Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Святого через немощных и ничего не значащие в мире людей подготавливалось поле, «которое есть мир», для сеяния семени благодати спасения в российском народе.

4. Религиозное состояние российского народа накануне евангельского пробуждения

Ко времени евангельского пробуждения в России народы, населявшие ее, были по преимуществу право славными. Мы далеки от мысли порочить православие как таковое, памятуя о том, что православие породило в российском народе великое богоискание. Из православия вышли первые благословенные проповедники евангельской истины Михаил Ратушный, Иван Рябошапка Ефим Цимбал, Модест Корф, Елизавета Черткова, Василий Пашков, Наталья Ливен и многие другие. С благодарностью мы отмечаем заслуги православной церкви в деле сохранения Священного Писания для народа и в том, что она сделала его доступным всякому читающему. Изложенное в это»-разделе преследует единственную цель — показать, в каком состоянии была народная среда накануне принятия Слова Божия.

Для большей объективности оценка состояния внутренней жизни приходских общин дана с точки зрения самих православных иерархов — таких, как Арсений Рождественский, Епископ Алексий , архиепископ Никанор, священники Ушинский и Терлецкий, А. Воронов. По единодушной оценке, внутренняя жизнь православных приходов находилась в глубоком религиозном упадке. Духовная жизнь народа «...выражалась во внешнем исполнении предписаний церкви... в произнесении слов молитвы, часто бессвязных, в присутствии на богослужениях без понимания высокого значения его, без всякого знания начал христианского учения». «Он называет себя христианином и не может дать отчета, почему так называется; он молится Богу, болтая только языком, ограждая себя крестным знамением машинально; он содержит праздники и посты, говеет, почитает святых, поклоняется иконам и все это делает потому, что так делали его предки, и так поступать ему заповедали. На христианских святых он переносит грубые представления язычества, называя их богами». Простой народ жил если не во тьме, то во мраке духовном.

Сельские пастыри, погруженные в бездну забот о содержании своих семейств, ограничивались отправлением богослужения и сбором «доброхотных даяний» с прихожан за требоисполнения. Плата за требы определялась священниками произвольно, что обременяло прихожан и вызывало ропот и недоверие к духовенству. Религиозное невежество простонародья и недоверие его к пастырям повлекло за собой нравственную распущенность. «Главные пороки прихожан, — как сообщал благочинный Киевской епархии, — составляют: пьянство, воровство и прочие необузданности». «Пьянству предавались не только мужчины, но и женщины и обоего, пола подростки», — сообщал священник Дьяковский. Самые искренние и благожелательные попытки некоторой части сельской интеллигенции внести в жизнь народа начала высокой культуры часто оканчивались неудачами:

голос одиноких просветителей зачастую не достигал народного слуха. Невольно вспоминается сокрушенный возглас Иоганна Онкена, который проезжал через всю Украину в 1869 году, направляясь в немецкие колонии Юга: «Сколько великих благодеяний влечет за собой Евангелие! Сжалься, Господи, над этим бедным и несчастным народом... Какое несчастье натворили неверные церкви...».

Не в лучшем состоянии пребывало и великосветское общество, столичная аристократия. Для него, по преимуществу, характерно было< легкомысленное отношение к вере. Перенесенная на русскую землю европейская цивилизация (преимущественно из Франции после окончания войны с Наполеоном) подготовила почву для скептического отношения высшей, интеллигенции к православию. «Вопросы религии, православия если не исключались совсем, то, во всяком случае, отодвигались на задний план», — пишет Г. Терлецкий.

В России к этому периоду времени получило широкое распространение религиозное течение молокан. Оно также явилось благоприятной почвой для сеяния Слова Божия. Из молоканства вышли выдающиеся деятели русского баптизма — такие, как Никита Воронин, Василий Павлов, Дей Мазаев, Иван Жидков, Федор Балихин и другие. После несбывшихся в 1836 году «пророчеств» о втором пришествии Христа молоканство пережило внутренний кризис, который привел к религиозно-нравственному упадку среди его последователей. Большая часть их увлеклась устройством земного благополучия и нуждалась в духовном просвещении не меньше православных

Ко времени евангельского пробуждения основная масса российских немцев-колонистов (в третьем, а некоторые уже в четвертом поколении) представляли «окостенелых» христиан, в практике жизни давно утративших основы своих верований. Они так же, как и окружающие их украинцы и русские, нуждались в евангельском пробуждении от греховного сна, о чем свидетельствовали Иоганн и Карл Бонекемперы, Иоганн Прицкау и Абрам Унгер.

Глава II

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ РУССКО-УКРАИНСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКИХ ОБЩИН

Первые евангельско-баптистские общины возникли в России в 60— 80-х годах XIX в. в четырех обособленных друг от друга регионах: на юге Украины (Херсонская, Екатеринославская и Киевская губернии), в Закавказье, в Петербурге и в Таврической губернии Левобережной Украины. Возникновение первых общин в каждом из этих регионов имеет свою предысторию и своих предшественников. Так, путь к баптизму на юге Украины шел через штундизм, меннонитское братство и первых баптистов среди российских немцев.

Меннонитское братство, возникшее на юге Украины на волне общего евангельского пробуждения в России, имело своим внешним толчком новопиетическое направление в штундизме. Возникновению первой баптистской общины среди молокан Закавказья предшествовало появление учения «водных» молокан. Для менее податливых и настороженных молокан Таврической губернии подготовительной ступенью было возникновение в их среде новомолокан, так называемых евангельских христиан — «захаровцев». Нити «петербургского пробуждения», ставшего плодом проповедника лорда Редстока в среде высшей аристократии, ведут к пробуждению двух знатных дам (Елизаветы Чертковой и Натальи Ливен), обратившихся и переживших возрождение еще до появления в Петербурге приглашенного ими лорда Редстока.

Все это были первые ступени «приготовления пути Господу», когда стези к сердцам для благодати спасения делались прямыми, всякие долы (низины народной среды) наполнялись духовным содержанием, всякая гора и холм человеческих превозношений понижались, кривизны прежних путей выпрямлялись и неровные пути делались гладкими (Лк. 3:4-5).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если до наполеоновских войн в европе существовали лишь баптистское общество распространения евангелия
13 пробуждение
За свою историю жизни в россии духоборцы пережили немало противоречивых периодов до начала xix

сайт копирайтеров Евгений