Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Анализ уровня материального обеспечения респондентовпоказывает, что в общей совокупности наибольший удельный вес у низкообеспеченных (включая живущих за чертой бедности) - 70,7%; среднеобеспеченных - 23,7%; высокообеспеченных - 0,2%. Уровень материального обеспечения верующих в Бога и неверующих довольно близок. Интересно, что низкообеспеченных и живущих за чертой бедности в группе неверую­щих даже несколько больше, чем у верующих в Бога. Это не соответствует распро­страненному мнению, будто религиозная вера - исключительно удел бедных. Наи­более высок уровень материального обеспечения верующих в сверхъестественные силы. Высокообеспеченных среди них в десять с лишним раз больше, чем по всей сово­купности респондентов. В других группах это едва заметная величина (табл. 7).

В конфессиональном разрезе можно отметить лучшую материальную обеспе­ченность внеконфессионально-религиозной группы. Уровень материального обеспе­чения представителей традиционных конфессий несколько ниже, причем мусульман характеризует относительно ббльшая бедность. Возможность, одна из причин этого -их сравнительно невысокий образовательный уровень и, как следствие, более низкий социальный статус.

Политические предпочтения современных верующих

Респондентам задавались вопросы об их отношении к пяти основным идейно-полити­ческим течениям современной России (придерживающимися идеологий радикальных рыночных реформ, самостоятельного "русского пути" развития, коммунистической, со­циал-демократической и центристской) и шести ведущим партиям и избирательным объединениям (КПРФ, "Единству", "Отечеству - Вся Россия", "Союзу правых сил", "Яблоку" и "Блоку Жириновского").

Большинствопо выборке в целом (54,4%) и во всех мировоззренческих группах составили респонденты, не высказавшие предпочтения какому-либо из вышепере­численных идейно-политических течений. Это в определенной мере подтверждает наблюдаемое в последние годы падение интереса к политике и идеологии, связанное с разочарованием ходом реформ в стране и социальной усталостью в различных слоях.

Наибольшее число сторонников (14,2%) у доктрины самостоятельного "русского пути" общественного развития: у верующих в Бога, в сверхъестественные силы и колеблющихся между верой и неверием (у всех - первое место). У неверующих она вторая, впереди - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология вышла на второе местосреди идейно-политических предпочтений всех респондентов (12,9%). Однако неверующие поставили ее на первое место, верующие в Бога - на второе, колеблющиеся - на третье, верующие в сверхъестественные силы - на пятое. Третт место в общей совокупности респондентов занимает идея центризма (9,4% оп­рошенных). Колеблющиеся и верующие в сверхъестественные силы определили для нее второе место, а верующие в Бога и неверующие - третье. Приверженцев ради­кальных рыночных реформ среди всех опрошенных лишь 4,4%. Наименее популярны социалистическая и социал-демократическая идеологии, которым отдали предпочтение 3,7% респондентов. Вероятно, их идейную нишу прочно занимает коммунистическая идеология.

Идейно-политические предпочтения последователей православия и ислама сущест­венно различаются. У первых насчитывается 16,2% сторонников "русского пути"; 12% - коммунистической идеологии; 9,2% - центризма. У вторых лидирует коммунис­тическая идеология (24%), остальные течения набирают 2-4%. Уровень идейно-по­литической индифферентности также наиболее высок именно в мусульманской группе (64% против 54,5% у православных). Значительная индифферентность по отношению к идейно-политическим течениям и у внеконфессионально религиозных (60,4%).

Что касается отношения респондентов к ведущим политическим партиям и изби­рательным объединениям, 20,1% респондентов заявили о неучастии в выборах, а 15,6% голосуют на выборах против всех избирательных объединений. Доля индиффе­рентных по отношению к идейно-политическим течениям и доля безразличных к избирательным блокам не совпадают: от 18 до 20% в разных мировоззренческих группах, не являясь сторонниками каких-либо идейно-политических течений, отдают на выборах предпочтение тому или иному объединению или политической партии.

