Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

самые биты информации. В памяти вычислительной машины представлены такого рода вереницы машинных кодов. Смысл различных видов информации, вводимой в компьютер, передается различными последовательностями кодов машинного языка.

Идеально настроенный компьютер будет работать, так что вы никогда и не вспомните о программе, командах или машинном коде. Нужно лишь сформулировать свое пожелание, и оно исполнится, а программного обеспечения словно и не существует.

Возможно, аналогично функционирует мозг человека. Он настолько сложен, что невозможно изучить взаимодействие отдельных нейронов: мозг просто мыслит. Это не означает, что мышление происходит в каком-то ином месте — некоем потаенном «духовном» уме, просто сам процесс воспринимается как непроизвольный, спонтанный. В таком видении редукционизм верен, но бесполезен. А можно ли получить от него хоть какую-то пользу? Вопрос этот далеко не риторический, и на него есть четкий ответ. Изучение последствий апоплексических ударов и способности больных оправляться после них показало, что определенные участки мозга наделены весьма жесткими функциями. Хотя речь, зрение или способность движения рук не ощущаются как нейронная активность в определенном участке мозга, но такими они предстают в редукционистском анализе. Знание этого может привести к лучшему пониманию процесса протекания болезни и разработке методов ее лечения.

Позже мы затронем вопросы, на которые оказал влияние редукционистский подход. Один из них связан со свободой выбора и детерминизмом, ведь то, что воспринимается целостно свободным, при редукционистском анализе может предстать причинно обусловленным. Кроме того, нас будут интересовать вопросы хаоса и сложности, как и многие аспекты социальных наук.

156

В рамках истории науки редукционизм сыграл чрезвычайно важную роль, ибо именно упор на факты как основу познания привел к становлению современной науки. Эмпирический подход к знаниям включает определенную долю редукционизма. Однако, как мы уже видели, это не единственный род познания, к которому прибегает наука, ведь бывают случаи, когда сложные системы требуется рассматривать с точки зрения совокупности, а не составляющих ее частей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Протагор из Абдеры — древнегреческий философ (был изгнан из Афин за свое сочинение О богах). Известнейший из софистов, он сам называл себя «софистом и учителем людей». Полагают, что Протагор сказал: «О богах я не знаю ни того, сколько их существует, ни также того, существуют ли они вообще». Главное положение его философии: «Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и не сущих в их небытии». Поэтому невозможна всеобщезначимая истина. Для одного и того же человека одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек все время меняется. В этом смысле все «относительно». Протагор — название одного из сочинений Платона, в котором речь идет о добродетели. Сочинения: Истина, О богах (сохранились только фрагменты).

2 Беркли Джордж — английский философ-метафизик, епископ, писатель. Родился в Ирландии, учился в дублинском колледже Святой Троицы, при котором был оставлен по окончании курса. Его главные сочинения: Теория зрения (1709); трактат О началах человеческого знания (1710), где Беркли изложил свою идеалистическую систему, согласно которой нет иных доказательств существования материи, кроме образов, возникающих в нашем представлении и наших ощущениях; Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713) — развитие тех же идей. Во всех своих сочинениях Беркли обнаруживает основательное знание тогдашнего состояния математики и естественных наук, а также древних и новых трудов по философии, из которых огромное влияние на него оказали сочинения Платона, Декарта и Локка. Совершил поездку в Лондон, где познакомился с Аддисоном, Стилем, Свифтом и Попом, и во Францию, где вел горячий

157

спор об идеях с Мальбраншем за несколько дней до смерти последнего. По возвращении в Лондон был назначен деканом в Дерри. Три года прожил в Америке, намереваясь учредить там колледж для распространения христианского просвещения, но, не дождавшись обещанных на эти цели денег, вернулся в Англию. Издал еще несколько сочинений, в одном из них, Альсифрон, или Малые философы (1732), написанном в манере диалогов Платона и направленном против английских вольнодумцев, защищал религию от нападок атеистов.

