Пиши и продавай! |
>
Кармадонов О. Особенности религиозной среды современной Америки: опыт социологического анализа"Всякий человеческий порядок есть объединение Кандидат философских наук, доцент Иркутский Государственный Университет CI - 1999 Отношения в духовной сфере есть вид и значимая часть общественных отношений в целом. Они осуществляются через систему различных интеракций на всех возможных уровнях, от связей между "обычными" людьми до контактов в среде лидеров и руководителей конфессий и деноминаций. В то же время, взаимоотношения в духовной сфере обладают и рядом весьма специфичных свойств. Вне всякого сомнения, этот тип общественных связей является крайне важным на протяжении всей человеческой истории, и не потерял своей значимости и в наши дни. Более того, недавние и текущие конфликты с религиозной подоплекой (бывший Советский Союз, бывшая Югославия, Афганистан, Северная Ирландия, недавние трагические события в США, и т.д.) говорят о все возрастающей роли религиозного фактора в современном мире. Вероятно, люди недооценивали этот фактор, и, возможно, мы никогда и не жили в реальном "секуляризованном" обществе? Человечество должно найти способ гармоничного сосуществования в современном плюралистическом мире, поэтому опыт определенных частей этого мира, определенных народов, где такая гармония хотя бы относительно достигнута, или, по крайней мере, проблема активно обсуждается, должен изучаться тщательно и с должным вниманием. Я склонен думать, что опыт Соединенных Штатов в данной сфере является весьма характерным. Когда мы рассуждаем о социальной и религиозной истории США, мы не можем оставить в стороне феномен протестантов, и, прежде всего, квакеров. Как было отмечено Фредериком Толлсом, "квакеры совершили выдающийся, поистине уникальный вклад в развивающуюся жизнь американского народа, включая достижения в областях гражданских свобод, межрасовых отношений, гуманизма и общественного благосостояния" [1, P.267]. Я полагаю, что не будет большим преувеличением сказать, что вклад квакеров имеет серьезнейшее значение для всей Америки, и в действительности достаточно трудно определить какая именно часть их наследия является наиболее важной. В то же время, не вызывает сомнений крайняя важность их достижений в экономической сфере, особенно с точки зрения последующего индустриального развития страны. Производство и бережливость расценивались как добродетельное поведение и были в большом почете среди квакеров, в то время как праздность воспринималась как корень и источник всякого греха. Эти пуритане, по словам Джорджа Стивенсона, "были, вероятно, наиболее примечательной организацией людей, когда-либо создававшейся в мире" [2, P.266], они никогда не определяли некоего предела возможного и желательного размера богатства. Более того, "относиться к этому спокойно не представляло никакой проблемы" [3, P.129]. Итак, протестанты, в соответствии с подходом Макса Вебера [4], создали предпосылки для эпохи "большого бизнеса", однако именно последняя элиминировала их влияние и власть. Поток европейских эмигрантов, - в основном католиков и евреев, - положил конец былому протестантскому консенсусу в Америке. На смену ему пришло плюралистическое общество, гораздо более сложное и разнообразное, нежели деноминационная мозаика предыдущих поколений. Более того, как отмечал Филип Бенджамин, "протестанты не просто должны были разделить нацию с другими вероисповеданиями, им также был брошен вызов со стороны иррелигиозного материализма, подкрепляемого очевидным экономическим преуспеванием нации" [5, P.vii]. Таким образом, возникла возможность выбора, а выбор между той или иной церковью подразумевал и альтернативу "не выбора" церкви вообще. И когда, по словам Уильяма Клэбша, "началось Великое Пробуждение в середине 19 века, количество нерелигиозных людей возросло до высот, каких не было в западном христианстве, возможно, уже тысяча лет" [6, P.211]. Для протестантов оказалось совсем не просто приспособиться к требованиям плюралистического общества. Они так долго обладали здесь почти что