ю.А.Кривоноговым и М.Цвигун (в девичестве Марина Мамонтова). По их словам, в эти годы в Киеве сформировалась “Община посвященных Великого Белого Братства”, которая уже в середине 1990 г . стала осуществлять эсхатологическую программу ЮСМАЛОС. В 1992 г. центр организации был перенесен из Киева в Москву.

Кривоногов ( 1941 г . рожд.) — специалист в области микроэлектроники, кандидат технических наук, принял ритуальное имя Иоанн Свами. Цвигун ( 1961 г . рожд.), ритуальное имя Мария Дэви Христос, в прошлом работник райкома комсомола, журналистка. Познакомившись с Кривоноговым и сделавшись его единомышленницей, оставила свою семью и стала его женой.

В связи с предсказанным в учении ЮСМАЛОС на ноябрь 1993 г . концом света в Киев съехалось несколько сотен сектантов, попытавшихся захватить Софийский Собор. В городе возникли массовые беспорядки, повлекшие за собой столкновения с милицией. Кривоногов и Цвигун предстали перед судом и были приговорены к различным срокам тюремного заключения. В период проведения следствия Кривоногов поссорился с женой из-за несогласия по вопросу взаимоотношений с судебными властями. Они разорвали супружеские узы и стали обвинять друг друга уже в религиозном отступничестве. В своих посланиях Мария Дэви стала называть Кривоногова не иначе как Иудой.

Поскольку до размолвки он считался воплощением Бога-Отца и входил в состав единого Бога “ЮСМАЛОС” (как и в буквосочетание соответствующего сакрального термина: ЮС = Иоанн Свами), то трудно себе представить, что какими-нибудь догматическими уловками удастся объяснить “предательство” Бога-Отца. Ведь библейский изменник Иуда был всего-навсего учеником, и поэтому вполне допустимо, что мог впасть в соблазн и искушение. Представить же себе, что Бог стал грешником, невозможно, не рискуя безвозвратно подорвать всякое доверие к такой религии. Поэтому стремление предотвратить разрушение догматической системы вероучения ЮСМАЛОС может заставить Цвигун и Кривоногова пойти на примирение. Впрочем, намечается и другая линия развития, поскольку говорят о возможном новом замужестве Цвигун с неким “Папой Петром Вторым”. Это еще одна крупная фигура в руководстве религиозного движения ЮСМАЛОС, о которой стало известно после перенесения в 1992 г . центра организации из Киева в Москву.

Раздел II. Основные представители новых религиозных движений

Глава IV. Великое Белое Братство — ЮСМАЛОС

1. Общая религиоведческая характеристика

Вероучение Великого Белого Братства принадлежит к неохристианской разновидности новых религиозных движений, хотя его основатели и заявляют, что сформировали “истинную церковь Иисуса Христа” [8,1] и видят его задачу в возрождении подлинного христианства и в заключении последнего божественного завета с гибнущим человечеством.

Создатели ЮСМАЛОС позаимствовали исходные религиозные представления из библейского Апокалипсиса, но придали им новый смысл и значение в духе своей специфической неохристианской новации. Вместе с тем прослеживается открытое стремление к синкретизму: Мария Дэви говорит о “продолжении вековых традиций Белой Шамбалы” и считает, что Е.И.Рерих и её “Агни-йога” предваряют учение ЮСМАЛОС. Сама она широко использует понятия перевоплощения и кармы, говорит о мантре, чакрах, эгрегорах  — типичных категориях йоги, тантризма, буддизма и индуизма. В подражание восточным религиозным традициям М.Цвигун и Ю.Кривоногов присоединили к своим новым ритуальным именам священные титулы дэви и свами . В новом вероучении широко используются оккультные представления об основных космических элементах-стихиях (огонь, вода, воздух и др. ), а также цветовая и звуковая символика. Кроме того, из иудаистской каббалы заимствованы понятия сефиротов, и с некоторыми из них (кетер, хокма, бенах) отождествлены ЮСМАЛОС, Христос, Мария Дэви и Иоанн Свами [7, 23].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Альтернативные модели человека
Причем относится к крайнему обновленческому типу этих движений
Напрочь лишено традиционного представления о сакральном
Духовное совершенствование человека
Использования великих знаний во вред человечеству

сайт копирайтеров Евгений