Пиши и продавай! |
В ту же эпоху другой мыслитель предвосхитил позднейшую научную гипотезу. Гераклит2 (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) высказал идею непрерывного изменения («все течет») вещей. Понятия «река» или «дерево» остаются для нас неизменными. Однако в реальности любая река или любое дерево никогда не пребывает в статичном состоянии. Более всего Гераклит известен своим изречением: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Мы живем в мире, где большинство людей полагают само собой разумеющимся, что все — от галактик и звезд до клеток, составляющих человеческую субстанцию, постоянно изменяется и развивается. Гераклит пришел к этой мысли посредством наблюдений и логики тогда, когда всем вокруг сотворенный порядок вещей представлялся неизменным. Левкипп3 (ок. 500—440 до н. э.) и Демокрит4 (ок. 460— 370 до н. э.) основали теорию атомистики, согласно которой вся материя состоит из предельно малых частиц, существующих в пустоте. Различия в свойствах веществ обусловлены составляющими их равными по форме и величине атомами. Обратите внимание на логику, которой руководствовались эти мыслители. Наблюдая, как вещество переходит из одной формы в другую (твердая, жидкая, газообразная) под воздействием различных температур (к примеру, вода может быть в виде пара или льда), они предположили, что одинаковые атомы по-разному сочетаются при различных условиях. Изучая окружающий мир, эти ученые прокладывали путь к созданию общих теорий. Они обладали необыкновенной интуицией и руководствовались ею. 12 Платон 5 Если досократики были заняты изучением мира, основываясь на ощущениях, то другие греческие мыслители 20 утверждали идеалистический взгляд на мир. Истоки этого воззрения восходят к Платону, считавшему, что вещи, которые мы видим и воспринимаем, есть лишь слепки с вечных бестелесных сущностей («идей»). Это означало примерно следующее: «Я знаю, что стоящее передо мной существо — лошадь, единственно благодаря присущему мне неизменному понятию "лошадности"». Таким образом, чтобы постичь мир, человек должен пойти дальше восприятия вещей, данных ему в ощущениях, иначе — отправиться на поиски вечного мира «идей». В своем знаменитом сочинении Государство (Книга VII) Платон рисует аллегорический образ пещеры, подтверждая мысль о том, что большинство людей видят лишь мимолетные тени, отраженные на стенах пещеры идеальными и неизменными идеями. Только философам удается взглянуть по ту сторону огня, увидеть сами идеи, а затем сквозь проем в пещере — и солнечный свет. Отсюда следует, что реальность не там, где находится стена с ее тенями-призраками (чувственный мир). Постигнуть истинную реальность можно, лишь размышляя над общими началами и «миром идей». Комментарий Подобные взгляды весьма распространены в западной философии. Согласно этой теории, разум должен быть независим от данного в ощущениях физического мира. Только освободившись от влияния этого материального мира, можно познать сущность и смысл бытия, а потому реальные факты занимают его меньше, чем выдвигаемые в их отношении теории. Такой подход коренным образом отличался от представлений досократиков и заложил основу последующего размежевания философии и науки — философия будет двигаться в сторону языка понятий и чистых идей, а наука сосредоточится на данном в ощущениях физическом мире, пытаясь объяснить его. 21 Аристотель 6 Аристотель утверждал, что познание мира происходит через постигаемый разумом опыт. По его мнению, следует изучать явления, или феномены, а не отворачиваться от них. Как видим, становление научного мышления скорее идет от Аристотеля, а не от Платона. Аристотель рассматривал знание как плод упорядоченного восприятия и опыта, которые объединяют всю информацию, поступающую от органов чувств. Фактически такой подход и станет определяющим для философии науки. Аристотель дифференцировал различные области знания и разделил все живое на виды и роды — прием классификации, ставший основополагающим в науке. Он также ввел понятия пространства, времени и причинности. Основу вещей, по Аристотелю, составляют следующие четыре причины: • материя (лежащий в их основе физический субстрат); • форма (их природа, облик или замысел — то, что отличает статую от куска мрамора, из которого ее изваяли); Задача языка заключается в описании образа внешнего мира |
|
|
|