Пиши и продавай! |
А уж тем более питаете ли вы эту любовь к евреям, которых вы хотите обратить?" Словом, как народ практический, они проверяют на деле, по реальным жизненным результатам нашу веру. И увы! Нередко, они могут с полным правом сказать нам: "Врачу, исцелися сам!" Не забудем, что евреи и теперь еще имеют много положительных сторон, не в пример наружным, номинальным христианам (трезвость, теплота и устойчивость семейных отношений, национальная солидарность, взаимопомощь и так далее). У нас действительно есть свой христианский талмуд, который так же похож на Евангелие, как еврейский Талмуд на Библию. Есть свои фарисеи, которые "прибавляют" к ясному слову Божию толкования человеческие, заслоняя светлое, радостное и возвышенное слово Евангелия. В нашей среде есть свои саддукеи, которые в угоду своему маленькому близорукому рассудку, "отбавляют" от Евангелия его могучую сверхъестественную сторону, превращая его в плоскую, сухую, отвлеченную мораль, в "христианство без Христа", отрицающее Его историческое существование. Поистине, не воду в вино, а вино в воду претворяют. Может ли спасти кого-либо такое опустошенное Евангелие, Евангелие без Спасителя, без чуда, без возрождающей благодати? В одном американском журнале я видел характерную карикатуру по адресу крайнего модернизма. Модернист, "христианин", он же и антисемит, бросается с кулаками на еврея и говорит: "Вы Христа распяли!". "Да, ведь, вы же говорите, что Христа совсем небыло", отвечает, пожимая плечами, еврей. В нашей среде действительно есть антисемитизм, это явное оскорбление христианства, ибо оно, как всякое проявление нелюбви, противоречит Евангелию, как учению о мире, всепрощении и смирении Вспомним рассказ Короленко: "Дом ╪ 13". Это было в Кишиневе на Пасху 1903 года. И самое страшное в том, что это действительно было. Колокола радостно гудели благую весть о воскресении Христа, в храмах пели великий призыв: "Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящих нас простим вся воскресением". И вот, в этот именно день озверелая "христианская" толпа гонялась за беззащитными евреями, старыми и малыми, сбрасывала их с чердаков, вбивала в головы гвозди... Врывалась в синагоги и в слепой ярости рвала свитки Торы. (Я видел в 1931 году на еврейском кладбище подземелье памятника, воздвигнутого над могилой жертв погрома: там хранятся эти святотатственно изорванные священные страницы). А городовой "бляха ╪ 8" спокойно сидел на водопроводной трубе и безучастно смотрел, ожидая распоряжения начальства... Однако, евреи должны знать, что этот равнодушный городовой возмущал не только их, но и христиан, начиная хотя бы с автора этого рассказа, писателя Короленко. Вспомним многочисленные протесты со стороны именно христиан против вражды и ненависти к евреям. Престарелый доктор С., свидетель Кишиневского погрома, автор книги, посвященной этой печальной истории, рассказывал мне о христианах, которые с риском для себя укрывали евреев в своих домах во время избиения. Не всем известно, что еще в конце прошлого столетия (1890) передовыми русскими людьми была составлена декларация к русскому правительству по вопросу о даровании евреям равноправия в силу простого принципа справедливости: равенство в обязанностях должно соответствовать равенству в правах. В ней В. Соловьев писал: "Если евреи нам враги, то мы должны вспомнить по отношению к ним заповедь: любите врагов ваших. А если друзья то зачем же друзей преследовать?" Декларация эта, как известно, увидела свет лишь в Париже да так там и осталась... В наши дни, когда среди русской эмиграции вновь поднялось острое чувство неприязни по отношению к евреям, русский мыслитель Н.А.Бердяев написал статью в газете "Руль" против антисемитизма. Обращаясь к православным читателям, он считает, что каждый православный христианин, страдающий данным видом нелюбви, обязан открыть священнику этот великий грех на исповеди, и лишь, искренно покаявшись в нем, он может быть допущен до Святого Причастия. И такой взгляд вы найдете обыкновенно у лучших выразителей совести народов (ср. рассказ Лескова: "Об Абраме-жидовине и Феодоре-христианине, отражающий христианскую всечеловечность в русской литературе). Польский гений выражает такой же дух миролюбия в поэзии Мицкевича: вспомните сцену игры старого музыканта-еврея на свадьбе в поэме "Пан-Тадеуш". Такое же настроение передано в романах Элизы Ожешко. Самая ненависть эта имеет две причины. Одна причина религиозная: вражда к евреям за то, что они "Христа распяли". Но всякий разумный человек понимает несправедливость осуждения целого народа за грех его отдельных представителей, да еще живших две тысячи лет тому назад. 1 говорит |
|
|
|