Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

СОКРАТ (ок. 469—399 до н. э.) — древнегреч. философ, учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен. Аристипп. Евклид из Мегары. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая задача знания не теоретическая,а практическая — искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (напр., доблести, справедливости) . Определению понятия предшествует беседа, в ходе к-рой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в к-рое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сокра--товской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

СОЛИПСИЗМ (лат. solus — единственный и ipse — сам) — субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В нек-ром отношении всякая субъективно- идеалистическая философия неизбежно тяготеет к С. В наибольшей степени к этому воззрению приближались Беркли. Фихте, сторонники имманентной школы. Т. зр. С:, лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Поэтому философы — субъективные идеалисты пытаются уйти от крайнего С., для чего допускают существование родового, сверхиндивидуального, божественного сознания. Гносеологическим основанием С. служит абсолютизация ощущения как источника познания. Критику С. дал Ленин в “Материализме и эмпириокритицизме”.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — рус. философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил 'Московский ун-т (1873). На взгляды С. большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и др. религиозно-философских систем. Мн. он заимствовал у нем. философов (Бёме. Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и др.), у славянофилов. Центральной в учении С. является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное “всеединство” (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по С., лишь “цельным” знанием, к-рое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу его составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания; интуиция (или воображение, дающее истинную идею предмета); творчество (или реализация этой идеи в данных опыта). С. отстаивает единство теологии, философии и науки и наз. его “свободной теософией”. В об-ве идея “всеединства” раскрывает себя как богочелове-ческий союз лиц (“свободная теократия”) или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества — преодоление эгоизма и вражды и создание на земле “царства божьего”, где будут разрешены социальные противоречия. “Свободная теократия”, по С., может явиться результатом объединения западной (католической) и восточной (православной) христианских церквей в рамках церковно-мо-нархической государственности как единство духовной и мирской власти первосвященника и царя; особая роль в этом явно утопическом проекте якобы принадлежит рус. государству. В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления “всемирной теократии”, С. пришел к идее катастрофического конца истории, к эсхатологии. Философия, с его т. зр., имеет своей гл. целью рационально оправдать “веру наших отцов”, социально-религиозный идеал. Этику С. также основывает на религии: человек нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служению “абсолютному добру”, т. е. богу, и стремится к устроению богочеловече-ского царства. Хотя С. и выступал против “чистого искусства” (он рассматривал красоту как чувственное воплощение абсолюта и придавал искусству гл. обр. религиозно-воспитательное, теургическое значение), его поэзия и эстетика стали одним из идейных источников рус. символизма. Учение С., пытавшегося доказать несовместимость революции, социализма и атеизма с духовно-нравственными идеалами человечества, послужило одним из источников формирования рус. религиозно-идеалистической философии начала 20 в. Соч.: “Критика отвлеченных начал” (1880), “Чтения о богочеловече-стве” (1877—81), “История и будущность теократии” (1885—87), “Россия и вселенская церковь” (1889), “Оправдание добра” (1897—99), “Три разговора” (1900) и др.

СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП—один из методологических принципов развития науки. Его философское значение состоит в том, что он выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютной, все более полной истине. Впервые он был сформулирован в период крутой ломки понятий классической физики (Бор, 1913). Согласно С. п., смена одной естественнонаучной теории др. обнаруживает не только различие, но •и связь, преемственность между ними, к-рая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в нек-рой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Напр., законы квантовой механики переходят в законы классической механики, когда можно пренебречь величиной кванта действия, а законы теории относительности переходят в законы классической механики при условии, если скорость света считать бесконечной. Действие С. п. можно проследить в истории математики, физики и др. наук. Закономерная связь старых и новых теорий проистекает из внутреннего единства качественно различных уровней материи. Это единство обусловливает не только цельность науки, но и эвристическую роль С. п. при проникновении в качественно новую область явлений. С. п. показывает несостоятельность релятивизма.

СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ — один из принципов квантовой механики, сформулированный Гей-зенбергом в 1927. Этот принцип устанавливает невозможность вследствие противоречивой, корпускулярно-волно-вой природы микрообъектов (Кор-пускулярно-волновой дуализм) одновременного точного определения их координаты и импульса. С. н. выражается в виде количественных соотношений между т. наз. неопределенностями сопряженных переменных: координаты и импульса, а также времени и энергии. Чем меньше неопределенность координаты частицы, тем больше неопределенность ее импульса, и наоборот. Аналогичное соотношение существует между определениями момента времени и энергии частицы. С. н. есть объективная характеристика статистических закономерностей движения микрочастиц, связанная с их корпускулярно-волновой природой; “неопределенности” присущи реальному состоянию микрообъекта (Дополнительности принцип). Из С. н. нек-рыми физиками и философами были сделаны философские выводы в духе позитивизма — отрицание причинной обусловленности состояний элементарной частицы и отрицание объективности микромира, его независимости от познавательной деятельности (т. наз. “приборный” идеализм (Прибор).

