Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

III. Переходная часть: главы 24-25 [937c-940f]:

а) глава 24 [937c-938с]: речь Феона и его вопрос о роли Луны и возможности жизни на ней;

б) глава 25 [938c-940f]: ответная речь Ламприя Феону о природе луны;

IV. Заключительная часть: главы 26-30 [940f-945d] - миф, рассказанный Суллой:

а) нарративная часть [940f-942c] - о местоположении острова Огигия, на котором находится в заключении бог Кронос, охраняемый спальниками и слугами;

б) философско-эсхатологическая часть [942c-945d] - о природе вселенной, душе, жизни и смерти, действиях демонов.

3. Природа мира

Говоря о природе мира, отметим, что мир и отдельная человеческая душа взаимосвязаны. Так, трем уровням вселенской иерархии (солнце - луна - земля) соответствуют три уровня человеческого существа (ум - душа - тело)8 . Вселенная в целом непричастна движению в пространстве, но состоит из несущегося вверх и вниз вещества (943f). Солнце, занимает в нем главенствующее положение; как и ум оно самостоятельно и неподвластно ничему другому. Оно берет только то, что само дало (ум). Солнце у Плутарха выполняет функции Бога.

Луна, как и душа, по своей природе подвержена смешению, поскольку находится между солнцем и землей. Она состоит из звездного и земного вещества, проникнута эфиром во всю свою толщу и является существом одушевленным и производящим (943e). Луна стремится соединиться с солнцем (944e). От него она получает ум, в свою очередь, давая человеку душу, она слагает и разлагает (945с). Луна соразмерна по легкости и тяжести (943f), велика, движется (944а), на ней имеются большие и малые провалы и выемки, подобные земным (944с). Луна состоит из двух частей: верхняя - Елисейские поля - обращена к небу, нижняя - к земле (944с)9 .

Земля, занимает последнее место. Она бездушна, пассивна и находится в подчинении. Она не дает ничего, возвращая по смерти лишь то, что взяла для порождения (то есть душу и ум) (945с). По природе земля мягка (943e), ибо состоит из воздуха и влаги (943e). Находясь во власти Деметры, она всегда стремится к луне, которая находится в подчинении Персефоны (942d), дочери Деметры.

4. Природа луны

О природе луны, говорится с позиции академиков10 . В этом легко убедиться, сопоставив ключевые моменты текста. Так, возможно, луна схожа с той большей и необитаемой частью земли, которая представляет собой или пустыню или "великое море" (938d). Польза луны очевидна, даже если на ней нет живых существ (938c-d): она отражает разливающийся около нее солнечный свет, является местом соединения всех звездных лучей, что позволяет ей перерабатывать земные испарения и умерять жар солнца (938f). Жизнь на луне возможно существует, ибо ничто не указывает на то, что жизни на ней нет (938f). Медленное и спокойное вращение луны позволяет окружающему ее воздуху распределиться равномерно. Такое вращение не создает для тамошних обитателей опасность быть низвергнутыми вниз (939a). Движение луны упорядочено и поступательно (939a): она движется по неким кругам, обращающимся около других кругов. Положение этих кругов друг к другу или по отношению к земле, а также их обращение, объясняет видимое с земли движение луны, ее высокое или низкое положение, а также изменения луны по широте и долготе (939b).

Климат на луне не жаркий, но похож на весенний на земле (939b). Воздух луны - тонкий и прозрачный - рассеивает свет, который не нуждается в каком-нибудь производящем его веществе (939с). Из растений на луне растут те, что не испытывают надобности ни в дождях, ни в снегах и легко живут при летнем и тонком воздухе: корнеплоды, семена и деревья (939e). Вероятно, на луне поднимаются ветры. Вследствие колебания и вращения луны на ней появляются роса и влага, вполне достаточные для роста таких растений. По составу луна - тело не огненное и сухое, а мягкое и влажное (939f). Скорее всего, луна имеет естественные свойства, противоположные солнцу: она смягчает и увлажняет то, что солнце делает твердым и иссушает, она насыщает влагой и охлаждает его теплоту, поступающую к ней и смешивающуюся с нею (940b).

