<<< ΛΛΛ >>>
великая или заурядная.
Делез спрашивает, что такое действительно великая музыка? По его мнению, она
проявляется в том, как композиторы поступают с музыкой. Они начинают с ритурнелей, и
даже самые абстрактные композиторы здесь не исключение. Он верит в то, что каждый
композитор имеет свою ритурнель, свои короткие напевы, маленькие ритурнели. Он
указывает на Вентейля (Vinteuil) и Пруста: три ноты, затем две, маленькая ритурнель,
идущая от Вентейля, а затем от септета. Для Делеза это ритурнель, которую следует
открыть в музыке и даже до музыки, то удивительное, что создает великий музыкант: не
ритурнели, которые он нагромождает одна на другую, но ритурнели, которые будут
растворяться в еще более полных ритурнелях. Все это ритурнели территорий, этой
территории и той, которые будут собраны в самом сердце бесконечной ритурнели,
космической ритурнели! Все, что Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen) говорит о музыке и
космосе, – это возвращение к темам, которые были распространены в средние века и в
эпоху Возрождения. Делезу нравится идея того, что музыка связана с космосом.
Он возвращается к восхищающему его музыканту, который оказал на него огромное
влияние, – к Малеру (Gustav Mahler), к его "Песне Земли" (Das Lied von der Erde). Делез
считает, что никто не способен выразить это лучше. Это все время элементы в процессе
появления, среди которых всегда присутствуют короткие ритурнели, иногда в виде двух
коровьих колокольчиков. Делез считает необычайно волнующим тот способ, которым в
произведениях Малера используются ритурнели, которые уже сами по себе являются
музыкальными произведениями гения – ритурнели таверны, ритурнели пастуха и т. д., –
способ, которым они, образуя композиция, сливаются в некую величественную ритурнель,
<<< ΛΛΛ >>>
Представляет собой одно долгое размышление над поражением революции америка заявила Он говорит Переносят чужой радости Искусства отношении преувеличением Ницше совершили в философии
|