Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Развитие вычислительной техники — наиболее яркое свидетельство происходящей цифровой революции. Однако если рассматривать этот процесс с точки зрения философии науки, то он представляется еще значительнее. Математика, будучи одним из важнейших факторов становления наук на протяжении XVII—XVIII веков, использовалась главным образом в качестве орудия логики. Это верно и теперь. Математический аппарат остается основой научно-исследовательской работы во всех областях — от космологии до ядерной физики. Но в XIX веке предпринятый социологами и другими учеными анализ статистических данных позволил определять вероятностные характеристики причинных связей. Статистика, таким образом, стала орудием анализа.

Позднее новые возможности по обработке огромного количества данных в цифровом виде обеспечили челове-

60

ку доступ к использованию цифровой техники не только в целях вычисления, но и для анализа и выявления глубинных свойств самой действительности.

Цифровая революция изменила почти все стороны жизни. Например, если прежде фотография могла запечатлевать что-либо исключительно на светочувствительной пленке, то теперь все окружающее нас можно записать цифровым способом. Конечное изображение представляет собой последовательность двоичных чисел. Звук в цифрованном виде можно намного точнее анализировать, записывать и передавать, чем с помощью механических или аналоговых средств. И даже человеческий геном, в котором отражены самые глубинные процессы жизни, представлен в цифровом виде.

На DVD-диски можно записать звук, кинофильм, многотомные энциклопедии и даже генетические команды по созданию живой ткани. Все, что человеком воспринимается совершенно по-разному, выражается одним способом — через последовательность двоичных кодов.

Это, конечно же, потрясает воображение, но тем не менее уже стало обыденным. Реальность воспроизводится с помощью информационных блоков. Все можно полноценно представить и воспроизвести в виде двоичного кода.

Послесловие

Этот краткий обзор некоторых сторон истории науки мы начали с досократиков и их концепций строения мира. Фалес заключил, что основой всего сущего является вода. Теперь мы проводим ту же работу, привлекая недоступные Фалесу аналитические средства, и приходим к выводу, что все сущее можно представить в виде двоичных кодов.

61

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фалес Милетский (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н. э.) — древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Повествование о философии всегда начинается с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них — Фалесе из Милета. Он измерил высоту египетских пирамид по их тени, в 585 г. до н. э. предсказал солнечное затмение. Пытаясь понять мироздание, интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, стремился установить, из какой материи состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Изначальный элемент — вода. Из нее возникли земля — как бы осадок этого первоначального элемента, воздух и огонь. Земля покоится на воде, плавая в Океане, словно корабль. Начало развития астрономии и геометрии также связывают с именем Фалеса. Ему приписывается знаменитое изречение: «Познай самого себя». Сочинения Фалеса — «О солнцевороте», «О равноденствии», «Морская астрономия» — не сохранились. На его надгробии было написано: «Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: в ней пред

27

тобою сокрыт многоразумный Фалес».

2 Гераклит Эфесский — древнегреческий философ и политический деятель, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность — «плачущим философом». Согласно Гераклиту, мир не создали ни боги, ни люди, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом (логосом), путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз»). Согласие и мир ведут к «оцепенению», пока «оцепеневшее» вновь не превращается в единство первоогня («путь вверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все, и из всего — Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро; во всем объединены противоположности, и тем не менее существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других — людей, в одних — рабов, в других — свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего; быть мудрым — значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам

62

разума, выражающимся как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может обрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье. Учение Гераклита оказало большое влияние на греческую философскую мысль. Оно было воспринято стоиками и благодаря им распространилось на христианскую и всю западную философию. В Новое время его развивали главным образом Гегель, Шлейермахер, Лассаль и Ницше.

3 Левкипп — древнегреческий философ, автор атомистической теории строения вещества, ученик Зенона Элейского и учитель Демокрита. Его сочинения не сохранились.

