Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

** Luther M. De servo arbitrio, 1525.

*** Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского (гл. III "Свобода"). Прага, 1923. С. 64-87.

С. 89* Мф. 17:26; Ин. 8:36, 32; 15:15; Иак. 1:25 (в тексте книги указан неправильный источник); 1 Кор. 7:23; 2 Кор. 3:17; Гал. 4:7; 5:13.

С. 90* "быть у самого себя" (нем.) ("...свобода состоит именно в том, чтобы в своем другом все же быть у самого себя, быть в зависимости только от самого себя, определять самого себя" - Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. M., 1974. С. 124).

С. 91* Лопатин Л. M. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи как основа умозрительного знания о действительности. M., 1891.

С. 92* Бердяев имеет в виду, в частности, следующие слова героя "Записок из подполья": "...я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен... с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!.. И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения?.. Человеку надо - одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела" (Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 113).

С. 94* Донатисты - участники религиозного движения в Северной Африке, основанного в нач. IV в. епископом Донатом (ум. ок. 355). Проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, культ мученичества. Считали, что церковь лишается святости и таинства теряют свою силу, если они совершаются священнослужителями, в чем-то провинившимися перед нею. Боровшийся с этими представлениями Августин утверждал, что церковь объективна и действие благодати не зависит от уровня святости исполняющих обрядовые действия священников. Взгляды донатистов были осуждены Карфагенским собором (411).

С. 95* Moehler I. A. Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensatze der Katholiken und Protestanten, 1832, 10. Aufl.-1921); Denifle Н. Luther und Luthertum in der ersten Entwicklung. Bd. 1, 1904, 2. Aufl.-1906. Bd. 2, 1909.

[466]

С. 99* Адам Кадмон (евр. "Адам, т. е. человек, первоначальный") - небесный Адам как духовой первообраз (сущность) Адама, созданного Богом "из праха земного" (и даже всего сотворенного мира). Символика, связанная с Адамом Кадмонрм, имеет место в иудаистской мистике (в том числе и средневековой), присутствует она и в учении иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского (ок. 13 до н. э. - 54 н. э.), где соединена с платоновскими представлениями об идеях как образцах (парадигмах) вещей.

С. 109* Плерома (греч. pleroma - полнота) - понятие христианской мистики (как ортодоксальной, так и еретической), означающее полноту божественного бытия в его совершенной раскрытости, "без ущерба и недостачи". Восходит к словам апостола Павла и" Послания к Колоссянам: "Ибо в Нем [Христе] обитает вся полнота Божества телесно" (2:9).

С. 114* Полное название книги Шеллинга: "Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschlichen Freiheit und damit zusammenhangenden Gegenstanden" (1809), рус. перев.: "Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах" (1908; см. также Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 86-158).

С. 119* "Догмат искупления" митрополита Антония (Храповицкого) был опубликован вначале в "Богословском вестнике", 1917; 2-е изд. - Сремски Карловипы, 1926.

С. 120* Ин. 3:17; 12:47.

** Ин. 3:16.

*** Бухарев А. (архимандрит Феодор). О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865.

**** Первое издание "Православно-догматического богословия" Макария, митрополита Московского и Коломенского, т. 1-5, вышло в 1849-1853 (Спб.). Несколько ранее было опубликовано "Введение в православное богословие" (Спб., 1847).

С. 121 * Несмелое В. И. Наука о человеке.: В 2 т. Т. 2. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903; 2-е изд. - 1907. См. статью-рецензию на эту книгу: Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства (О книге Несмелова "Наука о человеке") // Русская мысль. 1909. Кн. 9. С. 54-72. (Статья представляет собой доклад, который Бердяев читал в Московском, Петербургском и Киевском религиозно-философских обществах.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бердяев Н. Демократия, социализм и теократия 10 митрополит
Порабощению личной духовности
Философия свободы
400николай кузанский 20 наполеон марсель

сайт копирайтеров Евгений