монополией, что, говоря словами Уильяма Хадсона, "были с трудом принуждаемы жить в предельно конкурентной ситуации, в которой многие вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумеющиеся, претерпели самые драматические изменения" [7, P.149]. Как писал Уильям Миллер, "проблема религиозной свободы была разрешена; проблема же формирования культуры была интенсифицирована через исторически выработанное решение проблемы свободы" [8, P.234]. Существует, однако, еще один важный момент. Новые социальные условия, возникшие во второй половине 19 века, принесли с собой не только плюралистическую атмосферу, но сопровождались также и растущим отчуждением трудящихся классов от церкви и религии как таковой. "Успешный бизнесмен стал символом Америки, и его идеалы и методы стали определять каждую сторону американской жизни. Церковь же, со своей стороны, не обладала прежним влиянием и не испытывала прежнего чувства ответственности" [9, P.496]. Для церкви кризис капитализма в 19 веке был сродни шоку. Она к тому времени проделала гигантскую работу по "евангелизации труда", отвечавшей задаче рационализации капитализма, в протестантском же движении, где представители среднего класса, как правило, доминировали, изоляция церкви от трудящихся масс усилилась просто драматически. Последнее с неизбежностью породило проблемы в церкви как таковой. По словам Кашинга Страута, "социал-евангелистская критика капиталистических условий неизбежно вела к борьбе внутри церкви. Эффект нового социального мышления должен был привести к осознанию необходимости трансформации самой религиозной общины" [10, P.227]. Весьма примечательным является тот факт, что история организованного рабочего движения в Соединенных Штатах по праву отсчитывается с момента создания ассоциации "Рыцари труда" в Филадельфии, исторически протестантском регионе, в 1869 году. Эта организация объединила все ветви рабочего движения и поставила своей целью усовершенствование экономических, моральных, социальных и интеллектуальных условий жизни ее членов. И не менее важным является то обстоятельство что движение "Социальное Евангелие" возникло также в среде американского протестантизма как ответ на тяжелые социальные и экономические условия, пришедшие с индустриализацией и урбанизацией американского общества. "Социальное Евангелие" критиковало идеологию радикального индивидуализма, доминирование капитала над трудом и конкуренцию как определяющую модель человеческих взаимоотношений. Критике подвергалась и церковь того периода. Приоритетной целью "Социального Евангелия" являлось достижение в рамках экономической системы того же уровня демократии, который существовал, по крайней мере - теоретически, в системе политической. Итак, религиозная среда Соединенных Штатов 19 века есть значимая и знаковая часть общей социальной и политической среды этой страны. Важность религиозной активности того периода для последующей эволюции демократии бесспорна. Толерантность, плюрализм и внимание к социальным проблемам, которые были присущи религиозным общинам, создали, в действительности, то, что мы называем сегодняшней Америкой. В то же время, необходимо отметить тот факт, что эволюция религиозной среды здесь имела своим результатом различные и сложные противоречия в сфере общественной жизни американского народа в целом. Такие, как противоречие между "свободой для всех" и традиционными религиозными ценностями, что проявилось как необходимость защищать права различных меньшинств (включая сексуальные), и, с другой стороны, уважать стремление сохранить нормы (заветы) человеческих отношений в соответствии со Святым Писанием. Как представляется, "Протестантская эра" не завершилась пока в США полностью и бесповоротно. В этой связи, другим серьезным противоречием является то, что протестантская церковь часто легитимирует те тенденции американской общественной жизни, которые признаются "опасными" даже в академической среде; последнее позволяет Католической Церкви объявлять себя "наиболее явным, едва ли не последним бастионом защиты традиционных моральных норм в этой стране" [11]. Еще одна проблема - по-прежнему существующее в религиозной жизни Америки деление по расовому и национальному признакам.