Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первый акт человеческой мысли, по мнению философа, - "Я - жизнь", т.е. "я существую". И мыслю о том, что существую. На первый план он выделяет не видовую, а родовую черту человека, ту, что объединяет его со всем миром живой природы: "Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни".

Человек, таким образом, оказывается в условиях жесткого нравственного выбора, он должен решить, как ему относиться к этой воле к жизни (своей и чужой). Согласно этике благоговения, если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво - творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей - совершает зло. Это основной нравственный принцип этической системы А. Швейцера.

Какое жесткое разделение добра и зла, без полутонов, без иллюзий! Уничтожение без нужды, походя любого придорожного цветка есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы - добро.

Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, как о норме сосуществования в мире, сегодня мы бы сказали, - в биосфере.

Почему Благоговение перед Жизнью, а не сострадание, не любовь? Швейцер считает, что сострадание (идеал буддистской философии) всегда созерцательно; более действенна всеобъемлющая любовь, так как она одновременно и сострадание, и радость, и взаимное устремление. Но она раскрывает этическое содержание только в сопоставлении с человеческими отношениями и очень часто воспринимается как аффект, эмоция. Благоговение же требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви к человеку до вселенских масштабов.

Одной из причин упадка европейской культуры Швейцер считает бессилие современной философии в обосновании смысла и целей человеческой жизни, в обозначении целей развития общества. Как и Сократ, основатель европейской этики, Швейцер выдвигает в качестве аксиомы принципиальную невыводимость морального закона из закономерностей развития материального мира. Бытие предстает перед нами как бесконечное столкновение, хаос отдельных воль к жизни, причем одна жизнь живет за счет другой. Смысл и цель жизни можно понять, исходя из духовной природы человека, путем самопознания и мистического откровения, и эти цели оказываются очень далеки от идеалов современного потребительского общества. Цель жизни, по Швейцеру, - в утверждении и раскрытии жизни во всей ее полноте - как своей собственной, так и жизни Универсума (природы, Биосферы, Мира).

Долг человека - в преодолении естественного разлада, раздвоенности воли к жизни, ибо жизнь, чтобы обеспечить свое существование, должна утверждать себя за счет другой жизни. Конкретные способы осуществления этого долга зависят от индивида, от глубины его морального чувства, силы воли, умений, т.е. этика Швейцера требует морально развитой личности. Размышляя над этой же проблемой, В.И. Вернадский выдвигает принцип "автотрофности человечества" как способ уменьшения зла, совершаемого в результате потребления других живых существ. Универсальная этика ясно сознает, что зло можно уменьшить, но избежать его полностью невозможно. Поэтому она и не выдвигает абсолютного запрета на уничтожение жизни, она только обязывает всегда считать такое уничтожение злом.

В этике Швейцера нет разработанной иерархии ценностей. Тщетно мы будем искать подобное и в современной философской литературе. Человек, бесспорно, выше по ценности животных и растений, как существо рефлексирующее и создающее моральные ценности. Но как быть с мелкими и крупными зверюшками? Возникает соблазн уничтожения низших ступеней для очередного улучшения мира, и кто знает, к чему это приведет. Швейцер на это отвечает лишь следующее: "Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен сознавать, насколько это необ-ходимо, и не делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного".

С другой стороны, необходима своеобразная компенсация, плата за то, что ты живешь за счет других жизней. Швейцер видит ее в деятельном служении Добру. При этом он пишет, что необходимо выявить правильное соотношение заботы о своем состоянии с заботой о состоянии других. Своим самоотречением мы не должны причинять себе вред, ибо тем самым умаляем свою жизнь и жизнь существ, зависящих от нас. Этика благоговения перед жизнью требует гармоничного развития индивида для гармонизации общества и мира.

Она парадоксальна в том, что запрещает применять моральные оценки к индивиду. Как и его современник М. Ганди, Швейцер считает, что человек может и должен судить только себя, других же следует "тихо и незаметно прощать". "Борьба с самим собой и собственная справедливость - вот средство, которым мы воздействуем на другого человека". Всю свою жизнь Швейцер следовал этому принципу.

Этика Швейцера заключает в себе еще один парадокс. Общество - хранитель и воспроизводитель этических норм, но творцом их является только личность, сознательный носитель культуры, имеющий критическое отношение ко всему, что связано с обычной моралью и нормами, принятыми в том или ином обществе. Поэтому все возникающие в обществе убеждения и идеалы мы должны измерять мерой новой универсальной этики.

