Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше?

На этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку положениях. Они высказаны в том произведении Ницше, которое и представляет, собственно, образ Заратустры. Книга состоит из четырех частей, возникла с 1883 по 1885 годы и называется: Так говорил Заратустра.

Ницше сопроводил эту книгу подзаголовком. Он гласит: "Книга для всех и ни для кого". "Для всех"- это не значит, конечно, для всякого первого встречного. "Для всех" - это подразумевает: для каждого человека как человека, для каждого в отдельности и постольку, поскольку он становится значимым в своей сути; "...и ни для кого", этим сказано: ни для кого из отовсюду занесенных любопытствующих зевак, которые упиваются лишь отдельными отрывками и необычной искрометностью этой книги и, [опьяненные], слепо шатаются там и сям в ее полупоющем, полувопиющем, то рассудительном, то ураганном, часто возвышенном, порою плоском языке, вместо того чтобы вступить на путь мысли, которая взыскует здесь своего слова.

Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Как зловеще подтвердил свою правильность подзаголовок этого произведения за семьдесят лет после своего появления, но как раз в обратном смысле. Она стала книгой для всякого, но до сих пор не объявился ни один мыслящий, кто оказался бы на высоте основной мысли этой книги и смог бы измерить всю весомость ее прихода и происхождения. Кто такой Заратустра? Если внимательно читать заглавие работы, то мы замечаем намек: "Так говорил Заратустра".

Заратустра говорит. Он - оратор. Какого рода? Народный трибун или и вовсе проповедник? Нет. Оратор Заратустра - это "защитник" [Fursprecher, заступник]. В этом имени встречается нам очень старое слово немецкого языка, притом во многих значениях. "За" [Fur, для] означает, собственно, "перед" [vor, от]. "Фартук" [Furtuch] - это название еще и сегодня употребляется в алеманском для передника. "Заступник" говорит перед кем-то и держит слово. Но одновременно "за" [fuer] означает: в пользу и в оправдание. Защитник есть в конечном счете тот, кто излагает и объясняет то, о чем и для чего он говорит.

Заратустра суть защитник в этом троекратном смысле. Но все же, что он произносит? В чью пользу он говорит? Что он пытается изложить? Является ли Заратустра лишь неким случайным защитником чего-либо, или он есть тот защитник "Одного", что обращается постоянно и прежде всего к человеку?

Ближе к концу третьей части Так говорил Заратустра находится раздел под заглавием Выздоравливающий. Это - Заратустра. Однако что значит "выздоравливающий" [Genesende]? "Выздоровление" [Genesen] - это то же самое слово, что и греческое ??????, ??????. Это значит: возвращаться домой, на родину [heimkehren]; ностальгия есть печаль о доме, тоска по родине. Выздоравливающий — это тот, кто собирается к возвращению домой, а именно: готовится возвратиться к своему предопределению. Выздоравливающий находится на пути к самому себе, так чтобы он мог сказать о себе, кто он есть. В указанном отрывке выздоравливающий говорит: "Я, Заратустра, заступник жизни, заступник страдания, заступник круга— ..."

Заратустра говорит в пользу жизни, страдания, круга, это он и произносит. В этой тройке: "жизнь - страдание - круг" сопринадлежат друг другу, есть то же самое. Если бы мы смогли правильно помыслить эту троицу как одно и то же самое, мы были бы в состоянии предугадать, чьим защитником является Заратустра и кем же он сам, пожалуй, мог бы быть в качестве такого заступника. Правда, мы могли бы сейчас выступить с предварительным объяснением и с неоспоримой правильностью сказать: "жизнь" означает в языке Ницше - воля к власти [der Wille zur Macht] как основная тяга всего сущего, не только человека. Что значит "страдание", Ницше говорит в следующих словах: "Все, что страдает, хочет жить..." (WW., VI , 469), т. е. все, что есть по способу воли к власти. Этим сказано: "Формирующиеся силы сталкиваются" ( XVI , 151). "Круг" есть знак кольца, усилие которого в самом себе бежит вспять и таким образом всегда достигает того, что возвращается как то же самое [das Gleiche].

Согласно этому, Заратустра представляется в качестве заступника того, что все сущее есть воля к власти, которая страдает как созидающая, сталкивающаяся воля и таким образом стремится к себе самой в вечном возвращении того же самого.

Этим высказыванием мы привели сущность Заратустры к дефиниции, говоря по-школьному. Мы можем взять на заметку это определение, твердо запомнить и при случае выдвигать его по мере надобности. Мы даже можем еще и специально подтвердить приведенную дефиницию теми предложениями, выделенными в работе Ницше разрядкой, которые говорят, кто есть Заратустра.

В уже упомянутом отрывке Выздоравливающий (314) мы читаем:
"Ты (а именно Заратустра) учитель вечного возвращения...!"

А в предисловии ко всей работе (п. 3) стоит:
"Я (именно Заратустра) учу вас о сверхчеловеке".
" Это мои звери! — сказал Заратустра и возрадовался в сердце своем.
Самое гордое животное, какое есть под солнцем, и животное самое умное, какое есть под солнцем, — они отправились разведать.

