Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Как я уже говорил, ничто в человеческой истории не гарантировано, и нет уверенности в том, что будущее останется похожим на прошлое, как и в том, что деструктивные демонические верования вновь не заполонят мир. Возможно, злостные формы расизма, религиозно-фундаменталистского фанатизма и терроризма сумеют подорвать гуманистические основы цивилизации. Возьму на себя смелость заявить, что все, кто верит в парадигму модернизма и разделяет светские гуманистические ценности, обязаны использовать любую возможность для того, чтобы эти ценности отстоять. Многие интеллектуалы отдают себе отчет в грозящей опасности, однако, они остаются безучастными, когда требуется предпринять что-то реальное. Иных повергло в уныние зрелище резких нападок на идеи Просвещения, возрождение предмодернистских и рост постмодернистских религиозных либо паранормальных парадигм.

Львиную долю моей профессиональной жизни я посвятил противоборству с этими вызовами современности, действуя в согласии с тем постулатом, что идеи имеют области своего практического применения, и что их следует поверять практикой и критическим анализом. История учит, что если дорогие нам убеждения не обретают своих социальных воплощений (institutionalized), то они не будут иметь влияния и могут потеряться для человечества. Одна из причин, почему предмодернистские идеологии живут столь долго, состоит в том, что их поддерживают издревле созданные институты. Синагоги, мечети, храмы и соборы, которые дошли до нас, пережили своих строителей. "Мемы" (термин, введенный Ричардом Докинсом) суть идеи, передаваемые на протяжении культурной истории из поколения в поколение путем подражания. Эти мемы живут и множатся - независимо от того, сколь они ложны или никчемны - просто потому, что запущен воспроизводящий их конвейер. Определяемые ими представления сообщаются следующим поколениям, поскольку в эту мистерию втягивается молодежь. На то существуют обряды, ритуалы, священнический класс. А что сделали светские гуманисты, чтобы конкурировать с традиционными институтами? Боюсь, слишком мало. В основном из-за распространенной уверенности, что существующие светские институты уже и так определяют все аспекты современной культурной жизни и нет нужды созидать еще дополнительные. Думаю, этот взгляд глубоко ошибочен, и если не предпринять усилий к построению институтов, альтернативных традиционалистским, то светские гуманистические идеалы в обществе вполне могут дрогнуть.

На своем жизненном пути я был лично вовлечен в дело построения таких альтернативных институтов. Во-первых, это было создание активного скептического движения, опирающегося на точнейшие научные методы и занимающегося скептическим исследованием заявлений о паранормальных явлениях. Во-вторых, это было учреждение новых деятельных светских гуманистических институтов, созданных в качестве конструктивной альтернативы древним и нынешним церковным и паранормальным верованиям. Полагаю, что развитие способности критического мышления в широких слоях населения - задача насущная, и лучше всего ее решать, подключая к делу систему образования и средства массовой информации. Это важно не только для защиты науки и научного сообщества, но и открытого демократического общества в целом, где знают, что вернейшие гарантии демократии - в воспитании гражданственности. Обязанность ученых и научных работников - разъяснять людям суть научного мировоззрения и методов научного исследования.

Скептицизм воспринимался и как нечто разрушительное, но это признак нигилизма, а не скептицизма. Последний играет существенную созидательную роль в науке, как и во всех сферах человеческого исследования. Его суть - методологический натурализм, то есть поиск естественных причинных (а не мистических или оккультных) объяснений реальности. Но многие скептики неохотно выходят за пределы чисто интеллектуального и научного исследования. Они противятся следующему шагу - созиданию гуманистической альтернативы. Как специалисты в своих узких дисциплинах, они признают за собой право на свободное исследование, избегая, однако, всяких обобщений. "Одно к другому не имеет отношения", - говорят они. Я думаю, это серьезное заблуждение. И если научные работники, скептики, философы и другие гуманитарии не пожелают делать из результатов своих научных исследований общие выводы (я связываю их с научным натурализмом или натуралистическим гуманизмом как альтернативой религиозно-паранормальной парадигме), то дело науки и разума окажется под угрозой, подверженным опасности эрозии. Наберутся ли когда-нибудь скептики смелости заявить, что они сомневаются в положениях религии, что они - агностики или атеисты и разделяют гуманистические позиции?

Антиспиритуалистический постскриптум

Великий вызов, бросаемый нам третьим тысячелетием, состоит в том, сумеем ли мы раскрыть новые источники смысла бытия, духовного обогащения в универсуме, понятом как бесконечно многообразная и эволюционирующая природа. Мне хорошо известно, что в прошлом попытки заменить храмы культа на храмы разума проваливались, что основная масса человечества всегда предпочитала поклоняться ложным пророкам вроде Иисуса (верившего, что он отдает жизнь за наши грехи) или Магомета (обещавшего праведникам грядущий рай), а не Сократу, принесшему себя в жертву во имя свободомыслия, или мученику науки Галилею. Возможно, натурализм и гуманизм что-то значат лишь для неестественно малого числа человеческих существ. Возможно, все остальные так и будут заливать религиозным алкоголем страх перед неизвестностью и выхолащивать им свое сознание.

И все же значительное число обладающих достаточным мужеством людей не желают более поддаваться архаичному искушению потусторонним. Они стремятся воплощать поистине просветляющие идеалы разума, нравственной мудрости и гуманизма. Отважные души возжигают свечи во мраке не для того, чтобы славить ложных богов и поклоняться им в темных храмах, но чтобы отыскать свой собственный путь. Опираясь на нынешнюю мощь научного исследования, мы все лучше и шире освещаем перед собою новые тропы в будущее. Этими путями движутся творческие личности, отбросившие иллюзии прошлого, располагающие силой и волей самим управлять своими судьбами. Перед творческим духом человека расстилается будущее. Достанет ли у человечества мужества решиться на новые предприятия? Решающее слово всегда за ним.

Человеческая цивилизация проделала большой путь, особенно в современную эпоху. Но перед нами новые волнующие рубежи. И мы преуспеем в созидании радостного и вдохновляющего будущего, если только сумеем одолеть тех отрицателей среди нас, которые глумятся над нашими усилиями или зовут к отступлению. Малодушные вечно твердят одно и то же: назад, в пещеры покоя и невежества.

Тем не менее, историю вершат дерзновенные герои и героини, жаждущие исследовать планету, строить новые общества, оставить след в искусстве и науке, совершенствовать мышление. И потому мы уже не вернемся в прошлое, к уходящей религиозной эре. Нас не согнут пессимизм, страх, мрачные прорицания. Мы выбираем движение вперед. Если мы считаем себя светскими гуманистами, то одна из добродетелей, которую нам надо в себе культивировать,- это мужество стать. Стать тем, кем мы сами желаем быть. И, кроме того, нам нужны разум и сострадание, чтобы действовать сообща во имя осуществления этой цели.

 <<<     ΛΛΛ   

Куртц П. Гуманизм и скептицизм парадигмы культуры третьего тысячелетия философии
Научного исследования

сайт копирайтеров Евгений