[1] Существуют как отдельное явление "черные церкви", причем в той стране, где в качестве краеугольного камня общественной жизни и государственной доктрины декларируется "гармония различий". Попытки разрешить эти проблемы предпринимаются регулярно, - пока, правда, без особого успеха. Эти же проблемы связаны весьма тесно с таким явлением, как "новые религиозные движения". В Соединенных Штатах данный феномен оценивается неоднозначно. К примеру, Колин Кэмпбелл утверждал в 1978 году, что происхождение нового религиозного сознания вовсе не является протестом против современного общества, а, скорее, способом адаптации к нему. Религия помогает человеку найти какую-то относительно безопасную нишу в этом хаотичном мире [12]. Год спустя Эверетт Лэдд обнаружил, что 81% его американских респондентов проявили единодушие во мнении, что индивид должен самостоятельно, вне всякого влияния, вырабатывать собственные религиозные убеждения. На этом основании Лэдд назвал США страной "верующих индивидуалистов" [13]. В американской социальной мысли присутствуют попытки одновременного эмоционального и онтологического определения новых религиозных движений. К примеру, Рой Уоллис подразделял такие движения на "отвергающие мир", "утверждающие мир" и "адаптирующиеся к миру", что соответствует и общественным представлениям о таких движениях [14]. Томас Роббинс утверждал, что социальная реакция на такие движения, особенно на "отвергающие мир", очень напоминает моральную панику, и имеет в качестве причины отказ индивида от норм и системы предыдущей семейной жизни [15, P.76]. Выдающийся американский социолог Нейл Смелзер вполне убедительно доказывает, что новое религиозное сознание является результатом растущего многообразия и сложности общества. Люди начинают стремиться к новым духовным ценностям. Смелзер утверждает, что дезинтеграция традиционных ценностей и идей усиливает неизбежность социального конфликта даже в стабильном демократическом обществе [16]. Уместно здесь упомянуть Роберта Бэлла, который связывал этническое разнообразие и культурный плюрализм именно с национальной солидарностью и единством цели американского народа, подкрепляя это концептом "гражданской религии" [17]. В наши дни в США не прекращаются усилия в поиске некой общей формулы гармонизации отношений в религиозной сфере, включая межрасовые и межнациональные аспекты проблемы. Созданы и развиваются такие подходы, как "контактная гипотеза" [18]. Присутствуют и попытки доказать, что только иудео-христианские ценности являются жизненно важными для спасения американской нации [19]. Тем самым, Америка все еще в поиске, но главный фокус тот же - "свобода религии для всех" [20]. Итак, протестантское наследие претерпело весьма значительные и драматические трансформации в Соединенных Штатах. Сами американские социологи вынуждены констатировать: "Протестантская этика, делающая упор на бережливость, честность, напряженную работу, жертвенность и взаимопомощь членов сообщества, становится все менее и менее распространенной в стране, которая с каждым годом превращается во все менее и менее протестантскую по своей сути"[21, С.101]. Что же представляет собой религиозная среда Америки сегодня? Осенью 1999 г. автор статьи провел социологическое исследование в США, посвященное именно этому вопросу.[2] Работа велась в течение трех месяцев, в самом сердце Америки - город Омаха, штат Небраска. В этой связи, полученные данные и выводы имеют отношение, прежде всего, к данному региону. Вместе с тем, экстраполяция по основным параметрам представляется вполне допустимой. Исследование носило комплексный характер. Были осуществлены контент-анализ, массовый опрос и опрос экспертов. Контент-анализ. Изучалось региональное издание The Omaha World Herald. Хронологический срез - 1997, 1998, 1999 годы. Обследованный массив включает 140 номеров.