Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эти два сочинения завершают разрыв Лютера с римской церковью. Хотя в глазах многих современников и отчасти в его собственных разрыв с папством все еще был яснее, чем разрыв с самой церковью, но люди более проницательные не могли теперь не заметить, что Лютер восстает уже не против одних только искажений догмы и злоупотреблений курии, но против самих основ и сущности римского католицизма. В то же время изменился и самый характер борьбы с Римом. Если вначале реформатор только желает указать душам истинный путь к спасению и сражается за свое учение лишь с помощью слова, то теперь он ждет уничтожения антихристианских установлений уже не от самой церкви, а призывает к этому светскую власть. На этой стадии своего развития Лютер является не только реформатором, но и революционером, хотя, конечно, слово "революционер" не следует понимать в современном значении этого слова. Революция, которую проповедовал он, должна была начаться не снизу, а сверху, так как он хотел, чтобы реформу церкви взяло в свои руки правительство.

А что же делал в это время Рим? Почему церковь, до сих пор не церемонившаяся с еретиками, медлила обратиться к своему последнему и неотразимому аргументу -- к церковному отлучению и проклятию? Объясняется это очень просто. Дело в том, что внезапная смерть Максимилиана в 1519 году и образовавшееся междуцарствие дали возможность курфюрсту Фридриху главенствовать в Германии, а этот государь так открыто выказывал свои симпатии к еретику-монаху, что римским политикам волей-неволей приходилось сдерживаться. Однако после Лейпцигского диспута Лютер так быстро и решительно порывал одну за другой все нити, еще связывавшие его с Римом, что дальнейшая снисходительность становилась уже опасной. Доктор Экк сам поехал в Рим, чтобы выхлопотать буллу против своего противника, и сам же привез ее в Германию. Но оказалось, что благоприятное время было упущено, булла явилась слишком поздно.

Книга "О вавилонском пленении церкви" вышла в свет в начале октября, но Лютер еще раньше знал, что Экк приехал с буллой против него: 21 сентября она была уже открыто вывешена в Мейсене. Папа, осудив учение Лютера как еретическое, давал ему 60 дней сроку, чтобы одуматься и отречься от этого учения. В то же время Мильтиц -- по-видимому, уже на свой страх -- не переставал хлопотать о мирном соглашении. Он уверял Лютера, что если он напишет папе, что ничего не имеет против его личности, то последний возьмет буллу назад. Чтобы исполнить желание друзей, Лютер согласился на этот шаг, хотя и не придавал ему никакого значения. Открытое письмо к Льву X было помечено числом, предшествующим обнародованию буллы, как будто он и не знал о ее существовании, но по своему содержанию и тону не имело уже ничего общего со смирением. Оно является скорее прощальным посланием, чем попыткой к примирению. Правда, Лютер уверяет, что никогда не высказывался лично против Льва X, что было действительно верно; но в то же самое время он говорит ему прямо в лицо самые резкие упреки по поводу образа действий папского престола. "Он сам, папа, -- пишет Лютер, -- должен признаться, что этот престол хуже и гнуснее Содома и Гоморры". Лютер уверяет, что желает папе всего лучшего, поэтому советует ему отказаться от своей власти и довольствоваться маленьким приходом или жить доходами со своего отцовского наследия.

К этому письму Лютер присоединил небольшую, только что вышедшую из-под его пера книжку под заглавием: "О свободе христианина". Это не полемическое сочинение, а небольшой богословский трактат, предназначенный для массы. Лютер излагает здесь всю "сумму христианской жизни". Он выдвигает два положения: 1) Христианин есть свободный властелин над всем и никому не подчинен и 2) христианин всем слуга и всякому подчинен. Дело в том, что христианин вмещает в себе двоякое естество -- духовное и телесное. Верой в Христа, а не добрыми делами этот внутренний духовный человек достигает спасения. Оправданный таким образом христианин не нуждается уже ни в каких внешних актах, ничто не может ему повредить, и он сам становится господином всего. Но христианин не только "духовный и внутренний" человек, но и телесный и наружный, поэтому он должен смирять свою плоть и творить добрые дела; и как Христос, живя среди людей, уничижал себя и служил людям, так и он должен сделаться рабом людей и служить им -- не ради спасения, чтобы угодить Богу, ибо спасение дается только верой, а добровольно, в силу любви, проистекающей из веры.