4 Демокрит — древнегреческий философ. Родом из Абдер, это был богатый торговый город с высокоразвитой культурой. Демокрит происходил из богатой семьи, получил хорошее образование. Отличался необыкновенной любознательностью. Он говорил: «Найти объяснение хотя бы одного явления отрадней, чем быть персидским царем!» Когда умер его отец, Демокрит отказался от принадлежавших его семье земель, домов, многочисленных животных и отправился путешествовать. Он побывал в Вавилоне, Египте, возможно, в Индии. Вернувшись, поселился в уединенном месте и начал заниматься науками. Демокрит смеялся над людьми, которые ищут счастья в погоне за богатством. Его привлекли к суду за растрату отцовского наследства — он прочитал перед судьями свою книгу Большой мирострой. Судьи сочли его сумасшедшим и вызвали к нему лучшего врача Греции — Гиппократа Косского. Гиппократ побеседовал с ним и объявил абдерским жителям: «Демокрит — мудрец, а сумасшедшие — это вы». Абдериты не удивились и не обиделись: с давних времен все почему-то считали их чудаками. Они дали Демокриту сто талантов и поставили в городе его статую. Демокрит прожил почти сто лет. Перед смертью он ослеп. Говорили, будто, глядя на отражение солнца в отполированном до блеска медном щите, он сам ослепил себя, чтобы ничто вокруг не отвлекало его от раздумий. «Смеющийся философ» — таким представляют его потомки. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал около 70 трудов по самым разным отраслям знаний, до нас же дошли только фрагменты, в которых ощущается стиль сентенций. Вот некоторые из них: «Ничто не происходит случайно»; «Надо уметь не только говорить, но и молчать»; «Богат тот, кто беден желаниями»; «Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет». (Изложено по книге М. Л. Гаспарова Занимательная Греция.)

5 Платон (наст. имя Аристокл) (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) — древнегреческий философ; по отцовской линии был потомком царя Кодра, по материнской — законодателя Солона. В юности Платон

63

встретился с Сократом и стал верным учеником этого не написавшего ни строчки мудреца, которого прославил в своих диалогах. Для Афин, да и для всей Греции это было тяжелое время Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н. э.). Продолжавшаяся более двадцати лет, она окончилась поражением Афин. Победившие спартанцы упразднили в Афинах демократию и привели к власти правительство «тридцати тиранов» во главе с Критием (одним из учеников Сократа). Потрясенный казнью своего учителя, Платон надолго покинул Афины. В Южной Италии он подружился с пифагорейцем Архитом Тарентским (ок. 428—365 до н. э.), известным математиком и астрономом, который несколько раз избирался правителем Тарента. Свою философию Платон облек в художественную прозу в форме диалогов. Темы диалогов различны: пути достижения добродетели (Протагор), величие человеческих идеалов (Федон), проблемы мироздания (Тимей), любовь (Пир и Федр). Несколько сочинений посвящены Сократу (Апология Сократа, Федон и Критон); Критий — фантастический роман, написанный в форме исторического повествования, а Государство — политическая утопия. Во время своих странствий Платон оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия Старшего. В Сиракузах Платон попытался осуществить свои проекты государственного устройства, но результат оказался плачевным: по повелению разгневанного правителя он был отправлен на остров Эгину и продан в рабство. Впоследствии Платон пересмотрел многие свои представления о государстве и изложил их в Законах. На Эгине, воевавшей в то время с Афинами, был принят закон обращать в рабство любого афинянина, ступившего на их землю. Но Платон уже был достаточно известен; по счастью, его случайно увидел на рынке невольников один состоятельный философ, давнишний его почитатель. Он выкупил Платона и тотчас же отпустил. Афинские друзья также собрали требуемую для выкупа сумму и отдали ее Платону. На эти деньги Платон основал свою знаменитую школу — Академию. Среди его учеников были философ Аристотель и оратор Демосфен. Вот несколько принадлежащих Платону высказываний: «...устанавливает законы всякая власть в свою пользу... Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости»; «Основа всякой мудрости есть терпение»; «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ведущие к построению гипотезы основании образом
Что же касается фундаментального исследования байеса в области теории вероятности
Это важно для понимания строения вселенной
67 иными словами68 не исторические взгляды68 комментарий
Томпсон М. Философия науки истории науки и философии 3 качества

сайт копирайтеров Евгений