Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отношение к экуменическому движению распределилось следующим образом. Верующие - "это бессмыслица" - 33%, "это было бы замечательно" - 33% (из них 23% - католики), "возможен союз людей, но не доктрин" - 10%, "в этом нет никакой необходимости" - 24%. Неверующие - "бессмыслица" - 8%, "замечательно" - 33%, "это в принципе невозможно" - 40%, "данная тенденция недолговечна" - 19%.

На вопрос (провокационный) "все ли пути ведут к Богу, или есть такие, которые ошибочны, или даже опасны?", даны следующие ответы. Верующие - "все пути ведут к Богу" - 38%, "есть опасные пути" - 62%. Неверующие - "все пути ведут к Богу" - 83%, "есть опасные пути" - 17%. В ответ на предложение назвать такие "опасные" пути (для ответивших утвердительно) были получены следующие варианты (обобщено): "культы" (Ветвь Давидова, Джеймстаун, Нью Эйдж) - 30%, "радикалы, готовые убивать во имя Бога" - 20%, "пятидесятники" - 15%, "все нехристиане" - 10%, "Свидетели Иеговы" - 5%. Затруднились с ответом 20% опрошенных.

Престиж и реальная социальная значимость профессии священника[7] в сравнительном аспекте выглядят следующим образом. На шкале престижа предложенные 6 профессий расположились в таком порядке: 1-я позиция ("самая престижная") - учитель, 2-я позиция - врач, 3-я - священник, 4-я - бизнесмен, 5-я - рабочий, 6-я - политик. На шкале реальной социальной значимости: 1-я позиция ("наиболее значимая для общества профессия") - учитель, 2-я позиция - священник, 3-я - врач, 4-я - бизнесмен, 5-я - рабочий, 6-я - политик.

Опрос экспертов. В качестве экспертов были опрошены руководители (епископ, пресвитер, раввин, старейшина и т.д.) следующих восьми религиозных общин: католической, лютеранской, иудейской, пресвитериане, мусульмане, "внеконфессионалы" (христиане-фундаменталисты), пятидесятники, и Свидетели Иеговы.[8]

Выяснялся характер взаимоотношений с другими конфессиями и деноминациями, задавались вопросы о "путях к Богу", об отношении к экуменизму, о религиозной "пристрастности" руководителей государства, и о вероятности религиозного конфликта в США.

Как "ровные" охарактеризовали свои отношения с другими общинами лютеранский священник и раввин. Заявил об "отсутствии всяких отношений" представитель Свидетелей Иеговы. Остальные пять служителей культа определили свои отношения с другими вероисповеданиями как "гармоничные". На вопрос "все ли пути ведут к Богу?" 100% опрошенных экспертов ответили отрицательно. Варианты "опасных путей" распределились следующим образом. Иудаизм - "насилие и негативное поведение; все, что расходится с моим понятием о Боге"; "внеконфессионалы" - "мормоны, Свидетели Иеговы, либералы протестантской церкви, каждый, кто отрицает достаточность искупительной жертвы Христа"; лютеране - "культы, секты"; ислам - "те, кто отрицает пророков Аллаха и Святое Писание"; Свидетели Иеговы - "все главные религии - Ислам, Католицизм, Православие, Иудаизм, уничтожающие собственных последователей, подстрекатели войн; все культы, которые изолируют человека от семьи и друзей, поклоняются лидеру, используют контроль над сознанием"; пятидесятники - "все, кто не верит в Господа нашего Иисуса Христа как Спасителя"; пресвитериане - "опасны те, кто распял Христа за то, что он провозгласил себя Мессией"; католики - "культы, изолирующие людей от внешнего мира".