К замечательному прощальному посланию к папе эта книжка была не менее замечательным приложением. Ею реформатор хотел показать папе, какого рода работами он занимался бы охотнее всего, если бы "безбожные льстецы папские" ему не мешали. И действительно, после прежних страстных полемических и обличительных трудов эта книжка особенно поражает своей спокойной задушевностью. Вместе с посланием к дворянству и "Вавилонским пленением церкви" она является одним из главных реформационных произведений Лютера.

Что касается буллы, то Лютер вначале делал вид, что считает ее подложной; но скоро написал сочинение "Против буллы антихриста" и возобновил свою апелляцию к свободному христианскому собору, в котором, по его мнению, должны были заседать не только духовные лица, но и миряне.

Рядом с ним Гуттен бурно призывал нацию к всеобщему восстанию против римской тирании. Из Эбернбурга, замка Зиккингена, где Гуттен устроил свою собственную типографию, он высылал одно за другим горячие воззвания к императору, князьям, духовенству, ко всем "свободным чадам немецкой земли". Здесь вышла знаменитая "Булла ревущего Льва" с язвительными примечаниями Гуттена и с предисловием к возлюбленным немцам: "Меч папский, -- говорилось в нем, -- повис над головой не одного Лютера, а всего народа; его дело есть дело всей Германии".

Результаты этой агитации сказались в том приеме, который был оказан булле. Только немногие правительства согласились опубликовать ее при явном неудовольствии народа. Курфюрст Фридрих наотрез отказался исполнить волю папы, пока не будет доказана виновность Лютера беспристрастными судьями. Видя такое настроение народа, Лютер решился на неслыханный шаг: 10 декабря 1520 года торжественное шествие из студентов и профессоров, приглашенных реформатором, направилось к Эльстерским воротам Виттенберга, и здесь папская булла, предшественницы которой не раз свергали с престола гордых королей и бросали в пламя смелых новаторов, была истреблена огнем при восторженных возгласах собравшейся толпы. Этим актом разрыв с Римом был оповещен всему миру.

Итак, средство, столько раз успешно практиковавшееся церковью, оказалось недействительным. Проклятие церкви не лишило еретика народных симпатий, и смелость его только возрастала, по мере того как Рим обнаруживал свое бессилие. Оставалось одно -- обратиться за помощью к высшей власти в империи.

Но на нее же возлагала свои надежды и партия Лютера. Положение вещей было таково, что Лютер мог писать в ответ на призыв Гуттена к насильственным действиям: "Я не хотел бы, чтобы боролись за Евангелие насилием и убийством. Словом побежден был мир, словом была создана церковь, словом она опять будет восстановлена".

И в самом деле, если внимательно присмотреться к тем факторам, которые участвовали в движении против церкви, то надежда реформатора на то, что реформа совершится только силой слова, без кровавой борьбы и насильственных переворотов, покажется нам вполне основательной. Ведь с тех пор, как появились знаменитые тезисы, движение успело принять такие размеры, каких никто и не ожидал вначале. Самый могущественный и влиятельный из немецких князей явно сочувствовал делу Лютера и не обращал внимания на папские протесты. Дворянство и городское сословие, среди которых проповедь реформатора имела особенный успех, были хорошо представлены в сеймах. Из духовных князей архиепископ Магдебургский и Майнцский, который более всего должен был считать себя задетым проповедью Лютера против индульгенций, сохранял двусмысленно-выжидательное положение и, по-видимому, не прочь был занять место примаса в национальной германской церкви. Старые жалобы сеймов на церковные злоупотребления раздавались теперь особенно громко и настойчиво. Таким образом, сейм мог взять в свои руки церковную реформу, а епископат сделал бы со своей стороны необходимые изменения в богослужении.

