Пиши и продавай! |
229 Среднего Востока. И только с этой эпохи начинается обозримая для нас история человечества! Методология Обратите внимание на научную методику, используемую для исследования происхождения человека. Прежде всего, мы пользуемся археологией, а трудность здесь связана с крайне скудными материальными фактами, на основе которых должна строиться теория (то же самое наблюдается в более общем вопросе об ископаемых свидетельствах эволюционных изменений). Как мы видели на примере с австралийскими находками, небольшое противоречащее свидетельство способно поколебать всю теорию происхождения и расселения человека. Здесь вполне уместно вспомнить то, что мы рассматривали в главе 3. Согласно попперовскому подходу, следовало бы отказаться от теории из-за одного-единственного факта — находки каменного орудия. Но по Куну, нужны еще доказательства, чтобы с достаточной долей уверенности сказать о непригодности всей парадигмы (противоречащий факт как бы «придерживается» до момента появления новых свидетельств). Однако могут возникнуть трудности, связанные с толкованием самим человеком понятия «человек». У нас может быть своя интерпретация того, что такое орудие вообще и чем, скажем, пользовался человек для преодоления водного пространства. Так мы пытаемся осмыслить прошлое, а значит, извлечь из фактов как можно больше. Найденные останки подвергаются многочисленным исследованиям. В результате появляются сведения о пище древнего человека, внешнем облике, осанке и многом другом. Сравнение полученных данных позволяет определить характерный признак его развития, например увеличение объема мозга. 230 Изучение останков помогает воссоздать картину жизни первых людей. Но здесь есть один сомнительный нюанс — предположение о постепенном переходе от одной формы к другой. Скажем, можно допустить, что неандерталец был неразвит по сравнению с Homo sapiens, жившим рядом с ним и в итоге вытеснившим его. Это следует из эволюционной теории. Однако вполне возможно, что жизнь неандертальцев была значительно сложнее, чем мы думаем. Эволюция С самого начала было ясно, что теория естественного отбора способна существенно повлиять на самопознание человека, и многие споры поначалу касались именно этого. Даже сам Дарвин взялся изучать, какие последствия его теория окажет на представление о происхождении человека. В книгах Происхождение человека и половой отбор (1871) и Выражение чувств у человека и животных (1872) он полагал, что умственные способности и социальное поведение претерпевают такое же эволюционное развитие, что и физическое тело. Эту концепцию часто называют «социальным дарвинизмом». Подобный подход развивал Герберт Спенсер. Его собственная теория эволюции была основана на идее Ламарка о возможности наследования приобретенных родителями признаков, но данное представление было вытеснено дарвиновской теорией естественного отбора. Тем не менее его подход к социальным вопросам имеет отношение к любой теории эволюции. Согласно Спенсеру, человеческое общество вполне естественно подчиняется царящему в природе закону борьбы за выживание. Эта идея получила всеобщее признание в Америке, став своего рода оправданием свободной конкуренции в капиталистической системе хозяй- 231 ствования; успех и неудача — неизбежные спутники в борьбе за прогресс. В контексте социально-экономического развития человеку не следует винить себя за то, что преуспевать приходится за счет других, ибо такова природа вещей. Действовать иначе означает сопротивляться прогрессу. В Англии Спенсер был противником законов о бедных и системы государственного образования на том основании, что подобные меры давали преимущество людям, которые менее всего были способны позаботиться о себе и тем самым нарушали естественное, удерживаемое конкуренцией равновесие в обществе5. Главной причиной критики данной концепции Спенсера являлась его попытка превратить все происходящее в логическую основу суждения о том, что должно произойти. Но это уже скорее вопрос этики, нежели философии науки. Следуя доводам, выдвинутым Дэвидом Юмом, а в начале ХХ века Джорджем Муром 6 (1873—1958), смысл суждения состоит в том, что вы не в состоянии логически вывести «должное» из «сущего» и что описание само по себе вовсе не служит основой для нравственного предписания — это известно в этике как «натуралистическая ошибка»7. Социобиологический ПОДХОД Как мы уже видели, социобиология соединяет общественные тенденции с теми началами, что управляют «нижним» уровнем генетической борьбы за выживание. Иначе говоря, общественные тенденции она рассматривает как проявления генетических тенденций, а не как действия, согласующиеся со множеством отдельных социальных законов. С одной стороны, иногда человеку приходится выбирать между общественной потребностью (например, быть филантропом) и биологической (стать эгоистом и добиваться выживания собственного потомства в борьбе за ограниченные ресурсы). Сдерживание зова Томпсон М. Философия науки истории науки и философии 13 утверждение |
|
|
|