Свое отношение к идее экуменизма эксперты сформулировали следующим образом. Иудаизм - "необходимо уважать другие религии, но оставаться разделенными"; "внеконфессионалы" - "возможно, это было бы полезно для решения моральных проблем: аборты, насилие в семье, наркотики. Однако, есть опасность, что Правда Божьего Слова будет скомпрометирована ради единства"; лютеране - "это единство может быть только внешним, сугубо символическим"; ислам - "все монотеистические религии в своей первоначальной форме учат одному и тому же - единству в Боге. Только такие религии могут быть объединены"; Свидетели Иеговы - "это бессмысленно, поскольку инициаторы экуменического движения просто стремятся сохранить и упрочить свои владения, а не создавать действительное человеческое братство"; пятидесятники - "я буду сотрудничать со всеми, кто исповедует веру в Христа как Господа и Спасителя. Я рассматриваю это как относительное единство, а не формальный союз или единообразие"; пресвитериане - "наше единство - в Иисусе Христе. Он - ось, мы - спицы. Чем ближе мы к нему, тем ближе мы друг к другу"; католики - "это замечательно!".

На вопрос "объективны ли руководители государства (правительство, конгресс США), или они имеют собственные пристрастия в отношении религиозных общин (если -"да", то какого рода?)", 100% экспертов ответили положительно ("имеют пристрастия"). Формулировки обоснования следующие. Иудаизм - "политики в принципе направляются и управляются их религиозными верованиями и убеждениями"; "внеконфессионалы" - "лидеры правительства особенно чувствительны к мнениям своих сторонников. Политическая корректность для них то, где нет абсолютов, за исключением их собственных мнений"; лютеране - "это проявляется с неизбежностью"; ислам - "на уровне обычных людей существует мало дискриминации, однако политики и большой бизнес используют средства дискриминации для преследования своих собственных интересов"; Свидетели Иеговы - "это одно из средств давления"; пятидесятники - "существует тенденция к тому, о чем говорится в Писании: "Каждый человек делает то, что правильно в его глазах". У правительства свои планы, мало отражающие правду Писания"; пресвитериане - "это отражение политического эгоизма"; католики - "я думаю, что руководители рассматривают религию как одно из средств воздействия на социальную политику и эффективное управление".

На вопрос о вероятности серьезного религиозного конфликта в США все эксперты, за исключением руководителей католической и мусульманской общин, ответили утвердительно. Обоснования следующие. Иудаизм - "возможен, потому что сильная вера людей влияет на наши эмоции и взгляды. Это чревато"; "внеконфессионалы" - "возможен, потому что постсовременный и постхристианский взгляд на мир разлагает нормы морали и истины"; лютеране - "возможен, потому что отсутствует реальный межрелигиозный диалог"; ислам - "невозможен, потому что в США есть свобода выбора, выражения и религиозной практики"; Свидетели Иеговы - "возможен, однако наиболее серьезный конфликт будет между религией и политическими структурами"; пятидесятники - "возможен, потому что наши ценности разлагаются и все четче обозначается граница между светом и тьмой. Стремление стоять за истину неизбежно приведет к конфликту между светом и мраком"; пресвитериане - "возможен, по причине эрозии религиозной свободы"; католики - "невозможен, поскольку длительная традиция разделения Церкви и государства делает это маловероятным".

