Пиши и продавай! |
Анализ уровня материального обеспечения респондентовпоказывает, что в общей совокупности наибольший удельный вес у низкообеспеченных (включая живущих за чертой бедности) - 70,7%; среднеобеспеченных - 23,7%; высокообеспеченных - 0,2%. Уровень материального обеспечения верующих в Бога и неверующих довольно близок. Интересно, что низкообеспеченных и живущих за чертой бедности в группе неверующих даже несколько больше, чем у верующих в Бога. Это не соответствует распространенному мнению, будто религиозная вера - исключительно удел бедных. Наиболее высок уровень материального обеспечения верующих в сверхъестественные силы. Высокообеспеченных среди них в десять с лишним раз больше, чем по всей совокупности респондентов. В других группах это едва заметная величина (табл. 7). В конфессиональном разрезе можно отметить лучшую материальную обеспеченность внеконфессионально-религиозной группы. Уровень материального обеспечения представителей традиционных конфессий несколько ниже, причем мусульман характеризует относительно ббльшая бедность. Возможность, одна из причин этого -их сравнительно невысокий образовательный уровень и, как следствие, более низкий социальный статус. Политические предпочтения современных верующихРеспондентам задавались вопросы об их отношении к пяти основным идейно-политическим течениям современной России (придерживающимися идеологий радикальных рыночных реформ, самостоятельного "русского пути" развития, коммунистической, социал-демократической и центристской) и шести ведущим партиям и избирательным объединениям (КПРФ, "Единству", "Отечеству - Вся Россия", "Союзу правых сил", "Яблоку" и "Блоку Жириновского"). Большинствопо выборке в целом (54,4%) и во всех мировоззренческих группах составили респонденты, не высказавшие предпочтения какому-либо из вышеперечисленных идейно-политических течений. Это в определенной мере подтверждает наблюдаемое в последние годы падение интереса к политике и идеологии, связанное с разочарованием ходом реформ в стране и социальной усталостью в различных слоях. Наибольшее число сторонников (14,2%) у доктрины самостоятельного "русского пути" общественного развития: у верующих в Бога, в сверхъестественные силы и колеблющихся между верой и неверием (у всех - первое место). У неверующих она вторая, впереди - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология вышла на второе местосреди идейно-политических предпочтений всех респондентов (12,9%). Однако неверующие поставили ее на первое место, верующие в Бога - на второе, колеблющиеся - на третье, верующие в сверхъестественные силы - на пятое. Третт место в общей совокупности респондентов занимает идея центризма (9,4% опрошенных). Колеблющиеся и верующие в сверхъестественные силы определили для нее второе место, а верующие в Бога и неверующие - третье. Приверженцев радикальных рыночных реформ среди всех опрошенных лишь 4,4%. Наименее популярны социалистическая и социал-демократическая идеологии, которым отдали предпочтение 3,7% респондентов. Вероятно, их идейную нишу прочно занимает коммунистическая идеология. Идейно-политические предпочтения последователей православия и ислама существенно различаются. У первых насчитывается 16,2% сторонников "русского пути"; 12% - коммунистической идеологии; 9,2% - центризма. У вторых лидирует коммунистическая идеология (24%), остальные течения набирают 2-4%. Уровень идейно-политической индифферентности также наиболее высок именно в мусульманской группе (64% против 54,5% у православных). Значительная индифферентность по отношению к идейно-политическим течениям и у внеконфессионально религиозных (60,4%). Что касается отношения респондентов к ведущим политическим партиям и избирательным объединениям, 20,1% респондентов заявили о неучастии в выборах, а 15,6% голосуют на выборах против всех избирательных объединений. Доля индифферентных по отношению к идейно-политическим течениям и доля безразличных к избирательным блокам не совпадают: от 18 до 20% в разных мировоззренческих группах, не являясь сторонниками каких-либо идейно-политических течений, отдают на выборах предпочтение тому или иному объединению или политической партии. Лидером по популярности для всей совокупности респондентов является КПРФ (18,8% опрошенных). Однако лишь у неверующих она безоговорочно на первом месте. В