Лидером по популярности для всей совокупности респондентов является КПРФ (18,8% опрошенных). Однако лишь у неверующих она безоговорочно на первом месте. В общей совокупности респондентов и во всех мировоззренческих группах голосующих за КПРФ значительно больше, чем сторонников коммунистической идеологии. Можно предположить, что на выборах коммунистов поддерживают и избиратели, придержи­вающиеся социалистических и социал-демократических взглядов и некоторые привер­женцы "русского пути". Избирательный блок "Единство" общей совокупностью рес­пондентов поставлен на второе место (17,3%). Он безусловно лидирует в группах ко­леблющихся, верующих в Бога и в сверхъестественные силы, среди неверующих за­нимая второе место. На третьем месте - избирательное объединение "Отечество -Вся Россия", которое поддерживают 8% всех респондентов. Наибольшая поддержка "ОВР" - среди верующих в Бога и колеблющихся. Отличительные электоральные особенности имеет группа верующих в сверхъестественные силы, где центристские партии в сумме также набирают наибольшую долю голосов, но весьма солидную поддержку имеет СПС, отстаивающий идеологию радикальных рыночных реформ.

Среди православных лидирует "Единство" (19,5%), на втором месте - КПРФ (18,2%). В мусульманской группе безоговорочный лидер - КПРФ (поддержка 38%). До­ля мусульман, не поддерживающих ни одно из существующих идейно-политических течений, достигает 64% - можно предположить: весьма значительная их часть, голосующая за коммунистов, составляет протестный электорат (следствие более низкого уровня образования и материальной обеспеченности, непопулярной у мусуль­манской части населения страны политики властей на Северном Кавказе). Отличия в избирательных предпочтениях имеет и внеконфессионально-религиозная группа - с большим отрывом лидирует "Единство".

Степень доверия к органам власти и общественным институтам

Респонденты доверяют, в первую очередь, Президенту РФ (61,6%), Вооруженным Силам (47,5%), религиозным организациям (32,5%). Меньше всего - политическим партиям, объединениям и Госдуме. У верующих в сверхъестественные силы значи-. тельно доверие к электронным и печатным СМИ. В целом, степень доверия почти ко всем институтам у верующих в Бога несколько выше, чем у представителей других групп. Структура доверия к государственным и общественным институтам у мусульман и православных в целом совпадает со структурой доверия по всей совокуп­ности респондентов. Но доверяющих большинству институтов в мусульманской среде существенно меньше. Особенно - правоохранительным органам (последнее место -10%. У православных - 18,8%).

Как уже отмечалось в отношении респондентов в целом, после Президента РФ и Вооруженных Сил религиозные организации занимают по степени доверия третье место. Наибольшим доверием они пользуются у верующих в Бога (53,9%), где вы­ходят по данному показателю на второе место. Однако у колеблющихся и верующих в сверхъестественные силы процент доверия религиозным организациям ниже более чем вдвое (соответственно, 22% и 22,1%), и они занимают 5-6 места. Самая низкая степень доверия - в группе неверующих (10,4% - предпоследнее место. За религиоз­ными организациями - лишь политические партии и объединения).

У православных и у мусульман по уровню доверия религиозные организации зани­мают третье место,причем процент доверяющих в мусульманской группе (38%) ни­же, чем в православной (45,6%). Еще ниже он во внеконфессионально-религиозной группе (23,3% - седьмое место). Впереди не только Президент РФ и Вооруженные Силы, но и Правительство, печатные и электронные СМИ, а также органы Госбе­зопасности.

Основная причина не слишком высокого уровня доверия к религиозным орга­низациям (и не только у неверующей части населения), на наш взгляд, такова: на про­тяжении всего советского периода Церковь оказывалась гонимой и полностью отстра­ненной от решения социальных задач. Сегодня, несмотря на отсутствие прежнего давления, она еще остается социально пассивной. Следует учесть и то, что не все респонденты, относящие себя к той или иной конфессиональной группе, являются верующими по мировоззренческой ориентации, и ущерб, наносимый репутации рели­гиозных организаций неблаговидными действиями некоторых священнослужителей.