СОРИТ (греч. soros — куча) — цепь силлогизмов, в к-рых заключение предыдущего силлогизма является одной из посылок следующего за ним, а одна из посылок при этом не выражается в явной форме.

СОСЛОВИЯ — одна из форм классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. С. представляли собой общественные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в об-ве, но и по занимаемому юридическому месту в государстве; принадлежность к тому или иному С. считалась наследственной. Напр., в крепостнической России к высшим, привилегированным С. относились дворянство и духовенство. Дворяне были свободны от податей, не подлежали телесным наказаниям и могли быть судимы только особым, дворянским судом. Им одним принадлежало право владеть имениями и крепостными крестьянами. Низшими, податными, С. были мещане (гл. обр. мелкие городские ремесленники, торговцы) и крестьяне. По сравнению с кастой как особой формой сословной организации об-ва, в к-рой принцип наследования неизменен, в С. этот принцип соблюдается не столь строго. Право пребывания в том или ином С, могло быть приобретено или получено от государственной власти. В России сословные различия были упразднены в 1917. Пережитки сословного деления сохранились и поныне во мн. капиталистических странах, особенно в тех, где не была проведена решительная ломка отживших феодальных отношений.

СОФИСТИКА — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Характеризуя С., в отличие от диалектики, Ленин писал, что гибкость понятии, примененная субъективно, равна софистике (Т. 29. С. 99). Характерными приемами С. являются: вырывание событии из их связи с др., применение закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической эпохи — к событиям др. эпохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет реакционную роль.

СОФИСТЫ (греч. sophistes — искусник, мудрец)—так называли древне-греч. философов, выступавших в роли профессиональных учителей “мудрости” и “красноречия” (5 в. до н. э.). С. не составляли единой школы. Общее в их взглядах — отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Осн. группа С. (“старшие” С.) выступала на стороне рабовладельческой демократии. Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы — Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт — были первыми античными просветителями-энциклопедистами. В центре их внимания стояли вопросы познания. Нек-рые С. приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания (Гор-гий). С., принадлежавшие к аристократическому лагерю,— Критий, Гип-подам — тяготели к философскому идеализму. С. прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название софистики. Особенно ярко эта тенденция проявилась у поздних С. (4 в. до н. э.), превратившихся, по словам Аристотеля, в учителей “мнимой мудрости”.

СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ—особый класс научных принципов, отображающих постоянство фундаментальных свойств или отношений природы. В структуре физических теорий С. п. формулируются как законы сохранения и как принципы инвариантности. В настоящее время известны: закон сохранения энергии, массы, импульса. момента импульса, спина, изотопического спина, четности, странности, леп-тонного заряда, барионного заряда и т. д. В специальной теории относительности формулируется принцип инвариантности законов природы по отношению к системам, движущимся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. В физическую теорию входят фундаментальные постоянные: А — постоянная Планка в квантовой механике, с — постоянная скорости света в теории относительности. Постоянство этих величин можно рассматривать как особый тип С. п. Т. обр., типы С. п. многообразны. Это многообразие сопоставимо с многообразием форм движения материи, в соответствии с к-ры-ми возможна и классификация. С. п. По степени общности действия С. п. можно разделить на общие и частные. Закон сохранения энергии, напр., относится к классу общих С. п., а закон сохранения четности — к классу частных С. п. Можно различать С. п. и по характеру сохраняющихся величин (вещи, свойства или отношения), и по математическим формам. В исследовании сложных, в частности биологических, систем важное значение приобретает понятие структуры', и С. п. имеют здесь форму структурных принципов. В связи с этим большую роль играет соотношение С, п. со свойствами симметрии, т. е. с гармоническим ритмом или закономерным расположением частей в целом. Симметрия с этой т. зр. предстает как единство сохранения и изменения, связанное с тождеством и различием данных объектов. С. п. контролируют процессы взаимных превращений материальных объектов. Они являются глубокой основой закономерных, необходимых причинных связей природы. Будучи наиболее общими законами в той или иной научной теории, они имеют большое эвристическое значение. С. п. отражают собой одну из сторон диалектического противоречия— противоречия сохранения и изменения.

СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ЗАКОН - один из важнейших законов сохранения (Сохранения принципы), согласно к-рому энергия, превращаясь из одной формы в др., не исчезает и не создается вновь. Философский смысл С. э. з. заключается в естественнонаучной реализации идеи единства материи и движения, их несотворимости и неунич-тожимости. При переходе материальной системы из одного состояния в др. изменение ее энергии строго соответствует возрастанию или убыванию энергии взаимодействующих с системой тел. Процессы превращения энергии из одной формы в др. регулируются строго определенными численными эквивалентами. С. э. з. открыт в середине 19 в. усилиями таких ученых, как Р. Майер, Дж. Джоуль, Гельмгольц и др. Этому открытию предшествовали идеи сохранения материи и движения, высказывавшиеся Декартом, Лейбницем. Ломоносовым. Энгельс рассматривал открытие С. э. з. как одно из трех великих открытий, составляющих 'естественнонаучный фундамент диалектико-мате-риалистического понимания природы. В этом законе проявляется единство материального мира. С открытием С. э. з., по словам Энгельса, “единство всего движения в природе теперь уже не просто философское утверждение, а естественнонаучный факт” (Т. 20. С. 512). Совр. физика дает все более прочное и широкое подтверждение С. э. з.

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ — социо-логическая теория, рассматривающая в качестве гл. двигателя общественного развития борьбу за существование и естественный отбор. Эта теория, распространившаяся в буржуазной социологии в конце 19 в., явилась необоснованной попыткой перенесения из биологии в социологию определенных (и неправильно трактуемых) положений учения Дарвина (Л. Гумплович, Г. Рат-ценгофер, А. Смолл и др.). Нек-рые совр. сторонники С.-д. утверждают, что естественный отбор и борьба за существование продолжают действовать в человеческом об-ве и по сей день, иные же считают, что естественный отбор в чистом виде действовал здесь более 100 лет назад, но затем в результате успехов в развитии науки и техники борьба за существование ослабла, и создалось такое положение, что стали выживать не только наиболее приспособленные, но также и те, кто в прежних условиях был бы обречен на вымирание. В усиленном размножении этих “неполноценных” пропагандисты таких теорий видят корень почти всех социальных бед. Здесь С.-д. смыкается с расово-антропологической школой в социологии.

 

 

 

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

С

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат socialis — общественный) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляются посредством воспитания и воздействия внешней среды. Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности, прежде всего орудия труда. Освобождение от биологической ограниченности открыло перед человеком возможность его универсального развития, ускорения темпов его гуманизации; при этом биологические свойства человека функционируют в процессе С. во взаимодействии и интеграции с его социальными качествами (биологическое и социальное). С. происходит во всяком об-ве; ее характер и мера определяются спецификой данной социально-экономической структуры, форм общественного сознания. С. осуществляется не посредством механического наложения данной социальной “формы” на индивида, а через его субъективный мир, посредством взаимодействия объективных общественных отношений с индивидуальностью человека как субъекта социального общения и действия. Поэтому мера С. каждого отдельного человека индивидуальна: она тем значительнее, чем выше его социальная активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей. Непосредственной сферой, в к-рой происходит С. индивида, являются семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные организации, друзья, знакомые. Сложные и многообразные “микроусловия” ближайшего социального окружения, по-разному преломляя усвоение индивидом социального опыта, существенно влияют на содержание и уровень его С.

