Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если брать такие культурные практики, как спорт, например, то и здесь мы можем строить иерархию по оппозиции высокое – низкое. Скорее всего, фигурное катание или художественная гимнастика есть более «высокие» виды спорта, чем футбол , например. Но футболу , равно как и другим спортивным играм с мячом (гандболу, баскетболу, волейболу), в смысле «возвышенности» уступают бойцовские виды спорта, такие, как борьба, бокс, панкратион со свойственными им садистическими компонентами и интенсивным телесным контактом.

Эротическое заведомо «выше» сексуального . Порнография есть воплощение самого низменного в сексуальной сфере. Особо интенсивное неприятие педофилии связано с тем, что в этом виде сексуальной перверзии низменное растлевает символ возвышенного. Законный брак («совершающийся на небесах») заведомо выше внебрачных отношений . Однако и незаконная любовь, легитимированная «высокой страстью» может в ситуации определенного контекста выглядеть более возвышенным делом, чем заурядные брачные отношения.

Ради шутки можем предположить, что перверзная сексуальность будет более «низким» делом, чем так называемая натуральная (гетеросексуальная, генитально-ориентированная). Надеемся, что не будем обвинены в неполиткорректности.

Мазохизм более возвышенное дело, чем садизм , ибо скорее является альтруистическим делом, пускай с известными оговорками. Вообще «страсть» при любом раскладе будет несравненно выше чем равнодушие.

Животный мир предоставляет нам целый ряд аллегорических воплощений высокого и низкого: земноводные и пресмыкающиеся на низком полюсе, птицы на высоком. Млекопитающие тоже вполне могли бы выстроить ряд перехода от «низменной» свиньи до «возвышенной» газели .

Если брать образы философских концепций, то, конечно, прагматизм более «низок», чем экзистенциализм , « материализм » соответственно – чем «идеализм» . Идеалистический дискурс изначально построен на обращениии к высоким сущностям. Вульгарный материализм – на их деконструкции (в духе героя «Отцов и детей» Тургенева, Базарова: «толковый столяр лучше двадцати Моцартов»).

В качестве автопародии мы могли бы предложить эксельсистскую классификацию различных видов пищи. Конечно, жирные сорта мяса, субпродукты, сладости, крепкие напитки уступают фруктам и овощам, словом всему, что составляет рацион постного стола. Сходный ряд можно простроить и по отношению к спиртным напиткам: крепкие спиритуозы – самогон, виски, водка, граппа куда как менее возвышенны, чем благородные вина, особенно шампанское. Пиво, хотя и относительно легкий напиток, но в силу традиционно больших доз потребления не может претендовать на место в «высшем обществе».

Эксельсизм в психотерапии

Психоанализ задал полюс «низкого» в психотерапевтическом дискурсе. Особенно силен снижающий жест З. Фрейда в концепции инфантильной сексуальности. Детство репрезентировавшее для традиционного сознания неиспорченную, следовательно возвышеную невинность, сменило свой статус. Он стало хранилищем ранних, перверзных по существу влечений.

Психоаналитическая теория сублимации – это еще более радикальная попытка деконструировать возвышенное, отобрать у него самостоятельно-непосредственный статус. Возвышенное лишается своей автономии и превращается в некое растение, которое произрастает из низких корней. Самостоятельной корневой системы у возвышенного не остается.

Существенная часть критики психоанализа построена на эксельсистских мотивах. В критике К. Г. Юнгом З. Фрейда нетрудно вычленить мотив противопоставления возвышенной теории архетипов – «низкому» пансексуализму.

Практически все идеологическое движение в развитии психотерапии после психоанализа – это движение «вверх» из низин фрейдовских концепций. В этом смысле мы можем рассматривать все школы гуманистической, экзистенциальной и т .д. ориентаций.

Сам Фрейд прекрасно отдавал себе отчет в «квазипространственном» положении своей теории. В своем известном письме Людвигу Бинсвангеру («возвышенному» экзистенциалисту) он рассуждает так:

«Я всегда жил только в партере и подвале дома. Вы утверждаете, что, сменив точку обзора, человек может увидеть и верхний этаж, вмещающий таких высоких гостей, как религия, искусство и т.п. Вы не одиноки в своих взглядах, большая часть представителей homo natura верят в это. В этом Вы консерватор, а я революционер. Если бы в моем распоряжении была еще одна жизнь для работы, то я, вне всякого сомнения, смог бы отыскать место для этих благородных гостей в своем маленьком подземном домике» (цит по. Л. Бинсвангер, 1999, с. 14)

Советский критик Фрейда П. Симонов опирается на концепт «сверхсознательного» , который заимствует в системе подготовки театрального актера К. С. Станиславского. Сверхсознательное противопоставляется бессознательному именно с точки зрения соображений «высокого». Ведь бессознательное, оно, ко всему прочему, еще и «под-сознательное». Оно занимает пространство, расположенное «под-», где-то ниже сознания. Не бессознательные мотивы, по П. Симонову, лежат в основе творческого процесса, но сверхзадача, которую ставит перед собой актер (Симонов П. В., 1978).

Таким образом, в психотерапевтической сфере, как и во многих других, эксельсистский жест является сильным полемическим орудием.

Друг другу коннотаты

Антиванитатизм и эксельсисзм могут сочетаться друг с другом в различных комбинациях и соотношениях. Все, что может быть возвышенным может при этом быть противосуетным и наоборот. Как это, например, у Пушкина:

«Служенье муз не терпит суеты, // Прекрасное должно быть величаво. Пушкин А. С., 1954, с. 213)

Или у Манадельшитама:

«Есть ценностей незыблемая скала // Над шумным ошибками веков. // Неправильно наложена опала // На автора возвышенных стихов. (Мандельштам О. Э., 1973, с. 221)

Ну, и, разумеется, у Хайдеггера они вполне дополняют один другой. Возвращаясь к его текстам, мы увидим это вполне ясно.

Пейзаж на высоте

Нет лучшего способа удалиться от отягощенного заботами мира, чем подняться на высоту. Возвышенное положение в пространстве нудит одновременно склонность к высокому письму, но также и определенного рода высокомерие. Текст Хайдеггера, о котором речь шла уже выше, начинается с сильного эксельсистского захода:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Аттрактивность возвышенного высокое сознания
Позиция философа формируется как отстраненная от так называемой реальной жизни
7 10 сосланд а

сайт копирайтеров Евгений