Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

прогрессистов между "революционаризмом", на правленным против либеральных обществ и "светским клерикализмом", мечтающим о коммунистическом обществе, меня обвиняют в скептицизме, как будто скептицизм направлен против подлинной веры, тогда как он направлен против схем, моделей и утопий.

Полезен или вреден скептицизм, зависит от того, что опаснее - фанатизм или безразличие. В всяком случае, с философской точки зрения он не обходим в той мере, в какой он может положит конец разрушительным действиям абстрактны страстей и напомнить людям об элементарно различии между принципами и суждениями о целесообразности. За неимением основ экзистенциалисты и христианские прогрессисты полагаются на определенный социальный класс или на историческую диалектику. Будучи догматиками, экзистенциалисты отвергли то, что должны были б утверждать. Забыв об осторожности, "боге этого низшего мира", лишив человека разума, они наделили разумом становление. Прогрессисты же от дают революции ту святость, которой они боятся не найти в церковной жизни и в душах людей.

Меня раздражает в них не столько фанатизм, сколько нигилизм.

159

В "Критике диалектического разума" Сартр не перестает говорить о непреходящей ценности марксизма, по крайней мере для нашей эпохи. Он пишет: "Есть "момент" Декарта и Локка, "момент" Канта и Гегеля и, наконец, Маркса. эти три философии последовательно стали своего рода гумусом всякой частной мысли и горизонтом всякой культуры. Они непреходящи до тех пор, пока не пройдет исторический момент, выражением которого они являются. Я часто отмечал, что "антимарксистский" аргумент есть просто-напросто возрождение домарксистской идеи. Так называемое "преодоление" марксизма будет в худшем случае лишь возвратом к домарксистской мысли, а в лучшем случае возрождением мысли, содержащейся в философии, которую хотели преодолеть" *. Такие торжественные декларации можно встретить на многих страницах книги.

* Все цитаты взяты из "Критики диалектического разума".

160

" Я говорил и повторяю, что единственно верная интерпретация истории человечества дается диалектическим материализмом" (с. 134). Я считаю "достижением марксистскую теорию ценностей и цен" (эту фразу несоветский марксист, обладающий хотя бы минимумом экономической культуры, не решится принять на свой счет). После анализа понятия нехватки (rarete), которое может показаться мало согласующимся с марксистской ортодоксией, Сартр спешит добавить в примечании: "Здесь необходимо ясно понять, что обнаружение в опыте нехватки отнюдь не претендует на то, чтобы противостоять марксистской теории или дополнять ее. Оно имеет другую цель. Главное открытие марксизма - это положение о том, что труд как историческая реальность и как применение определенных орудий труда в определенной социальной и материальной среде есть реальный фунтамент организации социальных отношений" (с. 225).

К какой доктрине обращены эти декларации верности? Согласно только что приведенной цитате, главным открытием марксизма является то, что труд есть "реальньй фундамент организации социальных отношений". Понятие "реальный фундаменте так же двусмысленно, как и столь дорогое Энгельсу понятие "в конечном счете". Лично я считал бы это действительным открытием, и однако, я не имею чести быть марксистом. Равным образом я не отказался бы вслед за Сартром "безоговорочно принять тезисы Энгельса,

161

изложенные им в письме к Марксу". "Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде" (с. 60). Я охотно добавил бы вместе с Сартром, что это высказывание - не из самых ясных и допускает множество интерпретаций. Другая, еще более торжественная цитата не шокирует немарксистов: "Мы безоговорочно принимаем тезис, которым Маркс определяет свой "материализм": "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (с. 31) '. Понятия обусловливает и вообще не поддаются точному определению. Примат способа производства материальной жизни, выраженный в такой форме, выигрывает в отношении истины, но проигрывает в эффективности.

Абстрактные и туманные положения того марксизма, к которому примыкает Сартр, не производят на читателя сильного впечатления, тем более что главная задача работы Сартра "Проблема метода" ' - отстоять у плохих марксистов несводимость любой сферы человеческого существования (слово "несводимость" повторяется неоднократно). По поводу воззрений де Сада Сартр пишет, что "идеологическая система несводима" (с. 76), что необходимо целостное исследование идеологии, что нужно "выяснить ее субьективное значение (т. е. значение для того, кто ее выражает) и ее направленность, чтобы затем понять различные искажения, которым она подверглась, а потом перейти к ее объективной реализации". Если

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Производить больше товаров стоимостей количества
Станет марксистом в подлинном смысле слова по той причине
Арон Р. Мнимый марксизм политологии и философии 13 марксизм
Благодаря объединению западных государств западных политика
чем великий спор если измерять величие маркса масштабами дискуссий

сайт копирайтеров Евгений