СОЦИАЛИЗМ (от лат. socialis— общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию С. на практике; об-во, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала. Социалистическая идеология получила распространение в виде широкого спектра теоретических идей, включающих: научный С. как систему взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, обосновывающую историческую необходимость установления коммунистической общественно-экономической формации, пути ее созидания и принципы организации; с.-д. . концепции С., генетически тесно связанные с марксизмом, но ныне развивающиеся на основе такой системы представлений о природе С. и методах социалистического переустройства об-ва, в к-рых марксизм является лишь одной из составных частей (Демократический социализм. Этический социализм); леворадикальные концепции С. (неомарксизм, “новые левые”, экосо-циализм. Франкфуртская школа и др.); различные социалистические учения, возникшие на базе национально-освободительного движения (“исламский С.”, “африканский С.” и др.); многообразные концепции, сложившиеся в истории общественной мысли прошлого, но сохранившие влияние и в совр. мире (Утопический социализм. Христианский социализм). В рамках каждой из этих концепций развивались собственные представления о социалистическом идеале и путях его достижения. Однако при всем различии их взглядов относительно сущности С. общим для всех выдающихся мыслителей-социалистов прошлого было то, что под С. они имели в виду об-во, в к-ром осуществлены социальное равенство и социальная справедливость, где средства производства находятся под контролем или во владении об-ва, вся жизнь организована на коллективистских началах, отсутствует эксплуатация человека человеком. Нек-рые из этих элементов присутствуют уже в воззрениях мыслителей древности (напр., у Платона) и ранних христиан. В значительно более глубоком и систематизированном виде они представлены в трудах со-циалистов-утопистев 16—18 вв.— Мо-ра, Кампанеллы, Мюнцера, Мелье, Ба-бефа и др. и в особенности в произв. великих мыслителей 19 в.— Сен-Симо-на, Фурье, Оуэна, Герцена, Чернышевского. От этих идей отталкивались Маркс и Энгельс, создавая и развивая научный С. как учение об освобождении человечества от всех видов социального угнетения. Опираясь на обоснованное ими материалистическое понимание истории и диалектическую методологию, Маркс и Энгельс стремились освободить социалистическую идеологию от утопических иллюзий, представить С. как закономерный результат прогресса цивилизации и исторического творчества рабочего класса, трудящихся масс. Одновременно они четко отделили научный С. от грубого, уравнительного, “казарменного” С., связав становление нового об-ва с высшим уровнем развития материального производства, демократии и личности. Объективный исторический смысл С. основатели научного С. видели в том, что новый строй вслед за правовым и политическим равенством, к-рое было достигнуто в определенной степени в ходе буржуазных революций 17—19 вв., обеспечил бы равенство в сфере экономической и социальной, открыл простор для универсального развития человека. Для достижения этого, полагали они, необходимо уничтожить частную собственность, порождающую эксплуатацию и отчуждение, утвердить приоритет общественной собственности на средства производства. В отличие от социалистов-утопистов Маркс и Энгельс не пытались дать детальную картину будущего общественного устройства, полагая, что это задача людей, партий, к-рым выпадет практическая работа по созиданию нового строя. Вместе с тем они в самой общей форме очертили его контуры и осн. принципы. Согласно их представлениям, это будет планово-регулируемое, самоуправленческое и бестоварное об-во, где нет паразитических слоев, трудящиеся объединены на основе совместного владения, распоряжения и пользования средствами производства, а государство постепенно перерастет в самоуправление народа. Эти представления о С. в новых исторических условиях развил Ленин, обогатив их анализом изменении, происшедших в мировом капитализме, опытом Великого Октября, последующей практики социалистических преобразований. Кризис политики “военного коммунизма”, основывавшейся на свертывании товарно-денежных отношении, тотальном огосударствлении и внеэкономических методах управления, побудил его к отказу от догматического истолкования идей основоположников научного С., выдвижению положений, в совокупности означавших “коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм” (Т. 45. С. 376). В работах Ленина 1921—1923 гг. сформулированы черты нового подхода к теории и практике С.: восстановление товарно-денежных отношений; признание того факта, что отмирание государства есть длительный исторический процесс, в течение к-рого необходимо сохранение сильного, компетентного и гибкого аппарата управления, выполняющего в т. ч. экономико-коммерческие функции и находящегося под контролем народа; признание возможности при С. многообразия форм собственности, в частности кооперации как социалистической формы собственности и хозяйствования; утверждение принципа оплаты по количеству и качеству труда. Ленин подчеркивал, что действительное присвоение средств производства людьми начинается не там, где средства производства превращаются в государственную собственность, а там, где трудящиеся ставятся в такое положение, при к-ром они не только совладеют, но и распоряжаются этими средствами. Им была выдвинута идея хозрасчета как метода строительства С. не на энтузиазме только, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, и материальной заинтересованности труженика. Практическая реализация ленинской концепции С. в СССР отмечена как историческими достижениями, так и негативными явлениями, драматическими ошибками. Разрыв с гуманистическим и демократическим содержанием социалистического идеала. произвол и репрессии периода сталинизма, деформации С. в годы застоя привели к формированию в стране авторитарно-бюрократической