Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве
подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и
человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение
солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по
отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому
выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину
по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается
служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий,
которые оно испытывает ради человека.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы,
собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен
успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в
дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не
считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе
облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с
животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время
транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много
жестокости, если в наших кухнях неумелые, руки предают мучительной смерти
животное, если животные испытывают страдания от безжалостных людей или от
жестоких игр детей, - то во всем этом наша вина.

Мы иногда боимся, что на нас обратят внимание, если мы обнаружим свое
волнение при виде страданий, причиняемых человеком животному. При этом мы
думаем, что другие были бы "разумнее" в данном случае, и стараемся показать,
что то, что причиняло муки, есть обыкновенное и даже само собой разумеющееся
явление. Но затем вырывается из уст этих других слово, которое показывает,
что они также в душе переживают виденные страдания. Ранее чужие, они
становятся нам близкими. Маска, которая вводила нас в заблуждение, спадает.
Мы теперь знаем, что не можем пройти мимо той жестокости, которая
беспрерывно совершается вокруг нас.

О, это тяжкое познание!

Этика благоговения перед жизнью не позволяет нам молчаливо согласиться
с тем, что мы уже якобы не переживаем то, что должны переживать мыслящие
люди. Она дает нам силу взаимно поддерживать в этом страдании чувство
ответственности и бесстрашно говорить и действовать в согласии с той
ответственностью, которую мы чувствуем. Эта этика заставляет вас вместе
следить за тем, чтобы отплатить животным за все причиненные им человеком
страдания доброй помощью и таким путем избавить их хотя бы на мгновение от
непостижимой жестокости жизни.

Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почувствовать
безгранично великую ответственность и в наших взаимоотношениях с людьми. Она
не дает готового рецепта для объема дозволенного самосохранения; она
приказывает нам в каждом отдельном случае полемизировать с абсолютной этикой
самоотречения. В согласии с ответственностью, которую я чувствую, я должен
решить, что я должен пожертвовать от моей жизни, моей собственности, моего
права, моего счастья, моего времени, моего покоя и что я должен оставить
себе.

В вопросе о собственности этика благоговения перед жизнью высказывается
резко индивидуалистически в том смысле, что все приобретенное или
унаследованное может быть отдано на службу обществу не в силу какого-либо
закона общества, а в силу абсолютно свободного решения индивида. Этика
благоговения перед жизнью делает большую ставку на повышение чувства
ответственности человека.

Собственность она расценивает как имущество общества, находящееся в
суверенном управлении индивида.

Один человек служит обществу тем, что ведет какое-нибудь дело, которое
дает определенному числу служащих средства для жизни. Другой служит обществу
тем, что использует свое состояние для помощи людям. В промежутке между
этими крайними случаями каждый принимает решение в меру чувства
ответственности, определенного ему обстоятельствами его жизни. Никто не
должен судить другого. Дело сводится к тому, что каждый сам оценивает все,
чем он владеет с точки зрения того, как он намерен (распоряжаться этим
состоянием. В данном случае ничего не значит, будет ли он сохранять и
увеличивать свое состояние или откажется от него. Его состоянием общество
может пользоваться различными способами, но надо стремиться к тому, чтобы
это давало наилучший результат.

Чаще всего подвергаются опасности быть эгоистичными в использовании
своего состояния те люди, которые наименее склонны называть что-либо своей
собственностью. Глубокая истина заложена в той притче Иисуса, согласно
которой меньше всего верен тот раб, который получил меньше всего.

Но и мое право делает этику благоговения перед жизнью не принадлежащей
мне. Она не разрешает мне успокаивать себя тем, что я, как более способный,
могу продвигаться в жизни дозволенными средствами, но за счет менее
способных. То, что мне позволяют закон и мнение людей, она превращает в
проблему. Она заставляет меня думать о другом и взвешивать - (разрешает ли
мне мое внутреннее право собирать все плоды, до которых дотягивается моя
рука. Может случиться, что я, повинуясь чувству, предписывающему мне
учитывать интересы других людей, совершу поступок, который обычное мнение
сочтет глупостью. Возможно, эта глупость выразится в том, что мой отказ от
своих интересов не пойдет на пользу другому. И тем не менее я остался
правдив.

