Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

***

Однажды в афинской бане столкнулись киник Диоген и аристократ Аристипп. Последний, уходя, рассеянно натянул рваную тунику Диогена. Но Диоген наотрез отказался предстать перед людьми в пурпурных одеждах Аристиппа.

***

Когда наступает подлинный кризис культуры? Культура, строго говоря, — система коренных убеждений, окончательный взгляд человека на жизнь, тот его мир, в который он уверовал безотчетно и всецело. Эта вера может опираться или не опираться на знание, может быть религиозной или наоборот. Важно, чтобы человек видел с абсолютной отчетливостью строение своего мира. Потому что жить — это вникать в окружение, свыкаться с ним, домогаться и остерегаться его. Если окружение, в которое вживаешься, целиком теряет очертания, если исчезают ориентиры, по которым можно определиться, если человек совершенно искренне не понимает, что возможно и что — нет, тогда и сама жизнь его становится недостоверной. Поскольку нет больше оснований поступать так, а не наоборот, он привыкает жить подставной, промежуточной жизнью. Это ли не драматично? Жизнь у каждого одна, и делать эту единственную жизнь чем-то промежуточным...

Кризис культуры тогда неподделен, когда человек не находит мира, в котором ему жить — то есть окончательно и бесповоротно осуществить свою жизнь, то единственное, что для него бесповоротно. Мир — это структура окружения, взаимосвязь всего, что нас окружает, окончательная перспектива того, что в жизни возможно и что неосуществимо, что должно и что запретно (и не только из соображений морали, умозрительной или житейской, но и с позиций менее моральных и более эгоистичных).

Агностицизм минувшего века ослабил в людях врожденную тягу к “окончательному”, к вечным вехам существования и приучил мысль довольствоваться “предпоследним”, каковое вполне резонно становится чистым допущением, и можно принимать его, отвергать и заменять чем угодно. Крайний пример — физика. Она, бесспорно, великолепна, но, поскольку она не решила свои коренные проблемы, не обосновала свою собственную суть, вполне естественно, что люди к ней глухи. То же самое с техникой. Автомобиль — великолепное устройство, чтобы спешно попасть бог знает куда. Но на черта спешить, если мне там нечего делать?

Нашей культуре всегда не хватает какой-то последней зацепки, чтобы удержать нас. Культуру, какой она была прежде, культуру, которая не дает человеку устраниться от нее, потому что она вплавлена в его личную жизнь, — такую культуру я называю укорененной, вошедшей в человека, исконной.

Современная же, с ее допущениями вместо необходимого и непреложного, превращается в мифологию и плодит идолов, сиюминутных и взаимозаменяемых, но отнюдь не обязательных. Лишь перспектива окончательности побуждает заменять одного другим — предпоследним. И только когда современный человек почувствует смертную нужду добраться куда-либо, только тогда дойдет до него смысл автомобиля.

Жизнь без “мира”, то есть без неразменного окружения, без твердой почвы под ногами, — это жизнь неукорененная, недостоверная и ненастоящая.

Нужен здоровый радикализм, первооснова, краеугольность.

Мы — не тело, утратившее тень, а тень, утратившая тело.

Все это кончится, как только человек отчаянно затоскует... о мире.

***

Для Испании существенно не то, что инквизиция жгла еретиков, а то, что не нашлось ни одного еретика, достойного пламени. А если такой и появлялся по чистой случайности, то, подобно Сервету , подавался как можно дальше и там шел на костер.

Огонь — не диковина, и пользовались им повсюду. На одну инквизицию испанцам не списать свою умственную спячку.

***

Старинный обычай таитян: когда ищут любви, закладывают цветок за левое ухо, а когда находят, перемещают его за правое. Похоже, Х. не ошибается, уверяя, что у нас имеются и правые и левые.

***

Шлегель как-то сказал: “Невежда — пародия на самого себя”.

***

То испанское, что вошло в кровь народов Центральной и Южной Америки, несомненно, могло бы способствовать нашему влиянию на них. Но не способствует нисколько, потому что упомянутые народы куда острей, чем свое испанство, ощущают нужду в идеях и средствах, без которых не утвердиться в современном мире. Чтобы их потенциальное испанство стало действительным, надо, чтобы мы для них были не испанцами, а современными людьми.

***

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дает человеку устраниться от нее
ОртегаиГассет Х. В гуще грозы современной философии 11 человека
Человечества с его тяжким опытом борьбы

сайт копирайтеров Евгений