<<< ΛΛΛ >>>
Та же самая функция, которая сообщает единство различным представлениям в
одном суждении, сообщает единство также и чистому синтезу различных
представлений в одном созерцании; это единство, выраженное в общей форме,
называется чистым рассудочным понятием. Итак, тот же самый рассудок и
притом теми же самыми действиями, которыми он посредством аналитического
единства создает логическую форму суждения в понятиях, вносит также
трансцендентальное содержание в свои представления посредством
синтетического единства многообразного в созерцании вообще, благодаря чему
они называются чистыми рассудочными понятиями и a priori относятся к
объектам, чего не может дать общая логика.
Этим путем возникает ровно столько чистых рассудочных понятий, a priori
относящихся к предметам созерцания вообще, сколько в предыдущей таблице
было перечислено логических функций во всех возможных суждениях: рассудок
совершенно исчерпывается этими функциями и его способность вполне
измеряется ими. Мы назовем эти понятия, по примеру Аристотеля, категориями,
так как наша задача в своей основе вполне совпадает с его задачей, хотя в
решении ее мы далеко расходимся с ним.
Таблица категории
1. Качества:
Реальность
Отрицание
Ограничение
2. Количества:
Единство
Множественность
Целокупность
3. Отношения:
Присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens)
Причинность и зависимость (причина и действие)
Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся
действию)
4. Модальности:
Возможность - невозможность
Существование - несуществование
Необходимость -случайность
<<< ΛΛΛ >>>
Кант И. Критика чис разума философии 1 единства Если бы мы получили эти понятия из самих себя Обнаруживает свою каузальность в течение всего времени изменения Исследовать согласно законам природы В понятии о вещи вообще нет ничего различимого понятия созерцания
|