Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Могут быть и другие типы зла. Но мы рассматриваем несогласованность структур опыта. Целостная структура ограничивает самостоятельность своих частей. Но сказанное бессмысленно без указания на основание переживания

334

т. е. эмоционального и аналитического опыта, в рамках которого возникает целостная структура. Каждая абстракция становится значимой в результате указания на основе переживания, которое стремится к единству индивидуализации в его непосредственном настоящем. Сама до себе эта модель ни хороша, ни плоха. Но каждая модель может существовать только благодаря ее предназначению к реализации, актуальной или концептуальной. И это предназначение доверяет модели играть свою роль в наплыве чувства, которое является пробуждением бесконечности в отношении конечной активности. Такова природа существования: это приобретение структуры в чувстве, подчеркивающем роль конечной группы отобранных индивидуальностей, каковыми оказываются структурированные сущности (например, пространственное расположение цветов, а также согласование звуков). Но эти индивидуальности отнюдь не обязательно являются чисто качественными. Человеческое существо есть нечто большее, чем набор цветов и звуков. Понятие модели подчеркивает относительность существования, а именно относительность того, как связаны вещи. Но таким образом связанные вещи сами являются сущностями. Каждая сущность какой-либо модели, входя в другие модели, сохраняет в этом разнообразии существования собственную индивидуальность. Загадка философии в том, как сохранить равновесие между индивидуальностью существования и его относительностью. Также каждая индивидуальная сущность некоторой модели может быть способна к анализу, дабы продемонстрировать себя в качестве единицы удачной (achieved) модели. Я подчеркиваю именно функцию модели в порождении добра или зла в конечной единице переживания чувства, включающей ощущение этой модели. Также сущностной характеристикой математики оказывается изучение модели в абстракции от подпадающих под нее индивидуальностей.

12. Когда Платон в своей лекции связал математику с понятием добра, он защищал—сознательно или бессознательно—традиционные способы мышления, распространенные среди всех народов. Новизна же заключалась в методе абстракции, который греческий гений постепенно усиливал. Математика, как она изучалась в платоновской Академии, представляла собой абстракцию геометрических и числовых характеристик от конкретных фактов афинской жизни. Аристотель анатомировал животных

335

и при этом анализировал политические устройства. Он размышлял о родах и видах. Таким путем он абстрагировал логические характеристики от полнокровного опыта. Начиналась новая эпоха научных абстракций.

Одна из опасностей применения этой техники заключается в таком простодушном использовании логики, когда ошибочное предложение сразу отвергается. Но все предложения ошибочны до тех пор, пока они не указывают на основание, которое мы воспринимаем без какого- либо осознанного анализа. Любое научное предложение, которое было выдвинуто великими учеными середины XIX в., оказалось ошибочным именно в том смысле, как оно тогда формулировалось. Их учение о пространстве было ошибочным, таковы же были их учения о материи и фактическом обосновании (evidence). Постоянный интерес к платоновским диалогам связан не с тем, что в них провозглашаются абстрактные доктрины. Диалоги заполнены имплицитными указаниями на конкретные единицы опыта, посредством которых каждая абстрактная тема становится интересной.

13. Абстракция предполагает акцентирование, а акцентирование оживляет опыт—к добру или козлу. Все соответствующие актуальностям характеристики суть разновидности акцентирования, с помощью которого конечное оживляет бесконечное. Креативность предполагает порождение ценностного опыта путем притока бесконечного в конечное, получая свой особенный характер от отдельных деталей и всей конечной модели. Это и есть абстракция, участвующая в творении актуальности, со своим собственным единством конечности и бесконечности. Но сознание переходит ко второму порядку абстракции, когда от актуальной вещи абстрагируются ее конечные составляющие. Данная процедура необходима для конечного мышления, хотя она и ослабляет чувство реальности. Это основа науки. Задача философии заключается в том, чтобы перевернуть этот процесс и таким образом слить анализ с действительностью. Из этого следует, что философия не является наукой.

Первая глава философского введения должна заключать в себе свободное исследование некоторых изначальных естественно возникающих понятий нашей повседневной жизни. Я имею в виду те всеобщности, которые присущи литературе, общественной организации, а также нашим научным попыткам понимания физических явлений.

Не существует определений подобных понятий. Их невозможно анализировать с помощью каких-то более глубоких факторов. Каждое из них должно быть представлено как необходимо принадлежащее по своему смыслу к группе эквивалентных ему понятий. При рассмотрении подобной группы любой из ее членов после небольшой коррекции языка может быть избран центральной фигурой. В данной лекции понятие «значимость» взято в качестве центрального, так что обсуждение нами центральных тем будет снова и снова возвращаться к этой идее.

Моей целью во всех лекциях является изучение всеобщих характеристик нашего опыта, которые служат предпосылками активности человечества. Я не буду пытаться сформулировать систематическую философию. Подобная цель слишком амбициозна для краткого курса. Любая систематическая мысль должна начинаться с каких-то предпосылок. И к тому же в нашем рассмотрении, между прочим, будет использовано больше базисных понятий, чем это непосредственно выражено в его цели. Вербальное выражение данных в процессе систематизации должно быть приведено в порядок и представлено в надлежащем виде.

1-Любой систематической мысли присущ оттенок педантизма. Для нее характерно отстранение от отдельных понятий, наблюдений и мнений, сопровождающееся формальным

337

извинением, что мы-де не думаем о подобных вещах. Система, конечно, важна. Она необходима для овладения, употребления и критики тех мыслей, которыми переполнен наш опыт. Но до того, как начнется работа по систематизации, необходимо решить одну предварительную и очень важную задачу, если только мы стремимся избежать узости, присущей всем конечным системам. Сегодня даже сама логика борется с тем воплощенным в формальном доказательстве открытием, что любое конечное множество предпосылок должно требовать понятий, которые исключены из сферы его непосредственного применения. Философия же вообще ничего не может исключить. Поэтому-то она никогда не должна начинаться с систематизации. Ее исходную стадию можно было бы назвать «собиранием».

Разумеется, подобный процесс собирания нескончаем. И все, что может быть Достигнуто этим путем,—это подчеркивание отдельных всеохватывающих понятий и обращение внимания на многие другие идеи, возникающие в связи с теми, на которых сделан акцент. Систематическая философия есть объект изучения для специалистов. С другой стороны, любой образованный ум, стремящийся вырваться за пределы своей узкой специализации, конечно, обратит внимание на философский процесс собирания.

В западной литературе было четыре великих мыслителя, заслуги которых перед цивилизованным мышлением во многом опираются на достижения философского собирания, и это несмотря на то, что каждый из них внес важный вклад в создание структуры философской системы. Речь идет о Платоне, Аристотеле, Лейбнице и Уильяме Джемсе.

Хотя Платон и постиг значимость математической системы, его слава все же покоится на ценности глубоких, разбросанных в его диалогах указаний, частично окутанных архаическими заблуждениями эпохи, в которую он жил. Аристотель же систематизировал и собирал одновременно. На наследие Платона он накладывал свои систематические структуры.

Лейбниц наследовал два тысячелетия мысли. Он и в самом деле больше, чем кто-либо до или после него, наследовал разнообразные мысли своих предшественников. Его интересы простирались от математики до богословия, от богословия до политической философии и от политической философии до физической науки. Эти интересы

338

подкреплялись глубокими знаниями. Должна быть написана книга под названием «Ум Лейбница».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хотя налицо общий мир мышления
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 8 понятие
Воспринимающее сознание являются абстракциями
Понять необходимого характера законов природы
Эти специфические предметы требуют соответствующих общих условий предметов события

сайт копирайтеров Евгений