общей совокупности респондентов и во всех мировоззренческих группах голосующих за КПРФ значительно больше, чем сторонников коммунистической идеологии. Можно предположить, что на выборах коммунистов поддерживают и избиратели, придерживающиеся социалистических и социал-демократических взглядов и некоторые приверженцы "русского пути". Избирательный блок "Единство" общей совокупностью респондентов поставлен на второе место (17,3%). Он безусловно лидирует в группах колеблющихся, верующих в Бога и в сверхъестественные силы, среди неверующих занимая второе место. На третьем месте - избирательное объединение "Отечество -Вся Россия", которое поддерживают 8% всех респондентов. Наибольшая поддержка "ОВР" - среди верующих в Бога и колеблющихся. Отличительные электоральные особенности имеет группа верующих в сверхъестественные силы, где центристские партии в сумме также набирают наибольшую долю голосов, но весьма солидную поддержку имеет СПС, отстаивающий идеологию радикальных рыночных реформ. Среди православных лидирует "Единство" (19,5%), на втором месте - КПРФ (18,2%). В мусульманской группе безоговорочный лидер - КПРФ (поддержка 38%). Доля мусульман, не поддерживающих ни одно из существующих идейно-политических течений, достигает 64% - можно предположить: весьма значительная их часть, голосующая за коммунистов, составляет протестный электорат (следствие более низкого уровня образования и материальной обеспеченности, непопулярной у мусульманской части населения страны политики властей на Северном Кавказе). Отличия в избирательных предпочтениях имеет и внеконфессионально-религиозная группа - с большим отрывом лидирует "Единство". Степень доверия к органам власти и общественным институтамРеспонденты доверяют, в первую очередь, Президенту РФ (61,6%), Вооруженным Силам (47,5%), религиозным организациям (32,5%). Меньше всего - политическим партиям, объединениям и Госдуме. У верующих в сверхъестественные силы значи-. тельно доверие к электронным и печатным СМИ. В целом, степень доверия почти ко всем институтам у верующих в Бога несколько выше, чем у представителей других групп. Структура доверия к государственным и общественным институтам у мусульман и православных в целом совпадает со структурой доверия по всей совокупности респондентов. Но доверяющих большинству институтов в мусульманской среде существенно меньше. Особенно - правоохранительным органам (последнее место -10%. У православных - 18,8%). Как уже отмечалось в отношении респондентов в целом, после Президента РФ и Вооруженных Сил религиозные организации занимают по степени доверия третье место. Наибольшим доверием они пользуются у верующих в Бога (53,9%), где выходят по данному показателю на второе место. Однако у колеблющихся и верующих в сверхъестественные силы процент доверия религиозным организациям ниже более чем вдвое (соответственно, 22% и 22,1%), и они занимают 5-6 места. Самая низкая степень доверия - в группе неверующих (10,4% - предпоследнее место. За религиозными организациями - лишь политические партии и объединения). У православных и у мусульман по уровню доверия религиозные организации занимают третье место,причем процент доверяющих в мусульманской группе (38%) ниже, чем в православной (45,6%). Еще ниже он во внеконфессионально-религиозной группе (23,3% - седьмое место). Впереди не только Президент РФ и Вооруженные Силы, но и Правительство, печатные и электронные СМИ, а также органы Госбезопасности. Основная причина не слишком высокого уровня доверия к религиозным организациям (и не только у неверующей части населения), на наш взгляд, такова: на протяжении всего советского периода Церковь оказывалась гонимой и полностью отстраненной от решения социальных задач. Сегодня, несмотря на отсутствие прежнего давления, она еще остается социально пассивной. Следует учесть и то, что не все респонденты, относящие себя к той или иной конфессиональной группе, являются верующими по мировоззренческой ориентации, и ущерб, наносимый репутации религиозных организаций неблаговидными действиями некоторых священнослужителей. Негативное влияние на отношение населения к религиозным организациям оказывает и нередкая демонстрация тесных связей представителей церковного священноначалия Русской Православной Церкви с руководством страны, в частности, выпячивание телевидением присутствия