Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Достаточно характерны результаты, полученные в ходе опроса экспертов. Только представитель Свидетелей Иеговы заявил об отсутствии всякого рода отношений с "коллегами", что вполне логично, учитывая характер религиозной практики и догмы данной организации - какие могут быть отношения с "воплощением зла", каковое представляют собой, по мнению СИ, все традиционные религии. Как ровные (читай - терпимые, сдержанные) такого рода отношения обозначили руководители лютеран и иудейской общины. Остальные пять экспертов назвали эти взаимодействия "гармоничными", что, впрочем, есть, в сущности, больше декларируемое состояние, нежели констатация факта.[13] Имея в виду опять же ангажированность, причем - уже профессиональную, вполне логичен тот факт, что все опрошенные эксперты ответили утвердительно в отношении наличия "опасных путей к Богу". Каждый - со своей колокольни, разумеется, и, подчас, не без инспирированной той или иной догмой, казуистики. Например, руководитель мусульманской общины отнес к таким "опасным путям" отрицание пророков Аллаха. Здесь, однако, нужно иметь в виду, что хотя Ислам относит к таким пророкам и ветхозаветных (Моисей) и новозаветных (Иисус Христос) героев, истиной в последней инстанции, все же, считается Мухаммед. Тот, кто "прояснил" наконец, и окончательно истолковал волю Господа. Христиане-фундаменталисты ("внеконфессионалы") причисляют к таким "путям" не только традиционных мормонов (которые вне штата Юта сталкиваются с весьма проблематичным отношением к себе) и Свидетелей Иеговы, но и "либералов протестантской церкви"). Это - своеобразная реакция на размывание доктринальной основы протестантизма, всепрощенчество и лояльность по отношению, прежде всего, к таким явлениям, как гомосексуализм, аборты, место и роль женщины в Церкви, эвтаназия, и т.д.[14] Свидетели Иеговы, в свою очередь, определяют в качестве "опасных" все традиционные религии, в полном соответствии со своим представлением о том, что институциолизованные религиозные организмы становятся не более, чем инструментом государственной власти, то есть - средством подавления, в котором истинная религиозность уже отсутствует. У пятидесятников, пресвитериан, лютеран и католиков главный акцент сделан на "опасность" всего, что отлично от исповедования Христа как Спасителя. Руководитель иудейской общины избрал формулировку одновременно очевидную и двусмысленную - с одной стороны, было заклеймено насилие, как средство, избираемое некоторыми религиями, с другой, к "опасным" путям было причислено все, расходящееся с трактовкой Бога, данной Торой.

К идее экуменизма с симпатией отнесся только католический священник, остальные же эксперты выразили ту или иную степень скепсиса по этому поводу. Видимо, статус "вселенской Церкви" позволяет католикам достаточно спокойно относиться к идеям возможного объединения, тем более, что их активный прозелитизм во всех частях мира внушает им надежды на совершенно определенные эгиду и элиту экуменического движения.

Показательно, что никто из экспертов не усомнился относительно религиозной ангажированности руководства государства в США. Причем, истоки и причины такой пристрастности были определены как сугубо утилитарные, это - пролонгированная власть и доход. Выражаясь языком Чарльза Пирса и/или Джона Дьюи, - основателей американского прагматизма и инструментальной теории, - демонстрация своей религиозности для политиков полезна, а потому - "верна". Другими словами, раз это "работает", значит, нужно это использовать, вне зависимости от действительного уровня собственной "воцерковленности".

Профессиональная принадлежность определила и оценку вероятности религиозного конфликта в Америке нашими экспертами. Только мулла и католический священник сочли такой конфликт маловероятным. Остальные убеждены в том, что он вполне возможен. Весьма тревожный результат. Кому же, как не людям, профессионально подвизающимся на религиозном поприще, иметь об этом действительно квалифицированное суждение. Опять, как и в ходе массового опроса, проявилась тенденция обоснования одним и тем же аргументом ("многообразие") диаметрально противоположных ответов. Вместе с тем, похоже, что в ответе мусульманина превалирует своего рода "пожелательный" акцент, а в ответе католика - успокоительный. Первый обусловлен возможными последствиями такого конфликта для мусульман в немусульманской стране, второй - осознанием своего численного превосходства в США.[15] Показательно и то, что в качестве возможных причин такого конфликта был назван и, так сказать, "прогрессирующий либерализм" американского общества, при котором "разлагаются" традиционные христианские нормы и ценности.

Резюмируя, можно сказать, что в религиозной среде сегодняшней Америки, как в зеркале отражаются общие социальные проблемы данной страны. "Единство в многообразии", начертанное на государственных штандартах американской нации, - под большим вопросом. Похоже, то, что объявлялось силой американской государственности, является на самом деле ее ахиллесовой пятой. Нельзя также не отметить еще раз некую рассогласованность, синхронную антиномичность массового сознания американцев, что, во многом, выглядит как результат несовпадения декларации и формы с обыденностью и содержанием. До боли знакомое состояние, не правда ли?

ЛИТЕРАТУРА

Tolles, F.B. Meeting House and Counting House. The Quakers Merchants of Colonial Philadelphia. 1682-1783. The Northon Library. New York. 1963.

Stephenson, G.M. The Puritan Heritage. The McMillan Company. New York. 1952.

Balwant, N. Capitalists Without Capitalism. The Jains of India and the Quakers of the West. Greenwood Publishing Corporation. Westport, Connecticut. 1971.

Weber, M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Charles Scribner"s Sons. New York. 1952.

Benjamin, P.S. The Philadelphia Quakers in the Industrial Age. 1865-1920. Temple University Press. Philadelphia. 1976.

Clebsh, W.A. From Sacred to Profane America: The Role of Religion in American History. Harper & Row. New York. 1968.

Hudson, W. The Passing of the Protestant Era in America. In: Willson, J.F. & Drakeman, D.L. (eds.) Church and State in American History. The Burden of Religious Pluralism. Beacon Press. Boston. 1987.

Miller, W.L. The First Liberty. Religion and the American Republic. Alfred A. Knopf. New York. 1986.

Sweet, W.W. The Story of Religions in America. Harper & Brothers. New York. 1930.

Strout, C. The New Heavens and New Earth. Political Religion in America. Harper & Row. New York. 1974.

"The Corpus Christi Latest Skirmish in Battle Between Religion, Art". (Editorial). The Omaha World Herald, 1998, June 13. P.76. (В редакторской заметке сообщалось о следующем событии. На Бродвее, весной 1998 года была осуществлена постановка мюзикла по мотивам Евангелия. Согласно "новому прочтению", Иисус был представлен как гей, который регулярно имеет секс со своими апостолами. Постановка вызвала сильнейшее возмущение и даже угрозы расправы со стороны, прежде всего, католической общественности.)

Campbell, C. "The Secret Religion of the Educated Classes". Sociological Research. 1978. (39).

Ladd, E.C. "Religious Faith in America". Public Opinion. 1979. (2).

Wallis, R. The Elementary Forms of the New Religious Life. Routledge & Kegan Paul. 1984.

Robbins, T. Cults, Converts and Charisma. Sage. London. 1988.

Smelser, N.J. Sociology. Prentice Hall. New Jersey. 1988.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Изменения сверху донизу социологические исследования человек католики
Кармадонов О. Особенности религиозной среды современной Америки опыт социологического анализа религиоведения 4 четверть

сайт копирайтеров Евгений