Благоговение перед жизнью - высшая инстанция. То, что она приказывает,
сохраняет свое значение и тогда, когда это кажется глупым или напрасным. Мы
всегда обвиняем друг друга в глупостях, которые свидетельствуют о том, что
мы глубоко ощущаем свою ответственность. Этическое сознание проявляется в
нас и делает разрешимыми ранее неразрешимые проблемы как раз в той степени,
в какой мы недостаточно разумно поступаем по оценке обычного мнения.

Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те
минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит
меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал.
Оно не разрешает мне просто отогнать эти воспоминания. Как волна не
существует для себя, а является лишь частью дыхания океана, так и я не
должен жить моею жизнью только для себя, а вбирать в себя все, что меня
окружает. Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты
счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что тебе дано в
большей степени, чем другим, - здоровье, способности, талант, успех,
чудесное детство, тихий домашний уют, - все это ты не должен считать само
собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей
жизни ради другой жизни.

Голос истинной этики опасен для счастливых, если они начинают
прислушиваться к нему. Она не заглушает иррациональное, которое тлеет в их
душе, а пробует поначалу, не сможет ли выбить человека из колеи и бросить
его в авантюры самоотречения, в которых мир так нуждается...

Этика благоговения перед жизнью - неумолимый кредитор, отбирающий у
человека его время и его досуг. Но ее твердость добрая и понимающая. Многие
современные люди, которых труд на производстве превращает в машины, лишая их
возможности относиться к окружающим с тем деятельным соучастием, которое
свойственно человеку как человеку, подвергаются опасности превратить свою
жизнь в эгоистическое прозябание. Некоторые из них чувствуют эту опасность.
Они страдают от того, что их повседневный труд не имеет ничего общего с
духовными идеалами и не позволяет им использовать для блага людей свои
человеческие качества. Некоторые на том и успокаиваются. Их устраивает мысль
о том, что им не нужно иметь никаких обязанностей вне рамок своей работы.

Но этика благоговения перед жизнью не считает, что людей надо осуждать
или хвалить за то, что они чувствуют себя свободными от долга самоотречения
ради других людей. Она требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых
обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Тех, кто на работе
не может применить свои добрые человеческие качества на пользу другим людям
и не имеет никакой другой возможности сделать это, она просит пожертвовать
частью своего временя и досуга, как бы мало его ни было.

Подыщи для себя любое побочное дело, говорит она, пусть даже
незаметное, тайное. Открой глаза и поищи, где человек или группа людей
нуждается немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском
расположении, в твоем обществе, в твоем труде. Может быть, ты окажешь добрую
услугу человеку, чувствующему себя одиноко, или озлобленному, или больному,
или неудачнику. Может быть, это будет старик или ребенок. Или доброе дело
сделают добровольцы, которые пожертвуют своим свободным вечером или сходят
по какому-либо делу для других.

Кто в силах перечислить все возможности использования этого ценного
капитала, называемого человеком! В нем нуждаются во всех уголках мира.
Поэтому поищи, не найдешь ли ты применения своему человеческому капиталу. Не
пугайся, если вынужден будешь ждать или экспериментировать. Будь готов и к
разочарованиям. Но не отказывайся от этой дополнительной работы, которая
позволяет тебе чувствовать себя человеком среди людей. Такова твоя судьба,
если только ты действительно этого хочешь...

Так говорит истинная этика с теми, кто может пожертвовать частицей
своего времени или человечности. Пожелаем им счастья, если они послушаются
ее голоса и уберегут себя тем самым от духовного оскудения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Здесь философия шопенгауэра совершает самоубийство
Критически аналитические поиски основного принципанравственного могут привести к обедненной этике
Швейцер А. Культура и этика 3 подобно
Общество старается всячески ущемить авторитет этикинравственной личности
Издать всеобщие предписания относительно образа жизни граждани путем применения наказаний

сайт копирайтеров Евгений