Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

82 Lenk Н . Vernunft ald Idee und Interpretationskonstrukt... S. 267-268.

83 Кант И. Критика чистого разума. С. 394.

84 Там же. С. 395.

85 Там же. С. 500.

86 Там же. С. 292.

43

87 Lenk Я . Zwischen Wissenschaft und Ethik. 1 Aufl., Frankfurt а . М ., 1992. S. 66.

88 Lenk H. Pragmatische Vernunft: Philosophie zwischen Wissenschaft und Praxis Stuttgart, 1979, S. 39.

89 Ibid . S . 17-18.

90 Ibid. S. 28

91 Ibid. S. 35.

92 Ibid. S. 24

 

Иммануил Кант — философ Просвещения

Памятная речь к 150-летию со дня смерти философа

150 лет назад в Кенигсберге — провинциальном прусском городке — умер Иммануил Кант. Здесь он провел все восемьдесят лет своей жизни. Годами он жил в полном уединении. Друзья Канта намеревались скромно предать его земле. Но этот сын ремесленника был похоронен, как король. Когда по городу распространился слух о смерти философа, толпы людей устремились к его дому. В течение многих дней с утра и до позднего вечера сюда съезжались толпы народа. В день похорон все движение в Кенигсберге было приостановлено. Под звон колоколов всего города за гробом следовала необозримая вереница людей. Как свидетельствуют современники, жители Кенигсберга никогда не видели такой похоронной процессии.

Что могла бы значить эта многолюдная и стихийная процессия? Едва ли ее можно объяснить лишь славой Канта как великого философа и доброго человека. Мне представляется, что это событие имело глубокий смысл. Я бы осмелился предположить, что тогда, в 1804 году, во времена абсолютной монархии Фридриха Вильгельма III , каждый звон колокола по Канту был отголоском американской и французской революций, отголоском идей 1776 и 1789 годов. Для своих сограждан Кант был символом этих идей и они шли за его гробом в знак благодарности своему учителю за провозглашенные им человеческие права, принципы равенства перед законом, космополитизма, вечного мира на земле и, что, может быть, важнее всего — самоосвобождения посредством знания.

Ростки этих идей были привнесены сюда на континент 1 Англией, в частности книгой Вольтера «Письма из Лондона об англичанах», опубликованной в 1732 году 2 . В этой книге Вольтер противопоставил английскую конституционную форму правления континентальной абсолютной монархии; он сопоставил английскую религиозную терпимость с нетерпимостью римской церкви и систему мира Исаака Ньютона и английский эмпиризм Дж. Локка с догматизмом Ренэ Декарта.

Книга Вольтера была сожжена. Но ее появление знаменовало собой начало философского движения, имеющего всемирно-историче-

44

ское значение — движения, своеобразный наступательный порыв которого едва ли был понят в Англии, поскольку он не отвечал духу этой страны.

Это движение обычно именуют по-французски « eclaircissement », a по-немецки « Aufk д rung » («Просвещением»). Почти все современные философские и политические движения сводятся прямо или косвенно к нему, поскольку они возникли либо непосредственно из Просвещения, либо из реакции на него романтиков, которые именовали обычно Просвещение *'просвещенностью» (« Aufkl д rerei ») или «просветительством» (« Aufld д richt »).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



38 единственным верным продолжателем канта в философии был Якоб фридрих фриз
Выдвинутая просвещением

сайт копирайтеров Евгений