высокопоставленных правительственных чиновников на православных праздничных богослужениях. Неправославная часть российского общества воспринимает подобные явления как попытки восстановить государственный статус Русской Православной Церкви. Более того, подчеркнутая близость церковного руководства и представителей власти вызывает негативную реакцию и у многих православных верующих: именно с находившимися в последнее десятилетие у власти "реформаторами" они ассоциируют внедрение в российское общество ценностей, противостоящих традиционным и основополагающим. Это касается не только православия, но и других традиционных для России конфессий. А. Солженицын сомневается, что Церкви стоит держаться за государственную руку даже в "благоносные времена" [5]. Все вышесказанное имеет отношение к российскому исламу, где ситуация усугубляется произошедшим в начале 90-х годов распадом единой конфессиональной структуры мусульман СССР и образованием более тридцати фактически самостоятельных муфтиятов. Отношения между муфтиями подчас сопровождаются взаимными обвинениями и оскорблениями, что не может не сказаться на их духовном авторитете [6]. Отметим, что степень доверия к религиозным организациям может существенно меняться в зависимости от социально-демографических характеристик, материального уровня жизни и идейно-политической ориентации респондентов.Так, доверие к религиозным организациям у женщин (36,6%) намного выше, чем у мужчин (27,4%^ Любопытно отношение к религиозным организациям в зависимости от возраста. Среди лиц до 21 года доверяют 43% респондентов, однако уже в следующей возрастной группе (от 22 до 26 лет) уровень доверия понижается более чем вдвое (20,5%). Затем, с увеличением возраста, показатель постепенно растет, достигая 42% в группе старше 60 лет. Доверие к религиозным организациям обратно пропорционально уровню образования: больше доверяют лица с неполным средним образованием (47,1%). С полным средним образованием - 35%, а с высшим - 24,2%. Охотнее доверяют религиозным организациям низкообеспеченные и живущие за чертой бедности (по 34%); у сред-необеспеченных - 30,3%, у высокообеспеченных - до 25%. Если учитывать идейно-политические предпочтения респондентов,то религиозным организациям более всего доверяют приверженцы коммунистической идеологии (36,1 %), центристы (34,8%) и "индифферентные" (33,8%) - у них удельный вес доверия превышает аналогичный показатель опрошенных в целом. Меньше всего - сторонники самостоятельного "русского пути" развития (27,3%), социал-демократической идеологии (26,6%) и приверженцы радикальных рыночных реформ (25,6%). ВыводыАнализ социально-демографических характеристик респондентов показал: 1) среди верующих в Бога превалируют женщины, довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем в других мировоззренческих группах; 2) распределение верующих в Бога по сферам трудовой деятельности и уровень их материального обеспечения в целом практически не отличаются от таковых у неверующих и колеблющихся между верой и неверием; 3) социально-демографические характеристики православных в целом близки характеристикам всей совокупности респондентов, но мусульмане имеют определенные отличия: преобладание мужчин, больший процент молодежи, более низкие образовательный уровень и уровень материального обеспечения; предпочтение трудовой деятельности, не требующей высокой производственной квалификации (кооперативные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность; 4) среди мировоззренческих групп более выигрышными социально-демографическими показателями характеризуются верующие в сверхъестественные силы: абсолютное преобладание лиц молодого возраста, высокие образовательный уровень и уровень материального обеспечения, существенно большая доля представителей в наиболее престижных и хорошо оплачиваемых сферах трудовой деятельности (акционерные и частные предприятия); 5) в конфессиональном разрезе аналогичными характеристиками (хотя менее ярко выраженными) обладает группа внекон-фессионально религиозных лиц. Итак, наиболее социально и профессионально активные группы современного российского общества характеризуются наибольшей степенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это, в частности, создает предпосылки для распространения в их среде идеологий квазирелигиозного характера. |
|
|
|