[3] Категории анализа включают в себя: частота упоминаний и представленность конкретных конфессий и деноминаций; проблемы и темы, поднимаемые в связи с религиозной активностью; показатели и характер "внецерковной" ангажированности конкретных религиозных общин. Результаты. Необходимо отметить в начале, что пять наиболее крупных религиозных общин штата Небраска включают в себя (по убыванию) Католическую общину, Лютеран, Епископскую общину (ветвь Англиканской Церкви), Методистов и Пресвитериан. Более или менее постоянно в обследованном издании упоминались 14 конфессий и деноминаций. Рейтинг представленности выглядит следующим образом (по убыванию частоты упоминания): 1. Католики - 25,2% от общего массива упоминаний; 2. Иудаизм - 13% от общего массива упоминаний; 3. Лютеране - 11% от общего массива; 4. Баптисты - 9,8%; 5. Т.н. "внеконфессиональные" (фактически -христиане-фундаменталисты) - 6,5%; 6. Епископская церковь - 5,4%; 6. Методисты - 5,4%; 6. "Чёрные" церкви (выделялись в общую категорию именно в прессе) - 5,4%; 7. Пресвитериане - 4,3%; 8. Бахаи - 3,2%; 9. Мусульмане - 2,1%; 10. Мормоны - 1%; 10. Индуизм - 1%; 10. Эканкар - 1%.[4] Проблемы, поднимаемые в газете в контексте религиозной активности, сгруппировались по результатам анализа в следующие семь основных тематических блоков (по убыванию представленности, в % от общего массива сообщений по данной категории анализа): 1. Гендерная проблематика (вопрос о возможности рукоположения женщин в священники, сексуальные домогательства со стороны клира, гендерное прочтение Библии) - 33,3%; 2. Однополая любовь и браки гомосексуалистов (возможность освящения таких браков Церковью) - 25%; 3. Расовые проблемы - 16,5%; 4. Церковь в современном мире (технологии и этика виртуализации Церкви и службы, расширение радио- и телевещания религиозных каналов, возможности и этика приобщения к церковным таинствам в "неспециализированных" местах - на рабочем месте, в супермаркетах, и т.д.) - 12%; 5. Проблема эвтаназии - 8%; 6. Психоделики в религиозной практике - 4%.[5] 7. "Популярно-догматические" дискуссии (дебаты о сотворении/эволюции, спор вокруг проблемы апостола Павла, и т.д.)[6] - 1%. Анализ внецерковной ангажированности конфессий и деноминаций не выявил неких специфичных, характерных для той или иной религиозной общины форм деятельности. "Все занимаются всем", вместе с тем, данная активность осуществляется подавляющим образом христианскими конфессиями. Иудейская община, равно как и мусульманская, предпочитают работать в плане социального служения только "внутри себя". К основным направлениям такого служения относятся создание приютов для бедных, помощь несовершеннолетним матерям и "проблемным" детям, открытие летних лагерей для взрослых с умственными расстройствами, обсуждение и попытки разрешения проблемы бедности, благотворительность в сфере религиозного искусства. Опрос. Проводился по случайной выборке. Характеристика обследованной совокупности: количество - 330 человек, сотрудники страховой компании Mutual of Omaha (30% от общего числа), трэвел-компании AAA Nebraska (25%), преподаватели Школы Джонсона в Омахе (20%), сотрудники и преподаватели Университета Небраскив Омахе (25%). Возраст опрошенных - от 20 до 50 лет. Мужчины составляют 31% опрошенных, женщины - 69%. По вероисповеданию выборка состоит на 30% из католиков, на 30% из протестантов (различных деноминаций), 3% - православные (Сербская Православная Церковь), и 36% объявили себя неверующими. 100% респондентов имеют за плечами колледж или университет, из них 22% обладают степенями магистра или доктора философии. В ходе анкетирования задавались вопросы на предмет религиозной вовлеченности (частота посещения церкви, интерес к религиозным программам СМИ), о возможности/невозможности серьезного религиозного конфликта в США, об отношении к экуменизму. Задавался также вопрос о том, "действительно ли все пути ведут к Богу, или есть опасные дороги? (если "есть", то какие?)", и выяснялось место на шкале престижа и реальной социальной значимости священнослужителя (в сравнении с другими профессиональными группами). Свидетели иеговы |
|
|
|