системы, чуждой С. Выход из кризисной ситуации, возникшей на рубеже 70—80-х гг., реальное движение к такому экономическому, социальному, политическому и духовному устройству, в центре к-рого находится человек, развертывается в русле начатой в стране по инициативе КПСС перестройки — процесса революционного обновления всех сторон жизни об-ва на принципах демократического, гуманного С. Партия выступает, говорится в программном заявлении XXVIII съезда КПСС “К гуманному, демократическому социализму”. за творческий подход к теории и практике С., их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта 20 в., наследия Маркса. Энгельса. Ленина, освобождается от застойного их толкования, за использование мирового опыта эффективного хозяйствования и решения социальных проблем, за развитие институтов демократии. Гуманный, демократический С. может реально возникнуть и развиваться только путем усвоения всего лучшего в мировой цивилизации. Он призван выступить именно как новый общественный строй, создающий наилучшие условия для материального и духовного благосостояния всего народа.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренное качественное преобразование об-ва, знаменующее переход от капитализма к социализму. Основы теории С. р. были заложены Марксом и Энгельсом, к-рые исходили из того, что С. р. является закономерным результатом развития противоречий капитализма, и прежде всего конфликта между общественным характером производительных сил и частнокапиталиетической формой присвоения; обосновывали всемирно-историческую миссию рабочего класса как гл. движущей силы С. р.: считали необходимым установление диктатуры пролетариата для защиты завоеваний революции, сплочения трудящихся масс (крестьянство, ремесленники и др.) вокруг рабочего класса, для построения социализма. Согласно марксизму, переход политической власти в руки рабочего класса — только начало коренных социальных преобразований, составляющих особый переходный период от капитализма к коммунизму (к первой его фазе). Что же касается развития С. р. в мире, то Маркс и Энгельс, исходя из условий домонополистического капитализма, полагали, что она может победить лишь одновременно во всех развитых капиталистических странах. Ленин на основе анализа империалистической стадии капитализма сделал выводы о возможности победы С. р. первоначально в одной или нескольких странах, из чего вытекает необходимость сосуществования -стран с различным социально-экономическим и политическим строем; о том, что революция прорывает прежде всего наиболее слабые звенья в цепи мирового капиталистического хозяйства; о гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции и перерастании последней в С. р.; о решающем значении для победы революции союза рабочего класса и крестьянства; о связи борьбы рабочих в развитых капиталистических странах с национально-освободительным движением; о революционной ситуации; о сочетании объективных и субъективных факторов; о многообразии форм С. р. и т. д. Ми. из этих представлений в гл. и осн. подтверждены ходом мирового развития. Вместе с тем исторический процесс перехода к социализму, начатый Великой Октябрьской С. р., оказался гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее, чем представлялось ранее, как по формам, так и по результатам. Он выявил несостоятельность однолинейной упрощенной схемы, в соответствии с к-рой капиталистические общественные отношения, исчерпав все свои резервы, неуклонно, шаг за шагом разрушаются и на их развалинах заново возводится совершенное социалистическое об-во с четко определенными, заранее заданными параметрами. Переход к социализму в наши дни видится как результат осуществления длительных и разнообразных по своему характеру преобразований: и преодоления капитализма на создаваемой им технической и экономической базе, и глубокой революционной перестройки об-ва, и взаимодействия двух общественных систем в решении глобальных проблем, и совместной борьбы всех прогрессивных и демократических сил за установление нового мирового экономического порядка, устранение неоколониальной зависимости. С. р. обретает тем самым общечеловеческие параметры, созревает и осуществляется в русле общецивилизационного прогресса как результат преобразующей деятельности разнообразных общественно-политических сил по глубокой трансформации, капитальной реконструкции человеческой цивилизации на гуманистических началах.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в об-ве. С. а. связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. С. а. не носит произвольного характера, а определяется исторической необходимостью и представляет собой процесс созидания целеполагающим субъектом новых общественных форм, условий собственного существования. “...Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его” (Ленин В. И. Т. 29. С. 195). Марксизм учитывает направленность С. а., т. е. систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности к динамике общественного процесса. Объективная закономерность исторического процесса прокладывает себе путь через активные социально-преобразующие действия людей. Можно выделить четыре осн. аспекта С. а.— экономический, социальный, политический, духовно-идеологический. Важную роль в развитии С. а. народных масс играет политическая система об-ва. Перестройка, всесторонняя демократизация советского об-ва, углубление социалистического самоуправления народа с необходимостью предполагают повышение С. а. трудящихся. С. а.— важнейшее условие интенсификации производства, развертывания научно-технического прогресса, совершенствования общественных отношений и самого человека. С. а. противостоит социальная апатия. Рост С. а. трудящихся предполагает развитие, поддержку и поощрение лучших человеческих черт и качеств. С. а. личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек
Затем в результате успехов в развитии науки
При к рой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния

сайт копирайтеров Евгений