Пиши и продавай! |
>
Рорти А. Царь Соломон и простолюдин: проблема согласования конфликтных моральных интуицийВопросы философии.— 1994.— №6. Для того чтобы вести моральный образ жизни, как, впрочем, и для изготовления добротной вещи, нужно иметь немалое дарование и большое искусство. Вполне было бы достаточно одной доброй воли, чтобы стать моральным, если единственное условие для этого заключается в признании суда морали. Моральность праведной воли — обязательство поступать согласно каким-либо требованиям морали — может быть универсальной, и, воля как всеобщая способность, возможно присуща в равной мере всем, кого знаем, однако вряд ли эти атрибуты человеческого существования развиваются и выполняются каждым из нас в равной степени. Поверхностная мораль праведной и благонамеренной воли вменяет общую обязанность поступать должным образом, исходя из должного основания. Отличная от нее более глубокая мораль содержит также активную установку на выработку морально значимых намерений и на осуществление их в подобающей деятельности1. Вероятно, смысл моральной жизни выходит за границы воли, преуспевшей в приговорах суда праведности, и подразумевает деятельность, адекватную осуществлению принципов морали (или, к примеру, воли Аллаха) даже в том случае, если морально значимое действие выполнимо только in foro interno . В конце концов наиболее доступный и простой способ выдержать суд праведности состоит в сведении намерений к минимуму. Истинный смысл морали выше желания малого, т. е. стремления ничего не жалеть. Человек с чистой волей и обостренным моральным чувством, но не способный исполнить свои решения и планы может быть обаятельной, даже трагической личностью, однако со временем его претензии на моральность окажутся пустыми. Между тем необходима известная проницательность, чтобы понять смысл каждого долга и знать, чем руководствоваться в любой ситуации. Всеобщая обязанность поступать правильно, т. е. поступать должным образом исходя из должного основания, сама по себе ничего не говорит о способности индивида выполнить данную обязанность. Исполнительная мораль — доведение доброй воли до осуществления в конкретных намерениях и действиях — не может, как представлял Кант, гарантироваться особыми моральными способностями, без которых и раньше в общем обходились, действуя эффективно и правильно. Если мораль как исполнительна, так и законодательна, если она действенна так же, как и праведна, то различия в практической способности становятся морально значимыми . I. Морально значимые способности 1. Когнитивные и интеллектуальные способности — предвидение и «боковое» зрение, активная установка на сравнительное и систематическое мышление, распределяющая приоритеты согласно решениям на основе принципа рефлективного равновесия. — воображение и сообразительность, изобретательность, остроумие; — детализированное и контекстуализированное чувство меры и приоритетов; — открытость по отношению к новации и коррекции, которая вместе с тем надежна против искуса смятения перед отдаленными и просто воображаемыми возможностями; — способность избирать и идти на сотрудничество . 2. Черты характера и исполнительности — лояльная объективность, сознание собственных границ; — энергия, настойчивость и способность конструктивно относиться к конфликту и поражению; — деятельная способность поступать в согласии с суждением о наилучшем; — чувство правомерности, способствующее видению и прояснению побудительных причин; — чувство времени (культурно и контекстуально изменчивого), такта и экспрессивности — нужно уметь видеть, когда надавить, а когда воздержаться, когда сблизиться, а когда отойти, когда слушать, а когда советовать; Философия Рорти А. Царь Соломон и простолюдин проблема согласования конфликтных моральных интуиций 7 университете |
|
|
|