Интерпретация. Итак, наибольшей популярностью в обследованном издании пользуются католики. Факт вполне логичен, если учесть, что католическая община составляет 22% от всего населения Небраски.[9] Несколько странным выглядит положение иудейской общины на втором месте в суммарном рейтинге частоты упоминания - последователи данной религии не входят по численности даже в десятку наиболее крупных религиозных объединений этого штата. Обращает на себя внимание и своеобразный "заговор молчания" в отношении таких общин как Православная Церковь (Сербская) и Свидетели Иеговы. С учетом того, что количество первых в Омахе составляет 2.500 человек, а вторых 1.200, их абсолютная непредставленность на страницах The Omaha World Herald на протяжении всего обследованного периода (1997, 1998, 1998) по меньшей мере загадочно. Еще большую несуразность приобретает данный факт на фоне развернутых репортажей о таких объединениях, как упоминавшийся выше "Эканкар", насчитывающий всего 60 человек. В такого рода отношении к Сербской Православной общине усматривается пристрастность с обратным знаком. Не является ли данный факт отражением общего и застарелого конфликта цивилизаций? Не перекинулось ли противостояние "западнизма" (А.А.Зиновьев) и Православия, пусть в такой мягкой и превращенной форме, с Балкан (форпоста Православия в Европе) в Новый Свет? В любом случае, избирательность внимания здесь совершенно очевидна. Что касается Свидетелей Иеговы, то подобное отношение к данной организации представляется до известной степени логичным. Адепты этой религии испытывают настороженное или нетерпимое отношение к себе по всему миру. Это обусловлено как характером прозелитической деятельности представителей СИ, часто расходящейся с понятием прайвеси, имеющим большое значение не только для американцев, так и догматическими конструктами их интерпретации Библии. Кроме того, Свидетели Иеговы задают такой насыщенный уровень необходимой религиозности, что в обыденном сознании, склонном, в основном, к "вялотекущему" религиозному опыту (формальное соблюдение обрядов, норм, и т.д.) часто ничего, кроме раздражения не вызывают. Настороженное отношение к Свидетелям часто облекается и в некоторые формы негативного мифотворчества, в приписывание им грехов, которых они не совершали.[10] Остальные (из упоминавшихся) конфессии и деноминации представлены более или менее пропорционально их представленности в структуре населения Небраски.

Изначально в ходе контент-анализа ставилась задача исследования и оценочного контекста, в котором появляются на страницах прессы те или иные религиозные объединения. Изучение материала, однако, показало отсутствие необходимости в введении этой категории анализа - практически все общины упоминаются или в нейтральном или в доброжелательном тоне. Некоторое исключение составляют "черные церкви", в отношении которых иногда появлялись несколько саркастичные материалы, главным образом по поводу стиля церковной службы (джаз+блюз+рэп), а также обилия гомосексуалистов на ведущих постах черных общин.

Показателен набор социальных проблем, обсуждающихся в связи с религиозной активностью. Как заметно из полученных данных, гендерная проблематика стоит на первом месте. Это "горячая" тема не только в социальных науках, но и в американском обществе в целом (что резко отличается от российской ситуации, где превалирует, все-таки, академический уклон). Однополая любовь и браки гомосексуалистов (2-е место в рейтинге) - настоящая "больная мозоль" современной Америки. С одной стороны, провозглашается жесткая воля по защите меньшинств, в том числе - сексуальных. С другой стороны, американцы любят объявлять себя религиозной нацией, что предполагает следование нормам человеческих отношений как они постулированы Святым Писанием. С третьей стороны, Писание однозначно порицает "нетрадиционные" сексуальные отношения. Как выбраться из этой замысловатой ситуации, американцы пока не знают. В любом случае, дилемма простая и сложная одновременно. Лояльность к одному ее элементу неизбежно должна повлечь жесткую позицию по отношению к другому. Необходимо также заметить, что протестантские церкви занимают в этом вопросе более терпимую по отношению к "нетрадиционалам" позицию, нежели католики, хотя далеко не все. Наблюдаются также и внутрицерковные (как в среде протестантов, так и католиков) диспуты и даже конфликты по этому поводу.[11] Расовые проблемы (3-е место) - достаточно традиционная для Америки тема. Совершенно очевидно, что адекватных путей разрешения расового деления американское общество также пока не выработало. Даже такой относительно небольшой город, как Омаха (700.000 жителей) сегрегирован по расовому признаку вполне отчетливо, в основном - по районам (и, разумеется, церквям, даже одной конфессии). Межрасовые браки - событие, достойное обсуждения. Эта ситуация явно противоречит развиваемой американскими социологами "контактной гипотезе", согласно которой именно компактное, "местечковое" сосуществование разных расовых групп создает устойчивые предпосылки для их гармоничного взаимодействия [18].

Тема, сформулированная нами как "церковь в современном мире" (4-е место) определяется двумя главными факторами. С одной стороны - снижением уровня действительной религиозности американской нации, и с другой - развитием новых коммуникационных технологий. Первое заставляет религиозные организации удваивать и диверсифицировать усилия по пропаганде религиозных ценностей и удержанию паствы. Второе - дает для этого новые средства. Отсюда и возникают такие симбиозы как "виртуальная церковь". В общем, если человек не идет в храм, храм сам "идет" к нему, в том числе через интернет.