5 Бом Дэвид — выдающийся физик-теоретик, один из провозвестников утверждающегося ныне взгляда на мир. Оспаривание Бомом привычного понимания квантовой физики (в «копенгагенской» трактовке) побудило ученых пересмотреть то, чем они занимаются, и усомниться в природе собственных теорий и методологии. Известен своей идеей о «скрытых параметрах». Труды Бома на рус. яз.: Причинность и случайность в современной физике (М.: ИЛ, 1959); Общая теория коллективных переменных (М.: Мир, 1964); Квантовая теория (М.: Наука, 1965). См. также: Джидду Кришнамурти. О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (М., 1996).

61

4 Пит Дэвид — английский писатель, по образованию физик. Автор более двух десятков книг, не только популяризирующий идеи современной науки, но и рассматривающий вопросы искусства. Основные произведения: Тhе Blackwinged Night: Creativity in Nature and Mind (Perseus Books, 2000); Seven Life Lessons of Chaos: Timeless Wisdom From the Science of Change (Harper Perennial Library, 2000); In Search of Nicola Tesla (Ashgrove Press Ltd., 1998); Infinite Potential: Тhе Life and Times of David Bohm (Helix Books, Addison-Wesley Publishing Company Inc., 1996); Glimpsing Reality: Ideas in Physics and the Link to Biology (University of Toronto Press (исправленное переиздание), 1996); Blackfoot Physics: A Journey into the Native American Universe (Fourth Estate Limited, 1996; в США эта книга вышла под названием Lighting the Seventh Fire, Birch Lane Press, 1994); The Philosopher's Stone: Chaos, Synchronicity and the Hidden Order of the World (Bantam Books, 1991); Einstein's Moon: Bell's Theorem and the Curious Quest for Quantum Reality (Contemporary Books, 1991); Synchronicity: The Bridge Between Matter and Mind, Bantam Doubleday Dell Publications, 1987; Turbulent Mirror: An Illustrated guide to Chaos Theory and the Science of Wholeness (совместно с John Briggs; HarperCollins Publishers Inc., 1990); Superstrings: and the Search for the Theory of Everything (Contemporary Books, 1988); Looking Glass: Universe: The Emerging Science of Wholeness (Simon Schuster, 1984).

158

5 Диспозиция (предрасположенность) — гипотетическое утверждение о том, что данный конкретный предмет (в частности, человек) будет вести себя определенным образом при определенных условиях, и диспозициональное утверждение может быть выражено в форме «если... то...». Например, когда мы говорим, что «поняли» нечто, то это означает не некоторое одно-единственное событие внешнего мира, а то, что, если возникнет соответствующая ситуация, мы сможем пересказать понятое другими словами, вывести из него какие-то следствия, перевести его на другой язык и тому подобное. То есть «понимание» означает очень широкий круг возможных событий. Однако может быть и так, что большая их часть никогда не будет реализована в действительности.

Время от времени философы делают попытки отыскать критерий абсолютной достоверности, чтобы подвести фундамент под здание человеческих знаний. Пожалуй, самый яркий пример этого показал Декарт, решивший все подвергать сомнению, лишь бы найти единственное бесспорное утверждение (им, как известно, стало его знаменитое «cogito ergo sum» — «я мыслю, следовательно, существую»). Подобная приверженность к ясному, однозначному языку видна, кстати, и у Дэвида Юма, жаждавшего отвергнуть метафизическую бессмыслицу и основать свое понимание на чувственном опыте. Логические позитивисты тоже искали некую языковую форму, которая не допускала бы метафизики или всего того, чего нельзя проверить чувствами.

К сожалению, подобные надежды оказались иллюзорными. Явления можно истолковывать различными способами. Поэтому главный вопрос философии науки таков: как осуществить выбор между альтернативными теориями.

Настоящую главу мы начнем с анализа зависимости научных наблюдений от теоретической подготовки на-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

35 комментарий
Вселенная сжата в одну точку
Томпсон М. Философия науки истории науки и философии 12 движения
В своем сочинении о движении
Томпсон М. Философия науки истории науки и философии 4 половой

сайт копирайтеров Евгений