|
<<< ΛΛΛ >>>
187A-188A
ГЛОССА - в греческой передаче, [ латинян] принимает имя lingua (язык). Философы называют ad verbium [пословным определением - В.П.] то, что обозначает одним-единственным словом тот термин, об особенности которого спрашивают. Ведь чту это такое поясняется одним словом, например: "умолкать" - это "молчать". И еще, "впивается в открытый бок": "впивается" - "пронзает"; а также когда "предел" именуем "границей" или "опустошенные" истолковываем как "разоренные"; и вообще, когда поясняем суть [rem] одного слова посредством одного слова.
К вводному стихотворению
СТИХИ ПРЕСВИТЕРА БЕДЫ. Стих именуется так оттого, что он течет и замыкается сам на себя. Собственно, versus [стих] получает имя от vertendo [вертеть], поскольку может обращаться, то есть, имеющееся в конце помещать в середину, и наоборот, например, концы парусных - поворачиваем рей - концы парусных. Либо стих называется так оттого, что обращает руку пишущего от конца [строки] к началу: "Битвы и мужа пою, кто первым от берега Трои..."
РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРИРОДЫ ВЕЩЕЙ И ПРЕХОДЯЩЕГО ВЕКА. Все что есть видимого или невидимого, чуственного или умопостигаемого, творящего или тварного, называется "природой". Поэтому "природа" есть общее имя всех вещей: и тех, что суть, и тех, что не суть. Несуществующими именуются те, которых нельзя ни ощутить чувством, ни постичь умом. Они таковы, что выходят за пределы всякого постижения телом и умом.
Ведь "природой" называют в двух случаях. Бог именуется "природой", поскольку все заставляет рождаться. Все тварное также именуется "природой", поскольку рождается.
ВЕЩЕЙ, то есть, причин тварного, то есть видимого и невидимого.
РАЗНООБРАЗНЫЕ, то есть, разные, многие, и непохожие, каковые имеются в сем мире.
ПРЕХОДЯЩЕГО, то есть, "быстротечного" и "приходящего в упадок".
ВЕКА. [Век] по-гречески a„иn, по-латыни saeculum; отсюда [вместо] saeculum говорят aevum.
УПОМЯНУЛ, то есть, кратко описал. "Упоминать" это собственно "сокращать в сжатое повествование".
В ТИТУЛАХ. А "титул" называется так от "Титана", то есть, "солнца", ибо как солнце освещает [illuminat] своим присутствием мир, так титул поясняет [illustrat] последующую страницу; ведь если соскоблить спереди титул, страница останется немой; как сказал некто: "Соскобли спереди титул, чтоб была страница немой".
ДОЛОГИЕ ПЕРИОДЫ, то есть, "обширные".
СЖАТЫХ, то есть, "кратких".
В ТИТУЛАХ, то есть, в заголовках, начинающихся так: "О четырехчастном вершении Божием..." и т.д.
БЕДА. Подразумевается "Я".
СЛУГА БОЖИЙ, то есть, "раб".
КТО ЧИТАЕШЬ. Имеется в виду: "мою книгу". Он обращается к читателю посредством апострофы.
СДЕЛАЙ МИЛОСТЬ. Имеется в виду: "ты, о читатель".
<<< ΛΛΛ >>>
Гайденко П., Петров В. Философия природы в античности и в средние века истории науки и философии 7 времени чувственно воспринимаемые существуют по причастности Сделал сокращенный пересказ моралий григория великого головня коллега Новиомаг использовал сохраняющиеся доныне манускрипты cologne Природа мираговоря о природе мира
|
|