Они хотят знать, жив ли еще Заратустра. И поистине, жив ли я еще?"

Вопрос Заратустры лишь тогда сохраняет свой вес, когда неопределенное слово "жизнь" мы понимаем в смысле "воли к власти". Заратустра спрашивает: соответствует ли моя воля той воле, которая как воля к власти всевластвует над целым сущим. Его звери выведывают сущность Заратустры. Он спрашивает самого себя, есть ли он еще, т. е. является ли он уже тем, кто он собственно есть. В одной заметке к Так говорил Заратустра из посмертно опубликованного наследия ( XIV , 279) сказано: "«Есть ли у меня время дожидаться моих зверей? Если это мои звери, они сумеют найти меня. » Молчание Заратустры".

Так, далее в приведенном месте из отрывка Выздоравливающий его звери говорят следующее, что нам надо не упустить из виду в напечатанном разрядкой предложении. Они говорят: "Ибо твои звери хорошо знают, о Заратустра, кто ты и кем должен ты стать: смотри, ты учитель вечного возвращения, - в этом теперь твое назначение!"

Так обнаруживается: Заратустра должен, прежде всего, стать тем, кто он есть. Заратустра страшится такого становления. Испуг [der Schrecken] сквозит во всей работе, которая изображает его. Этот страх определяет стиль, колеблющийся и все более замедленный ход всего произведения. Этот ужас подавляет всякую самоуверенность и надменность Заратустры уже в начале его пути. Кто не расслышал прежде и постоянно не слышит этого ужаса среди всех речей, звучащих часто самонадеянно, а часто лишь шумящих, тот никогда не сможет узнать, кто такой Заратустра.

Коль скоро Заратустра должен еще только стать учителем вечного возвращения, то он на самом деле не может тотчас же начать с этого учения. Потому в начале его пути стоит другое слово: "Я учу вас о сверхчеловеке".

Слово "сверхчеловек" мы обязаны, конечно, заранее уберечь от всех фальшивых и сбивающих с толку тонов, которые слышатся для обыденного мнения. Именем "сверхчеловек" Ницше как раз называет не просто человека, превышающего обычную, до сих пор существовавшую меру. Он подразумевает также не некий человеческий вид, который отбрасывает гуманность, возводит в закон голый произвол и берет за правило титаническое неистовство. Сверхчеловек, в буквальном смысле слова, есть скорее тот, кто превосходит прежнего человека единственно для того, чтобы прежде всего привести доныне существующего человека к его еще не осуществленной сущности и прочно установить его в ней. Одна поздняя заметка к Заратустре гласит ( XIV , 271): "Заратустра не хочет терять ничего из прошлого человечества, все швырнуть в переплавку".

Откуда же исходит призыв о сверхчеловеке? Отчего больше не удовлетворяет прежний человек? Потому что Ницше уловил исторический момент, когда человек вознамерился приступить к господству над всей Землей. Ницше - первый мыслитель, который, принимая во внимание впервые восходящую мировую историю, ставит решающий вопрос и продумывает его во всей метафизической важности. Вопрос гласит: подготовлен ли человек как человек в своей прежней сущности к тому, чтобы взять на себя господство над Землей? Если нет, тогда что должно случиться с прежним человеком, чтобы он сделал Землю своей "подданной" и тем самым мог исполнить слово древнего завета? Не должен ли тогда нынешний человек вознестись над самим собой, чтобы соответствовать этому призванию? Коль дело обстоит так, тогда "сверх-человек", если как следует подумать, не может быть продуктом необузданной фантазии, вышедшей из рамок и уносящейся в пустоту. Однако также редко эту породу можно отыскать исторически, анализируя современную эпоху. Потому мы ни в коем случае не можем искать сущностный образ сверхчеловека среди тех фигур, которые в качестве главных функционеров воли к власти, поверхностно и превратно истолкованной, протиснулись на верхушку ее различных организационных форм. Одно, правда, нам следовало бы поскорее заметить: эта мысль, воплощенная в образе учителя, который учит о сверх-человеке, касается нас, касается Европы, имеет отношение ко всей Земле, не только еще сегодня, но, прежде всего, завтра. И это так, совершенно независимо от того, одобряем ли мы эту мысль либо боремся с ней, проходят ли мимо нее или фальшиво подражают. Каждая сущностная мысль проходит неприкосновенной сквозь всех приверженцев и противников.

Итак, все же нужно, чтобы сперва мы научились учиться у учителя, а это на самом деле есть лишь следующее - выспрашивать о нем. Только так изведаем мы однажды, кто такой Заратустра у Ницше, или же мы не узнаем этого никогда.

Остается, правда, обдумать, может ли вопрошание о мысли Ницше быть продолжением ее же самой либо оно должно стать шагом назад.

Но прежде надо обдумать, подразумевает ли это "назад" лишь исторически констатируемое прошлое, которое можно было бы возродить (к примеру, мир Гете), либо "назад" указывает на бывшее, начало которого все еще ждет, чтобы о нем вспомнили для того, чтобы стать начинанием, восходящим с утренней зарей.

 ΛΛΛ     >>>   

Отвращение воли ко времени
Философия Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше 9 сущность
философии Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра

сайт копирайтеров Евгений