Лунные обитатели, если они существуют, отличны от живущих на земле. Для их возникновения, питания и жизни не требуется того, что на земле (940b), так как природа луны способна восстанавливать и поддерживать живое существо очень малым количеством питательного вещества (940c). По этой причине, жители луны, вероятно, не тучны и способны питаться чем приходится, как и сама луна (подобно солнцу и бесчисленным звездам) питается земной влагой (940сd). Вероятно, верхнее пространство луны производит живые существа тонкой организации с ограниченными животными потребностями, хотя о них ничего не известно (940d). Лунные жители видят в земле отстой и подонки [„lЪn] вселенной, мутно просвечивающие сквозь влагу, туман и облака; земля для них - неосвещенное, низинное и неподвижное место. Их удивляет то, как земля создает и питает живые существа, которым присуще движение, дыхание и теплота (940e). Они воспринимают землю как Аид и Тартар, а луна для них только и есть "земля", находящаяся на одинаковом расстоянии от верхних и от нижних пространств (940f)11 .

В этом месте Сулла прерывает Ламприя (глава 26 [940f]) для того, чтобы представить свой собственный миф. Пересказ мифа способствует целостности всего произведения, подтверждая предположение, что в общем, цель Плутарха - изложить и отстоять мнения тех, кто полагал луну по своему строению похожей на землю, и показать как эту гипотезу подтверждают данные астрономии.

Как было сказано выше, миф состоит из двух частей - нарративной и философско-эсхатологической12 . Мы рассмотрим вторую часть, по которой возможно реконструировать представления Плутарха о природе и свойствах индивидуальной человеческой души.

5. Природа и свойства индивидуальной души

Главная мысль мифа такова: думать, что ум - это часть души, так же ошибочно, как полагать, что душа - часть тела. Это доказывается посредством описания трех составляющих человека: тела-души-ума (sоma-yuc"-noаj)13 . Далее речь идет о том, что люди претерпевают две смерти. В результате первой, которая происходит на земле, из трех элементов остаются только два - душа и ум (943a). После этой смерти, души людей направляются в область, расположенную между землей и луной. Эта область именуется "лугами Аида". На этих лугах (то есть в преисподней) души пребывают какое-то, для всех разное, количество времени. Души неправедных терпят наказания, а души тех, кто вел на земле праведный образ жизни, очищаются от скверны в наиболее мягкой части воздуха (943с).

Луны достигают не все души. Одни (те, которые терпят наказание) сбрасываются и отметаются еще на подступах к ней (943сd). Другие (праведные) достигают луны. Им позволено наслаждаться или в "нижних слоях" луны (943d), которые обращены к земле и названы "противоземным домом Персефоны" (944c), или в верхних, обращенных к небу, именуемых "Елисейскими полями" (944c). Души, находящиеся в нижних слоях, видят как луна сбрасывает души недостойных вниз (943d), а пребывающие вверху, в самой мягкой части воздуха (943с), испытывают радость от того, что возвратились в отечество после ссылки (943c). Там они наслаждаются величиной и красотой луны (943e), "расхаживая кругом, украшенные венками из перьев, как победители", поскольку им удалось подчинить разуму неразумные и страстные силы. Видом они подобны лучу света, а их природа легка, как эфир подле луны (943d).

Однако, громко плачущие души наказуемых все же могут приблизиться и попасть на луну. Это происходит в то время, когда луна проходит через тень земли. В другое время лик луны отталкивает и пугает их (944b). А люди на земле, чтобы помешать им достичь луны, во время лунных затмений обыкновенно стучат в медные сосуды (944b), дабы отогнать их от нее шумом. И все же души неправедных могут достигнуть луны. Попав на нее, они пребывают в месте, называемом провалом Гекаты (944c).

Таким образом, говорится о существовании на луне различных мест пребывания душ (944с). Одно - впадина Гекаты - предназначено для наказуемых; а две длинных выемки, которые называются Вратами, служат "дорогой", по которым души постоянно перемещаются в разные части луны (944с). Одни души, которым предстоит "вторая смерть" (944e), направляются в верхнюю часть луны, обращенную к небу и называемую "Елисейскими полями"14 , другие души, которым предстоит повторное рождение в телах (945c), направляются в нижнюю, обращенную к земле часть луны, именуемую "Домом Персефоны"15 (944с).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Понятия природы производства
Поскольку в порядке четырех элементов говорят солнцем
Гайденко П., Петров В. Философия природы в античности и в средние века истории науки и философии 2 заикаff
Представляют собой финальный продукт процесса постепенного отделения пояснений от комментируемого текста

сайт копирайтеров Евгений