Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

78

безобразна, пока она не оформлена, т. е. пока в
нее не проникла определенная идея или организую-
щая ее форма.

Вся эта метафизика прекрасного была основой
для совершенно новой концепции художественного
творчества. Плотин формулирует ее, исходя из уче-
ния о внутренней форме. Красота возникает не из
материи, а из формы, которая содержится в уме
художника. Камень сам по себе не прекрасен. Но,
получив образ какого-либо человека или божества,
он «оказался... прекрасным не от своего бытия в ка-
честве камня... но от той формы, которую вложило
в него искусство» (V 8 1).

Плотин модифицирует также и общеантичную
идею о подражании. Он говорит о подражании не
природе, а идеальным сущностям. Художник, со-
здавая произведение, подражает не реальным пред-
метам, а содержащимся в его уме идеальным образ-
цам. «...Необходимо иметь в виду, что произведе-
ния искусства подражают не просто видимому, но
восходят к смысловым сущностям (logoys), из ко-
торых состоит и получается сама природа... Так,
например, Фидий создал своего Зевса без отноше-
ния к тому или иному чувственному предмету, но
взявши его таким, каким он стал бы, если бы этот
Зевс захотел бы явиться перед нашими глазами»
(там же).

Эстетическая концепция Плотина сыграла боль-
шую роль в мировой эстетике. Эстетика неопла-
тонизма как в средние века, так и в эпоху Возро-
ждения опиралась на его концепции, пользовалась
его аргументами, хотя выводы из этих концепций
делались самые различные.

Другим крупным представителем античного не-
оплатонизма был Прокл. В своем трактате «Пер-
воосновы теологии» он развивает изощренную диа-
лектику души и тела, божественного и земного,
части и целого. Правда, боги, о которых говорит
в своем трактате Прокл, не имеют ничего общего
с христианством. Это традиционные божества греко-
римской мифологии, вполне телесные и конкрет-
ные и противостоящие поэтому монотеизму христи-
анской религии.

79

Только после Прокла неоплатонизм постепенно
сближается с христианством. В Ареопагитиках нео-
платонизм уже является источником новой эстети-
ческой системы, связанной со средневековой куль-
турой и христианской религией.

Знакомство с основными периодами в развитии
античной эстетической мысли, с основными ее шко-
лами, направлениями и представителями дает воз-
можность сделать некоторые выводы, позволяю-
щие судить об общих, наиболее характерных чер-
тах античной эстетики.

Прежде всего следует отметить, что вся антич-
ная эстетика носит онтологический характер. Она
органически связана с учением о бытии. Отсюда ее
пластический, скульптурный характер. Красота,
прекрасное, гармония органично заложены в приро-
де бытия, в устройстве всего космоса. Правда, в ан-
тичной эстетике не отсутствует и представление
о субъективном аспекте красоты, связи ее с позна-
нием и субъективным переживанием. Но оно раз-
вивается очень медленно, очень постепенно и ни-
когда не вытесняет представления об объективном,
бытийственном значении прекрасного.

В античной эстетике в совершенстве отчетливой,
классической, ничем не скрытой форме проявляется
борьба двух главных линий в философии: материа-
лизма и идеализма, «линии Демокрита» и «линии
Платона». Эта борьба наполняет всю историю ан-
тичной эстетики, дает ей внутреннее напряжение,
динамику, источник развития.

Для античной эстетики характерна тесная связь
с теорией искусства. Эта связь подтверждается,
в частности, широким признанием учения о миме-
сисе, которое было философской основой для раз-
личных направлений античного искусствознания,
теории живописи, музыки, поэзии и т. д. Как мы ви-
дели, античная эстетика разработала широкую и
дифференцированную систему эстетических поня-
тий и категорий: «прекрасное», «гармония», «сим-
метрия», «мера», «пропорция», «катарсис», «подра-
жание», «трагическое», «комическое». Все эти поня-
тия прочно вошли в словарный запас европейской
эстетики.

80

В античной эстетике существовало широкое раз-
нообразие концепций по самым кардинальным во-
просам эстетики. Известный польский философ
В. Татаркевич говорит о наличии в античной эсте-
тике полярных «мотивов», которые проходили через всю ее историю (см. 230, 1 , 346—351). Антич-
ные мыслители выдвигали самые противоположные
концепции, например, по вопросу о том, носит ли
прекрасное абсолютный или относительный харак-
тер. Одни (Гераклит, Сократ, софисты) считали, что
прекрасное относительно, что оно зависит от вос-
приятия, от условий, места и времени, другие (Пла-
тон, неоплатоники) признавали абсолютный харак-
тер прекрасного, его независимость от внешних
факторов.

Существовали мотивы «качественного» и «коли-
чественного» понимания красоты. Пифагорейцы, на-
пример, сводили прекрасное к числовым отношени-
ям, к математическим пропорциям, утверждая та-
ким образом количественный подход к красоте.
Этому противостояли попытки понять прекрасное
не как отношение, а как определенное качество и
утвердить качественный подход к сфере искусства
(Сократ, Аристотель).

Наконец, в вопросе о значении прекрасного су-
ществовало несколько мнений: эпикурейское (пре-
красное - доставляет бескорыстное удовольствие),
платоновско-стоическое (красота имеет моральный
характер) и, наконец, аристотелевское (ценность
прекрасного заключена в нем самом). Эти разнооб-
разные, а часто и прямо противоположные мотивы
проходят через всю античную эстетику.

Характерно, что античная эстетика никогда не
была консервативной наукой. Она постоянно под-
вергалась изменениям, развитию, эволюции. В про-
цессе этого развития были периоды подъема и па-
дения, утрат и открытий. Многое из античной эсте-
тики не дошло до нас, либо же дошло в существенно
искаженном или неполном виде. Но в целом антич-
ная эстетика создала прочную традицию в истории
эстетической мысли и питала ее на протяжении
многих столетий. Ф. Энгельс писал о мировом зна-
чении античной философии и необходимости «все

81

снова и снова возвращаться в философии, как и во
многих других областях, к достижениям того ма-
ленького народа, универсальная одаренность и дея-
тельность которого обеспечили ему в истории раз-
вития человечества место, на какое не может пре-
тендовать ни один другой народ» (1, 20, 369). Не-
сомненно, что эта оценка совершенно справедлива
и по отношению к античной эстетике.

Из всех периодов развития эстети-
ческой мысли средние века изучены, пожалуй, сла-
бее всего. В обзорах по истории эстетики этой эпохе
уделяется самое незначительное внимание. Подоб-
ное отношение к эстетической мысли средневековья
чаще всего—дань традиции.

Известно, что уже начиная с XVII в. на сред-
ние века стали смотреть как на «простой перерыв
в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим
варварством» (1, 21, 287). Этот взгляд господст-
вовал и на протяжении всего XVIII в. В особенно-
сти просветители, борясь с религией и пережитками
средневековья, выступали против этой эпохи в це-
лом. Даже для Гегеля средневековье представля-
ется торжеством черной ночи, эпохой «бесконечной
лжи». Подобное отношение к средним векам исто-
рически, конечно, имело свою логику. Однако та-
кой подход к средним векам и их культуре не мог
стимулировать изучение эстетической мысли этой
эпохи.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

198 в отличие от эстетиков возрождения теорети ки барокко утверждают остроумия понятие
Принцип подражания природе в эстетике классицизма превращается в конечном счете в принцип
Эстетическое значение поэзии
В равносторонних геомет рических фигурах красота растет с увеличением числа сторон

сайт копирайтеров Евгений