Пиши и продавай! |
>
Да благословит вас Христос!М.П. МЧЕДЛОВ, Ю.А. ГАВРИЛОВ, А.Г. ШЕВЧЕНКО. О СОЦИАЛЬНОМ ПОРТРЕТЕ СОВРЕМЕННОГО ВЕРУЮЩЕГО
МЧЕДЛОВ Михаил Петрович - доктор философских наук, профессор, директор исследовательского центра "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем. ГАВРИЛОВ Юрий Андреевич — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ШЕВЧЕНКО Александр Георгиевич - старший научный сотрудник указанного центра. В религиозном комплексе существуют более устойчивые, консервативные (собственно религиозное мировоззрение и мироощущение, на которые непосредственно не влияют социально-политические изменения) и динамичные, ситуативные элементы. Конкретное соотношение религиозности и социально-политической ориентации верующих, поэтому, зависит от общественно-экономической и культурной ситуации в стране, регионе и находит отображение в политических предпочтениях, социальном самочувствии, гражданских действиях и намерениях верующих. Их призваны фиксировать массовые опросы. Реализуя с 1993 г. программу изучения роли религиозного фактора в обществе, наш исследовательский центр использует данные опросов общественного мнения [1]. В статье рассматриваются результаты социологического опроса (декабрь 2000 г.) 1800 чел. в возрасте от 18 лет и старше, представляющих 11 укрупненных социально-профессиональных групп населения: рабочих, инженерно-технических работников, гуманитарную и творческую интеллигенцию, служащих государственных и частных предприятий и учреждений, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предпринимателей малого и среднего бизнеса, студентов, пенсионеров, жителей села (жители 58 поселений городского и сельского типа по выборке, пропорциональной численности населения: Москвы, областных и районных центров, городов и поселков городского типа, сельских населенных пунктов 12 территориально-экономических районов Российской Федерации, выделенных согласно районированию Госкомстата РФ). Учитывались половозрастные пропорции. Цель исследования - выявление мнения россиян об итогах прошедшего года, о протекавших в стране социально-экономических и политических процессах. Задавались вопросы, связанные с религией. Результаты, не претендуя на всесторонний охват проблематики, позволяют определить некоторые характерные черты современных верующих. Основные задачи: 1) представить некоторые социально-демографические особенности современных верующих в сравнении с таковыми для общей совокупности "респондентов-2000" и мировоззренческих групп опрошенных, воздействие на них половых, возрастных, образовательных факторов; сфер трудовой деятельности; уровня материального обеспечения; 2) выявить политические предпочтения верующих, степень их доверия к органам власти и различным государственным и общественным институтам; 3) определить степень доверия к религиозным институтам респондентов различных мировоззренческой ориентации, возраста, образовательного уровня, материального положения и политических предпочтений. Мировоззренческая ориентация респондентовК верующим в Бога отнесли себя 43,4% опрошенных; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразличные к религии) заявили 28,6%; о колебаниях между верой и неверием - 23,9%; о вере в сверхъестественные силы - 3,9%. Выявлена и конкретная конфессиональная принадлежность. Свыше половины респондентов (55,9%) отнесли себя к последователям православия; 2,9% - ислама[1].Принадлежность к другим конфессиям отметили 1,7% опрошенных, а 6,6% заявили о своей внеконфессиональной религиозности. Как и в предыдущих опросах, доля респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности (60,5%), оказывается существенно выше удельного веса верующих в Бога (43,4%). Имеет место конфессиональная самоидентификация не столько по принадлежности к вероисповеданию, сколько на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшимися под воздействием той или иной конфессии [2]. (Отмечается, что, возможно, респонденты не исповедуют апостольскую веру и не являются прихожанами православного храма, но их существование направляется, "пусть неосознанно, неискаженным духом Евангелия" [З][2].) Результаты нашего опроса позволяют с наибольшей степенью достоверности судить о социальных характеристиках лишь последователей двух наиболее значительных российских конфессий - православия и ислама, а также приверженцев внеконфессиональной религиозности. Данные, касающиеся других конфессий, ввиду крайне низкого удельного веса (от 0,1% до 0,8%) их представителей в общей совокупности опрошенных находятся в зоне статистической погрешности. Социально-демографические особенностисовременных верующих Если говорить о гендерных различиях, то при незначительном преобладании женщин в общей совокупности, в группе верующих в Бога женский контингент (68.4%) более чем вдвое превышает мужской (табл. 1). Напротив, в группе неверующих мужской контингент почти вдвое превышает женский, соответственно, 65,9% и 34,1%. Женщины явно доминируют в православной (66,7%) конфессиональной группе, в мусульманской -некоторое превышение доли мужчин (52%). Как и среди внеконфессионально религиозных (52,6%). Итак, зафиксированное предыдущими и нынешним опросами преобладание "женской" религиозности в основном характерно для православия, у мусульман преобладает "мужская" религиозность. Характеризуя возрастные особенности верующих, отметим: сохраняется тенденция к "омоложению"религиозности, отчетливо проявляющаяся в младшей возрастной категории: лица до 21 года среди верующих в Бога составляют 6,3% (в общей совокупности респондентов - 5,3%, среди неверующих - 3,3%). Можно прогнозировать рост контингента молодых верующих прежде всего за счет вступивших в сознательную жизнь в последние годы. Удельный вес представителей младшей возрастной категории среди верующих в сверхъестественные силы (10,3%) в 1,6 раза больше их доли среди верующих в Бога и в 3 раза - доли среди неверующих. Приверженцев сверхъестественных сил в общей совокупности респондентов весьма мало (3,9%), но вышеописанное не может не настораживать. Именно часть представителей данной группы увлекается магией и оккультизмом, что столь характерно для кризисных периодов общественного развития, создающих питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений. Напротив, представители самой старшей возрастной категории (старше 60 лет) среди верующих в сверхъестественные силы наименее представлены (табл. 2). Таблица I Распределение респондентов различной мировоззренческой ориентации по полу (н % от числа опрошенных) Пол
Всего
Верующие в Бога
Колеблющиеся
Верующие в сверхъестественные силы |
|
|
|