Пиши и продавай! |
2 Этот вопрос по характеру и концептуальный, и моральный. Добродетельность воли человека определяется пристойностью его намерения, измеряемой так или иначе в рамках определенной моральной системы. Вместе с тем намерения, в свою очередь, индивидуализируются и определяются направленностью соответствующих действий. В данном случае интрапсихическая активность признается как морально значимая. 3 Обратимся к аналогии. В принципе всеобщая рациональная способность может быть распределена равным образом. Однако способности, необходимые для построения целесообразных и продуктивных мыслительных связей, в чем собственно и заключается смысл «быть рациональным», вряд ли распределены именно так. 4 Имея в виду черты характера, я отвлекаюсь от специального анализа используемых терминов, моя позиция сравнима с господствующими представлениями о наклонностях и свойствах людей. Многие черты характера можно выделить только аналитическим путем, а многие неразрывно связаны с интеллектуальными характеристиками. 5 Эффективная деятельность предполагает активное, но, как правило, неявное сотрудничество с другими. Серьезное медицинское обслуживание зависит не только от врачей, здесь важна кооперация труда технического персонала, медсестер, санитаров, исследователей. Даже явно обособленное академическое исследование зависит от помощи коллег и библиотекарей. 6 Дискуссию по вопросу о влиянии чистой случайности на моральные суждения в статьях Бернарда Вильямса и Томаса Нагеля см.: «Proceedings of the Aristotelian Society», 1976. 7 He каждый высокоискусный человек является Соломоном. Пациенты могут ожидать и даже требовать многого от блестящего хирурга, тем не менее, их ожидания относительно определенны, ограничены и конкретны. Они рассчитывают, что его услуги будут достаточно широкими безотносительно к его возможностям в других сферах. 8 Cf. Susan Wolf. «Moral Saints», Journal of Philosophy (1982); Frances Kamm «Supererogation and Obligation». Journal of Philosophy (1983); Marcia Baron. «Minimal Morality, Moral Excellence and the Supererogatory» (нeoпyбликoвaннaя рукопись). 9 Есть повод и довольно веские основания для благодарности помимо тех случаев, когда мы получаем сверхтребу емое. Так, когда мы благодарны кому-то за исполнение обычного долга, то ма.сто благодарим за ту изящную форму исполнения, которая не оставляет у нас чувства, будто мы принуждали его. Благодарность в английском языке этимологически связана со словами «любезность» и «милосердный», означают дары, которые превышают связующие обязательства. 10 Я благодарна Дейвиду Вонгу за эту мысль. 11 Cf. Michael Walter. «The Problem of Dirty Hands» Philosophy and Public Affairs. Vol. 2. 1972. 12 Трудности, связанные с экономией соломоновых времени и внимания, не означают конфликта между личной и общественной сферами, между собственным интересом и альтруизмом. Соломон с его добродетелями и обязательствами выходит за рамки подобной дихотомии. Если Соломон-царь вынужден заниматься делами правосудия, то страдают Соломон-отец и Соломон-поэт. Но если он, царь или нищий, предстает перед Вратами Небесными, то плоды воспитания его детей отнюдь не частное или личное дело. Как и поэтический дар человека. Стоит напомнить, что соломоново увлечение строительством прекрасных храмов обернулось ужасными последствиями для царства. 13 Проблема Соломона является схемой для целой группы проблем: должен ли Соломон требовать от себя большего, чем обычный человек? В каком случае справедливо поступает должностное лицо или общественный деятель, отменяя общие наилучшие условия, характерные для его офиса? В каком случае справедливо осуждать Софию за то, что она не сделала для нас большего, чем могла бы? Различия в этих формулировках проблемы Соломона не имеют отношения к нашему обсуждению темы. 14 The Groundwork of the Metaphysics of Morals. Этот долг сформулирован как третье применение категорического императива. 15 Cf. Charles Larmore. «Patterns of Moral Complexity, (Cambridge: Cambridge University Press, 1987); Steven Lukes. «Making Sense of Moral Conflict»; Nancy L. Rosenblum. Liberalism and the Moral Life (Cambridge: Harvard University Press, 1989). 16 Кантианская мораль может интерпретироваться в двух направлениях. С одной стороны, поскольку большая часть нашей деятельности определена и вызвана случайностью, то она трактуется как внеморальная в строгом смысле слова. Множество наших действий могут быть желаемыми, но необязательными, прискорбными, не будучи в строгом смысле аморальными. С другой стороны, в той степени, в которой воля, скажем так, участвует в наших действиях, все они могут трактоваться как подпадающие под требования морали. 17 Ницшеанская версия этого решения строится на существовании образов звездной славы и видового уровня. Ницше интерпретирует традиционные вопросы «справедливости и оправдания» как выражения обиды слабого. 18 В книге Х «Государства» Платон, непревзойденный лидер теории «добродетель сама по себе награда», рассматривает Одиссея, с радостью принимающего безвестную жизнь пастуха, исполненную скромной добродетели, предпочитая именно ее, а не жизнь знаменитости с большими возможностями для благородства и славы. 19 Cf. Christine Korsgaard. «Two Distinctions in Goodness». Philosophical Review (1983). Философия Рорти А. Царь Соломон и простолюдин проблема согласования конфликтных моральных интуиций 7 университете |
|
|
|