Негативное влияние на отношение населения к религиозным организациям оказы­вает и нередкая демонстрация тесных связей представителей церковного священно­началия Русской Православной Церкви с руководством страны, в частности, выпя­чивание телевидением присутствия высокопоставленных правительственных чинов­ников на православных праздничных богослужениях. Неправославная часть российско­го общества воспринимает подобные явления как попытки восстановить государст­венный статус Русской Православной Церкви. Более того, подчеркнутая близость церковного руководства и представителей власти вызывает негативную реакцию и у многих православных верующих: именно с находившимися в последнее десятилетие у власти "реформаторами" они ассоциируют внедрение в российское общество ценнос­тей, противостоящих традиционным и основополагающим. Это касается не только православия, но и других традиционных для России конфессий. А. Солженицын сомне­вается, что Церкви стоит держаться за государственную руку даже в "благоносные времена" [5].

Все вышесказанное имеет отношение к российскому исламу, где ситуация усу­губляется произошедшим в начале 90-х годов распадом единой конфессиональной структуры мусульман СССР и образованием более тридцати фактически самостоя­тельных муфтиятов. Отношения между муфтиями подчас сопровождаются взаимны­ми обвинениями и оскорблениями, что не может не сказаться на их духовном авторитете [6].

Отметим, что степень доверия к религиозным организациям может существенно меняться в зависимости от социально-демографических характеристик, материаль­ного уровня жизни и идейно-политической ориентации респондентов.Так, доверие к религиозным организациям у женщин (36,6%) намного выше, чем у мужчин (27,4%^ Любопытно отношение к религиозным организациям в зависимости от возраста. Среди лиц до 21 года доверяют 43% респондентов, однако уже в следующей возраст­ной группе (от 22 до 26 лет) уровень доверия понижается более чем вдвое (20,5%).

Затем, с увеличением возраста, показатель постепенно растет, достигая 42% в группе старше 60 лет.

Доверие к религиозным организациям обратно пропорционально уровню образова­ния: больше доверяют лица с неполным средним образованием (47,1%). С полным средним образованием - 35%, а с высшим - 24,2%. Охотнее доверяют религиозным организациям низкообеспеченные и живущие за чертой бедности (по 34%); у сред-необеспеченных - 30,3%, у высокообеспеченных - до 25%.

Если учитывать идейно-политические предпочтения респондентов,то религиозным организациям более всего доверяют приверженцы коммунистической идеологии (36,1 %), центристы (34,8%) и "индифферентные" (33,8%) - у них удельный вес доверия превышает аналогичный показатель опрошенных в целом. Меньше всего - сторонники самостоятельного "русского пути" развития (27,3%), социал-демократической идеоло­гии (26,6%) и приверженцы радикальных рыночных реформ (25,6%).

Выводы

Анализ социально-демографических характеристик респондентов показал: 1) среди верующих в Бога превалируют женщины, довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем в других мировоззренческих груп­пах; 2) распределение верующих в Бога по сферам трудовой деятельности и уровень их материального обеспечения в целом практически не отличаются от таковых у неверующих и колеблющихся между верой и неверием; 3) социально-демографические характеристики православных в целом близки характеристикам всей совокупности респондентов, но мусульмане имеют определенные отличия: преобладание мужчин, больший процент молодежи, более низкие образовательный уровень и уровень мате­риального обеспечения; предпочтение трудовой деятельности, не требующей высокой производственной квалификации (кооперативные предприятия, индивидуальная трудо­вая деятельность; 4) среди мировоззренческих групп более выигрышными социально-демографическими показателями характеризуются верующие в сверхъестественные силы: абсолютное преобладание лиц молодого возраста, высокие образовательный уровень и уровень материального обеспечения, существенно большая доля предста­вителей в наиболее престижных и хорошо оплачиваемых сферах трудовой деятель­ности (акционерные и частные предприятия); 5) в конфессиональном разрезе аналогич­ными характеристиками (хотя менее ярко выраженными) обладает группа внекон-фессионально религиозных лиц. Итак, наиболее социально и профессионально актив­ные группы современного российского общества характеризуются наибольшей сте­пенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это, в частности, создает предпосылки для распространения в их среде идеологий квазирелигиозного характера.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

сайт копирайтеров Евгений