Абсолютный принцип Благоговения перед Жизнью таким образом - действенное оружие против иллюзорной этики и иллюзорных идеалов. По Швейцеру, единственным критерием того, что ты поступаешь правильно, т.е. увеличиваешь полноту жизни, выступает не мнение общества (выражающееся в виде наказаний или поощрений в форме материальных благ, почестей и т.п.), а субъективное ощущение радости бытия.

Как соотнести учение Швейцера с другими школами экологической этики?

Для А. Швейцера, как и для основоположника биоцентризма Г. Торо и основателя Этики Природы (или, как он сам называл, Этики Земли) О. Леопольда, характерен последовательный отказ от гедонистических и утилитаристских установок (основы антигедонизма - сознательного отказа от получения любых материальных благ, удовольствий как платы за осуществление морального поступка - заложены еще И.Кантом). Швейцер, как и его американские единомышленники, считает, что сохранение и приумножение жизни - моральный долг каждого человека, следование ему приводит к нравственному удовлетворению, доставляет радость. Эколог-профессионал О. Леопольд конкретизирует утверждение А. Швейцера о жизни вообще и говорит о долге человека за сохранение ее конкретных форм - "экосистем". Ученые второй половины XX в. вслед за В.И. Вернадским (воспитанным в атмосфере философии русского космизма) главный долг человека видят в сохранении биосферы.

Этика Швейцера последовательно БИОцентрична, ибо жизнь признается высшей, самодостаточной ценностью; стремится к ЭКОцентризму в тех положениях, в которых мыслитель касается вопросов взаимосвязи человека и универсума, не конкретизируя отношения человека к компонентам неживой природы - минералам, горам, озерам и т.п.

Последовательно эксцентрическая подлинно универсальная этика еще ждет своего часа.

При всем сходстве позиций есть одно очень важное различие во взглядах биоцентристов (Р. Эмерсон, Г. Торо) и А. Щвейцера. Признавая человека частью природы, Швейцер подчеркивает его особую роль в мироздании. Человек - не пассивный созерцатель космоса, но активный творец, несущий в мир новую гармонию и красоту, т.е. увеличивающий сферу добра. В этом представлении о высоком назначении человека он удивительно созвучен русским философам - космистам Н. Бердяеву и Л. Шестову.

Этика Швейцера - Живая Этика, т.е. этика Действия, которое мы осуществляем в мире здесь и сейчас, совершая конкретные поступки, реализуя в них свои моральные убеждения и мировоззрение. Всей своей жизнью философ-гуманист доказывал справедливость и возможность осуществления в Действии этики благоговения. Перед нами - страницы его книг "Из моего детства и юности", "Жизнь и мысли", его знаменитые "Дневники из Ламбарене"...

Родился 14 января 1875 г. в местечке Кайзерсберге (Верхний Эльзас, Австрия) в семье пастора, руководителя небольшой общины евангелистов. Дед со стороны отца и три его брата были школьными учителями. Дед со стороны матери - пастор и органист-импровизатор. От своих предков музыкантов - проповедников - учителей, нравственную основу которых составляли кристальная честность, трудолюбие, умение довольствоваться немногим, искреннее служение людям, А. Швейцер унаследовал прежде всего отношение к труду как высшему моральному долгу, потребность приносить максимальную пользу страждущим.

Он получает блестящее теологическое и философское образование в Страсбургском университете, одновременно усиленно занимается музыкой - берет уроки игры на рояле и органе у лучших музыкантов Европы. Выбирает путь проповедника: в 1899 г. становится викарием, т.е. помощником пастора в церкви св. Николая в Страсбурге. О том, что выбор правильный, свидетельствует ощущение счастья, которое испытывает молодой священник. Викарий, как пишет биограф Швейцера А. Гусейнов, - не только утренние и вечерние проповеди, воскресная школа для мальчиков, это еще и присутствие при таинстве смерти, облегчение души страдающего и принятие новой жизни в обряде крещения. Несомненно, все это способствовало глубоко религиозному мистическому ощущению жизни как чуда, как высшей ценности. Так закладываются фундаментальные представления будущей этики.

Публикует ряд работ по теологии. Европейскую известность приносит ему книга о музыке Баха и ряд статей об органостроении. С 1901 г. одновременно с деятельностью в церкви начинает преподавать в Страсбургском университете.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


По швейцеру

сайт копирайтеров Евгений