Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Символика была необходимой частью зарождающейся христианской культуры. Образы смысловые, выступающие как воплощение умозрительных идей более чувственных, соответствовали устремлениям новой религии. "Новое искусство было порождено духовным движением и потому стремилось говорить не чувствам, а духу"[37]. Этот принцип использовался Иисусом Христом в притчах евангельской проповеди.

Интересующие нас символические образы церкви встречаются уже в самых первых памятниках христианской литературы, например – в "Апостольских постановлениях". Кроме уже упомянутых выше уподоблений церкви кораблю и овчарне, которые, очевидно, были широко распространены, поскольку аналогичные сюжеты использовались в росписях катакомб, как изображения корабля, плывущего по морю, или якоря и варианты темы Доброго Пастыря. Интересны следующие слова: "Как вол, работающий на гумне без намордника, хотя ест, однако не всё поедает, так и вы, работающие на этом гумне, то есть в Церкви Божией, ешьте от Церкви, как ели левиты, служившие скинии свидения, которая по всему была образом Церкви"[38]...

Характерно, что церковь в них трактуется исключительно как сообщество верующих, что полностью соответствует и словам апостола Павла: "Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах".[39] Также о путешествии Павла и Варнавы на собор в Иерусалиме в Деяниях говорится: "Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию... По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами...", а также: "...Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили..."[40]

Очевидно, христиане в первые века осознанно не концентрируют своё внимание на культовых сооружениях. Храм был для них домом молитвы или домом собраний (domus ecclesia). Название же храм (temple) по отношению к христианским сооружениям до IV в. не использовался (единственный раз, в Эдесской хронике в 202 г…). Впрочем, на этом различия с языческим храмом не заканчиваются. У язычников храм, как правило, ассоциировался с домом бога. Верующие туда не допускались, церемонии проходили на открытом воздухе. Вход в языческие храмы был платным.[41]

Интересно, что христианский храм, судя по всему, был несходен и с храмом ветхозаветным. Известны слова Соломона: "Я построил дом в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки" (2 Пар. 6:2). Согласно этому пониманию, храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа (Ис. 8,18; Пс. 75,3; 131,13-14). Кроме того в Библии есть детальное описание того, как должна выглядеть скиния и подробное описание храма Соломона. В Новом Завете никаких указаний по поводу храмовой архитектуры нет. Принимая во внимание тот факт, что жертвы признавались ненужными после Жертвы Христа, можно предположить, что христианские дома собраний правомернее сравнивать с синагогами.

Еще одним аргументом в пользу отсутствия у ранних христиан храмов может служить данное в Апокалипсисе Иоанна Богослова описание Небесного Иерусалима. "И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. …Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец."[42] Ветхозаветный же храм присутствует в нем: "И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град."[43]

Можно отметить, что женой и невестой Агнца часто именуется церковь, но по отношению к зданиям этот символ никогда не применялся.

Мысли о связи скинии и ветхозаветного храма с христианством встречаются уже в писаниях мужей апостольских. Впоследствии они получают развитие у Мелитона Сардийского (II в.) и Кирилла Александрийского (IV-V в.). Однако в их творениях основной акцент делается на рассмотрении предметов, находящихся в скинии, как символических образов Нового Завета, имеющих очень опосредованное отношение к храму. Они выражают символические образы, не связанные с архитектурой. "Алтарь из земли сделаешь мне и пожрете на нем всесожжения и жертвы ваши (Исх. 20, 24-25). Земляным алтарем называет Он Еммануила; ибо Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Или: "да сотвориши очистилище покров от злата чиста, двою лактий и пол в долготу, лактя же и пол в широту…" Если же разуметь духовно, то мы скажем, что очистилище есть Соделавшийся ради нас человеком".[44] "В прообраз церкви из язычников была водружена в пустыне древняя скиния". "Псалмопевец, воспевая песнь всех Спасителю Христу и говоря об обрученной ему невесте, то есть Церкви и о чадах её в вере: жена Твоя яко лоза плодовитая странах дому Твоего: сынове Твои яко новосаждения масличная окрест трапезы Твоея" "…явился Христос и содержащая в себе Христа скиния, то есть Церковь."… "В настоящее же время, я думаю, каждый из уверовавших называется домом и храмом Божиим, имея обитающим в себе Христа: ибо он вселяется верою в сердца наша"…"все они стекаются как бы к одной и общей матери, к небесному Иерусалиму, церкви первородных (Евр. 12, 22-23), вышнему прекрасному граду, скинии истинной, юже водрузи Господь, а не человек". "Совершать жертвы и исполнять закон, касающийся Пасхи, Бог повелел в одном только святом граде. Этим буква закона, я думаю, весьма хорошо сеннописует нам то, что таинство Христово пристойно и позволительно совершать не каким бы кто ни захотел образом и не во всяком месте: потому, что одно только есть место, ему приличествующее и по истине самое свойственное, это — святый град, то есть церковь…" "Иудеи, держась еще грубых представлений о Божественной и бестелесной Природе, утверждали, что Богу всяческих надлежит поклоняться в одном только Иерусалиме или на соседнем ему Сионе (холме) как будто бы совершенно вся неизреченная и необъятная Природа почивала там и могла быть заключаема в рукотворных храмах. Посему и изобличались за это гласом пророков как весьма неразумные, так как Бог говорил: "Небо Мне престол, земля же подножие ног Моих: какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место упокоения Моего?"[45]

Нельзя не согласиться с Покровским, что "преемственность христианского храма ветхозаветному следует из одних только теоретических выводов о связи ветхозаветной религии и христианства"[46].

Здесь также обозначаются мысль о невозможности создания храма для Бога и понимание души человеческой как храма, используемое еще апостолами.

Этот ряд можно продолжить, но кажется, что и приведенного выше достаточно.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По истории церкви
Говорит господь
Церковная история церковная прокопий
Искусство христианскихъ народовъ до конца xv столетия
7 строится

сайт копирайтеров Евгений