Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В конце своего описания проектируемого им общества Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов этого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей на олимпийских состязаниях. И это понятно. Победа стражей -спасение всего государства. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охранению общества, дается и им самим, и их детям. Всеми почитаемые при жизни, “стражи”удостаиваются

168

государством почетного погребения после смерти.

Вторым обширным проектом преобразованного государства стал проект, разработанный Платоном уже в глубокой старости в “Законах”. В сравнении с общежитием, изображенным в “Государстве”, общество, изображенное в “Законах”, менее совершенно, а его автор более склонен уступать неизбежным слабостям человеческого рода.

Важное отличие “Законов”от “Государства”-в трактовке вопроса о рабах. Проектом “Государства”класс рабов как один из основных классов идеального общества не предусматривается, точнее говоря, открыто не указывается. Он составляет только подразумеваемую основу или условие существования государства. Полное отрицание личной собственности для правителей и стражей исключает возможность владения рабами. Но и в “Государстве”кое-где говорится, как о законном, о праве обращения побежденных на войне “варваров” (т. е. негреков) в рабов. Напротив, обращение в рабство пленных во время войны, которую греки ведут против греков, воспрещается.

В “Законах”в отличие от “Государства”необходимая для существования и благоденствия полиса хозяйственная деятельность возлагается на рабов или на иноземцев.

Несущественность рабовладения в утопии “Государства”подчеркивается еще одним важным обстоятельством. Так как единственный, согласно “Государству”, источник рабовладения

169

-обращение в рабов военнопленных-варваров, то численность рабов, очевидно, должна зависеть от частоты и интенсивности войн, которые ведет государство. Но, согласно убеждению Платона, война-зло. В хорошо устроенном государстве необходимо избегать войны. “Все войны, - разъясняет Платон в “Федоне”, -возгораются ради приобретения имущества”(Платон, Федон, 66 С). Только обществу, желающему жить в роскоши, становится вскоре тесно на своей земле. И только для ограждения государства от нападения и вторжения людей, распаленных страстью к материальным приобретениям, ему приходится держать многочисленное и обученное военному делу войско.

Особенно резко осуждается война в “Законах”. Здесь война как цель государства отвергается. Платон не согласен с тем, что “у всех, в течение жизни, идет беспрерывная война между всеми государствами” (Платон, Законы, 625 Е). Он утверждает, что устроитель и законодатель совершенного государства должен устанавливать не законы, касающиеся мира, “ради военных действий”, а, напротив, “законы, касающиеся войны, ради мира” (там же, 628 Е).

На первом проекте Платона, изображенном в “Государстве”, лежит отблеск времени, когда Афины, опираясь на свою роль в войне против персов, домогались права на руководящую роль среди греческих государств. В изображении Платона совершенное государство должно руководить всеми государствами

170

Эллады, т. е. всего греческого мира. В диалоге “Критий”Платон изобразил - тоже идеальное -греческое государство, воины которого “жили, служа стражами для своих сограждан, а для прочих эллинов-вождями, с добровольного их согласия”(Платон, Критий, 112D). Этой мысли о нормативном значении для всей Эллады совершенного образца государства, по-видимому, нет в “Законах”(см. соображения по этому вопросу в цитированной выше работе В. Я. Железнова “Экономическое мировоззрение древних греков”, стр. 131-).

В утопии Платона есть ряд черт, которые на первый взгляд кажутся далеко выходящими за рамки современного ему греческого рабовладельческого общества и даже предвосхищающими некоторые черты учений позднейших утопистов. Это отрицание личной собственности для класса воинов-стражей, организация их снабжения и питания, резкая критика страсти к1 стяжанию денег, критика торгашества и торгашеских спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества, всех его членов, мысль о необходимости воспитания в гражданах нравственных качеств и доблестей, способных привести их к этому единству, и т. д.

Подчеркивая эти черты, некоторые буржуазные историки античной общественной мысли стали даже утверждать, будто предложенный Платоном в его знаменитых трактатах проект совершенного устройства общества есть теория, в ряде своих черт поразительно

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В олигархии же


Хотя платон
Античный социализм-по крайней мере по отношению к денежному капиталу

сайт копирайтеров Евгений