Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

162

следовать этому методу, то крайне редко можно найти работы, которые были бы подчинены классовой идеологии. Но Сартр идет дальше. Он не сомневается в том, что надо "признать несводимое своеобразие сформированных таким образом социально-политических групп" и "определять их в самой их сложности через неполноту их развития и их искаженную объективацию" (с. 81). Далее, "экзистенциализм только констатирует специфичность исторического события; он хочет вернуть ему его функцию и множество его измерений" (там же). И наконец, в отношении Флобера тезис о несводимости переживаемых значений к интерпретационным схемам утверждается с такой же убежденностью: "Через "Госпожу Бовари" мы должны и можем увидеть движение земельной ренты,"революцию восходящих классов и медленное созревание пролетариата. Тут имеется все, но самые конкретные значения совершенно несводимы к самым абстрактным значениям".

Таким образом, с одной стороны, Сартр выражает безусловную преданность марксизму, но марксизму, обедненному содержанием, а с другой стороны, снова возвращает в историю событие и индивида, "роль которого не определена раз и навсегда: именно структура рассматриваемых групп всякий раз определяет эту роль" (с. 84), а также автономию социально-политических групп и несводимость творений духа. Если верить Сартру, речь идет, конечно же, о возврате к источникам. Если марксисты не умеют читать (с. 35), то

163

это вина не Маркса, а марксистов. По словам Сартра, марксисты, особенно в эпоху сталинизма, проповедовали волюнтаристский идеализм. Вместо того чтобы кропотливо изучать сложную историю человечества, они механически применяли к ней свою интерпретационную схему, не заботясь о знании фактов.Они игнорировали множество промежуточных звеньев между процессом производства и переживаемым опытом. Будучи непреходящей философией нашей эпохи, марксизм превратился в ХХ в. в бесплодную философию. Сартр согласен с Гароди в том, что "в наши дни марксизм действительно образует единственную систему координат, позволяющую определить место той или иной мысли и охарактеризовать ее в какой бы то ни было области - от политической экономии до физики, от истории до этики" (с. 30). Сделав эту уступку, Сартр теряет интерес к марксистам и возвращается к своей собственной проблеме: он хочет вдохнуть жизнь в марксизм, обновить его и надеется достичь этого не через оригинальную интерпретацию нашей эпохи, а отыскав для марксизма. философский фундамент, каковым был бы не материализм, а экзистенциализм.

Сартр, по его собственному определению, ставит задачу вернуть марксистскому знанию человека. "Он не противопоставляет, как это делает Кьеркегор в отношении Гегеля, иррациональную единичность индивида универсальному знанию. Он хочет в само знание и в универсальность

164

понятий снова ввести непреходящую единичность человеческой экзистенции". этот текст проясняет смысл философских усилий Сартра с тех пор, как события побудили автора "Бытия и ничто" перейти от онтологии к онтике, от человека как "напрасного страдания" к историческому человеку, находящемуся в поисках самого себя и истины. До 1940 г. Сартр принадлежал к наследникам Кьеркегора и Ницше (во время учебы в Высшей нормальной школе он много читал Ницше), а не Гегеля. Гуссерль помог ему осознать самого себя и свой метод. Хайдеггер снабдил его концептуальным аппаратом, с помощью которого он сформировал свое собственное видение мира еще до пребывания в Берлине в 1933 - 1934 гг. До 1945 г. ни философские, ни литературные произведения Сартра не наводили на мысль о примирении сознаний, каждое из которых, объективируемое другим, обречено ощущать само существование другого как угрозу.

Отныне все обстоит иначе: "Неверно, что каждое сознание хочет смерти - а тем более жизни другого. Все решает совокупность материальных обстоятельств" (с. 371).

Марксизм в нашем столетии получил две главные интерпретации. Марксизм II и III Интернационалов базируется на четырех основных работах: "Манифест Коммунистической партии", содержащий почти все исторически действенные идеи; "К критике политической экономии";

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

240 экономические категории категорий стоимость
Как церемония
Арон Р. Мнимый марксизм политологии и философии 10 события
Эта историчность исторического познания никоим образом
Все производство совершенствуется

сайт копирайтеров Евгений