Эвтаназия (5-е место) и психоделики в религиозной практике (6-е) тесно связаны с проблемой "свободного выбора" индивида в "свободном" обществе. Главная контроверза здесь - опять же проблематичность данных типов поведения с точки зрения реального духовного совершенствования и постулатов Святого Писания. Эвтаназия, в сущности, есть убийство и самоубийство одновременно. И то и другое несовместимо, по большому счету, с христианской моралью. Психоделики же есть "неестественное" приобщение к трансцендентному, что также не может приветствоваться христианской догмой.

Внецерковная активность религиозных организаций в США, нашедшая свое отражение в обследованном издании, вполне традиционна - это благотворительность в разных сферах и попечительство над социально уязвимыми членами общества. Отметим, все же, еще раз некоторую этнокультурную заданность вектора такой активности. Протестантские и католические общины осуществляют её "вовне", часто без внимания к религиозной принадлежности реципиентов. Иудейская же и мусульманская общины направляют эту деятельность "внутрь", подавляющим образом - на своих членов.

Как выяснилось в ходе опроса, даже в среде верующих подавляющее большинство (85%) посещают только воскресную службу, а смотрит/слушает передачи на религиозные темы только 33% опрошенных в данной группе. Это то, что мы назвали "вялотекущей религиозностью" людей, то состояние рутинизации религиозного опыта, которое свойственно сегодня для мирового христианства в целом. Возникает феномен своеобразной "стыдливой секулярности", при которой человек, внутренне не веруя, соблюдает форму, следуя, во-первых, хорошему тону, и, во-вторых - на всякий случай.

Показательно соотношение утвердительных ответов по поводу вероятности религиозного конфликта в США у верующих и неверующих респондентов. Пропорция практически зеркальная: считают, что такой конфликт возможен, 62% верующих, и, что невозможен - 60% неверующих. Дело, по-видимому, в ангажированности религиозной активностью. Неверующие, будучи вовлеченными в другие варианты социальных практик, или "некомпетентны" в данном вопросе, или действительно не усматривают здесь никакой возможной угрозы. Весьма показательны обобщенные варианты обоснований ответов на данный вопрос. Характерно, что примерно сопоставимо число тех, кто для обоснования своего ответа, будь он отрицательный (40%), или положительный (60%), использовал один и тот же аргумент - "слишком много вероисповеданий". Считается, что парадоксальность сознания в большой мере свойственна сегодняшним россиянам, часто убежденным одновременно в нескольких взаимоисключающих вещах. Похоже, однако, что синхронная антиномичность массового сознания не чужда и современным американцам, что, видимо, является следствием смешения и/или столкновения, с одной стороны, государственных идеологем, и, с другой, реальной повседневной практики индивидов, тех структур обыденности, которые имеют мало общего с декларацией.

Религиозная ангажированность проявилась наглядно и при ответе на вопрос об отношении к экуменическому движению. 33% верующих, хотя бы до известной степени представляющих себе данную сферу, определили этот явление как "бессмыслицу", в то время как всего 8% неверующих выбрали ту же формулировку. Впрочем, как "замечательное" охарактеризовали свое отношение к экуменизму по 33% опрошенных верующих и неверующих.

Обусловленность "профанностью" и ангажированностью продемонстрирована и при выснении того "все ли пути ведут к Богу, или есть опасные?". Утвердительно ответивших верующих ("все пути ведут к Богу") - 38%, неверующих - 83%. Последняя цифра очевидно коррелирует с процентом отрицающих возможность религиозного конфликта в данной группе респондентов. Названные "опасные" пути также вполне традиционны, и не только для Америки - это "культы", Свидетели Иеговы, пятидесятники, радикалы от религии. Характерно однако и появление категории "все нехристиане" (10%) в сумме ответов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Свидетели иеговы
Остальные пять экспертов назвали эти взаимодействия конфликта экспертов

сайт копирайтеров Евгений