Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Бенедиктов Н. Русские святыни

От автора 6
ПРЕДИСЛОВИЕ 13

Часть I. СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Глава 1. О ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ 27
Глава 2. О ЗНАЧЕНИИ РУССКОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕННОСТЕЙ 37
Глава 3. ИСТОЧНИКИ И МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
РУССКИХ ЦЕННОСТЕЙ 41

Часть II. ИДЕОЛОГИИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ

Глава 1. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТАП 55
Глава 2. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
§1. Выбор православия 68
§2. Исихазм 81
§3. Исихазм и Возрождение 91
§4. Нестяжатели и иосифляне 107
§5. Императорский синодальный период 122
Глава 3. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 130

Часть III. РУССКАЯ СИСТЕМА СВЯТЫНЬ

Глава 1. ПРИРОДА 147
Глава 2. КРАЙНОСТИ ХАРАКТЕРА
И СТРАСТНОСТЬ РУССКИХ 153
Глава 3. ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА 160
Глава 4. СВОБОДА 177
Глава 5. ОТЗЫВЧИВОСТЬ И УЖИВЧИВОСТЬ 210
Глава 6. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — ПРАВДА —
СОВЕСТЬ 215
Глава 7. КРАСОТА 227
Глава 8. ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ 234
Глава 9. СОБОРНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 239
Глава 10. О РУССКОМ ОБРАЗОВАНИИ 256

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268


Николай БЕНЕДИКТОВ
Русские святыни

Москва
Алгоритм
2003

ББК60
Б 46
Бенедиктов Н.А.
Б 46 Русские святыни. - М: Алгоритм, 2003. - 272 с.
ISBN 5-9265-0096-6

В книге философа, историка Н.А. Бенедиктова идет речь о системе ценностей русского народа. Помимо общих представлений о русских святынях, в ней дается описание ключевых периодов становления народа. Без знания национальных смысложизненных ценностей невозможно управлять страной, о чем, похоже, не подозревают нынешние руководители России.

ББК60
ISBN 5-9265-0096-6
© Бенедиктов Н.А., 2003
© ООО «Алгоритм-Книга», 2003

Замысел книги обусловлен в первую очередь необходимостью разработки теории ценностей, или аксиологии, как принято обозначать эту философскую дисциплину в научной литературе. Уже в XIX веке стало ясно, что недостаточно для выявления исключительности человека видеть > в нем существо разумное, как это представлялось в эпоху Просвещения. Кант продемонстрировал противоречивость разума своими антиномиями и показал, что логика как главное свойство рациональности вовсе не столь абсолютна, как казалось. И сегодня, в конце века, при наличии ЭВМ с их громадной скоростью логических операций вдвойне ясно, что логические возможности отнюдь не позволяют выделить человека из мира. Не случайно Кант заговорил об уникальности и необъясненности особого человеческого свойства — морального закона.

Недостаточным для выделения человека из животного мира являлось и обозначение его как существа общественного. И здесь виден был тупик в размышлениях потому, что общество отлично от роя пчел, прайдов или стад животных не просто объединением особей, живущих вместе, но чем-то специфически человеческим, чем — творением орудий? Но разве обезьяны, да и не только они, не изготавливают орудия деятельности?

27

Из тупика размышлений нашел выход Фейербах, указав на особенные социальные чувства человека: любовь, честь, совесть, гордость, дружелюбие — чувства, которые свойственны только человеку и только в его совместной жизни с другими людьми. Действительно, бессмысленны словосочетания «честный Робинзон, гордый Робинзон, дружный Робинзон» до тех пор, пока рядом с ним нет Пятницы. Затем Маркс и Энгельс справедливо скажут, что для понимания общества нельзя ограничиваться двумя личностями, нужно рассматривать общество в целом, и понимание совести и чести меняются. И все же Фейербах первый выделил ценностный мир человека в западной новой философии.

Затем в западной философии начали разработку теории ценностей неокантианцы Коген и Наторп, Риккерт и Виндельбанд, однако их неспособность соединить нужду, потребность и святыню приводила регулярно к разрыву, пропасти между жизнью практической и высшими святынями. Ценности превращались в тайну, не имеющую корней в жизни. И пропасть между жизнью и святынями научной терминологией никак не заполнялась, а другие способы поиска почвы для святынь оставались за кадром. Поэтому Б. Пастернак не смог учиться в Марбурге, резко обозвав деятелей этой школы «интеллектуальными животными». В советской философии аксиология долгое время числилась лживой буржуазной дисциплиной, хотя в конце концов появились и основательные работы О. Дробницкого и В. Тугаринова.

В русской философии, исходящей из христианской традиции, проблема ценностей всегда была одной из главных тем. Об идеалах, святынях, предназначении человека писали А. Хомяков и В. Соловьев, И. Ильин и Н. Новгородцев, Н. Лосский и Е. Трубецкой, В. Розанов и П. Флоренский. Требования жизни и восстановление традиций русской философии привели к оживлению интереса к теме,

28

появились работы Л. Столовича, В. Шилова, О. Панфилова, В. Гречаного, А. Гулыги, М. Кагана и других. И сегодня вряд ли нужно специально объяснять, что за любой реформой или теорией стоят определенные ценностные ориентации, а за спокойствием и согласием в обществе обнаруживается согласие по основным жизненным ценностям.

Так, в Англии ключ к гражданскому миру есть согласие избирателей с законами и исключительная законопослушность. 69% британцев не представляют себе, что закон может быть несправедливым, или вредным, пагубным, во всеобщих выборах принимают участие 62,5%, а в местных — до 70% избирателей. В трудные для Британии 70-е годы только менее 10% граждан считали, что парламентарии «плохо работают». Это основа и уважительного отношения властей к парламенту. Так, правительство М. Тэтчер только в палате лордов потерпело более 120 поражений, и это не повлекло за собой никаких требований об отставке или угрозы разогнать парламент. Естественным на этом фоне кажется отношение к главе государства, и 96% англичан считают монархию самым важным государственным институтом.

Проявилась сегодня и возможность в теории ценностей определить отношения между потребностями, интересами и святынями как неслиянные и нераздельные. Дело в том, что постоянным источником споров являлись попытки показать или принципиальный разрыв между потребностями и святынями, или наоборот — принципиальную сводимость святынь к потребностям. Ценностью для человека может быть все, имеющее для него какое-либо положительное значение, поэтому ценностей для человека может быть бесчисленное множество, по сути дела, столько, сколько материальных и идеальных объектов в мире. И ценность — явление сугубо человеческое, ибо предмет или растение к другому предмету или растению никак не отно-

29

сятся, ценность включает в себя предмет материальный (лес) или идеальный (добро, истина), значение его для нас, отношение к нам, его оценку, волю, активность и готовность действовать по достижению или отстаиванию наших ценностей.

 ΛΛΛ     >>>   

Физическом труде в конечном счете речь идет о святости справедливости народов собственного
Были показаны достоинства советской системы образования уровень подготовки
Освобождения от страстей
Это обстоятельство явно усугубляло пластичность русской натуры
168 хожестью русских на англичан литература русская
Беккариа Чезаре. О преступлениях и наказаниях

сайт копирайтеров Евгений