Все зависело от того, как отнесется к религиозному движению в Германии новый император Карл. Никто еще не знал его образа мыслей и характера. Тем не менее приверженцы реформы возлагали на него большие надежды, так как он, по-видимому, питал большое доверие к Фридриху Мудрому, содействовавшему его избранию, и выражал желание руководствоваться его советами. Кроме того, -- и это самое важное -- собственные политические интересы должны были побудить императора принять сторону Лютера против папы. Вспомним, что Рим в течение последних десятков лет стал более чем когда-либо светским государством и в силу собственных политических интересов всегда поддерживал Францию. Новое движение против курии могло оказать императору большие услуги, и это понимали многие при мадридском дворе: 12 мая Мануэль, поверенный Карла V, писал ему: "Ваше Величество должны поехать в Германию и там оказать некоторую благосклонность некоему Мартину Лютеру, который находится при саксонском дворе и предметом своей проповеди внушает опасение римскому двору".

Но надежды приверженцев реформы, несмотря на всю их основательность, не оправдались. Проповедью Лютера император действительно воспользовался, но совершенно в другом смысле, чем они ожидали.

Карл, несмотря на свое немецкое происхождение, не имел в себе ничего немецкого -- он даже плохо говорил на этом языке, и вся национальная сторона движения не находила в его душе никакого отклика. К тому же он был воспитан в строго католическом духе. Свое правление он мыслил не иначе как в тесной связи с единством церкви, которую он считал своим долгом поддерживать при любых обстоятельствах, все равно, какова бы ни была церковь сама по себе. "Папство и императорская власть, -- говорил Карл, -- установлены Богом, как две высшие власти, долженствующие идти рука об руку". Таким образом, с его стороны не могло быть и речи о разрыве с Римом. Проповедь Лютера сослужила ему, однако, свою службу. Обещанием уничтожить ересь в Германии он добился от папы обещания помощи в предстоявшей войне с Францией. В сущности, Карл принял решение по делу Лютера еще раньше, чем состоялся сейм, на котором он должен был по приезде обсуждать с имперскими чинами важнейшие дела Германии. И только благодаря заступничеству Фридриха и давлению общественного мнения Карл наконец согласился пригласить Лютера в Вормс, и то лишь для того, чтобы предложить ему отречься от своего учения.

Лютер с радостью принял это приглашение. Он горел желанием засвидетельствовать перед лицом всей Германии истину своего учения. Ни предостережения друзей, опасавшихся за его жизнь, ни угрозы врагов не могли поколебать его решимости. Когда на последней остановке перед Вормсом Спалатин советовал ему вернуться назад, напоминая об участи Гуса, Лютер отвечал: "Гус был сожжен, но истина не погибла с ним. Я пойду вперед, хотя бы в меня целилось столько дьяволов, сколько черепиц на крышах".

На самом деле путешествие отлученного от церкви еретика походило на настоящее триумфальное шествие. Впереди Лютера ехал посланный за ним императорский герольд; по пути к нему присоединялись многие друзья. Во всех городах, через которые он проезжал, народ толпами выбегал ему навстречу, горя желанием увидеть человека, осмелившегося бросить перчатку римскому колоссу. Особенно блестящий прием был оказан Лютеру в Эрфурте. Весь состав университета вышел ему навстречу за две мили от города; его приветствовали речами и стихотворениями. В самом Вормсе, куда он прибыл 10 апреля, народ встречал его с бурным энтузиазмом.

На следующий день Лютер был приглашен на собрание сейма, и тут только он узнал, что ему не дадут возможности публично защищать свое учение. Это обстоятельство и подавляющее впечатление, которое должно было произвести на непривычного к свету монаха блестящее собрание высших сановников империи, на короткое время как будто поколебало его мужество. Он был смущен, говорил тихо, едва внятно. Ему предложили только два вопроса: признает ли он все перечисленные тут сочинения своими и хочет ли отречься от них? На первый вопрос он ответил утвердительно, а для ответа на второй вопрос, ввиду его важности, попросил дать ему время на размышления. Император согласился ждать до следующего дня.

Но когда на следующий вечер он снова явился в собрание, в тоне его уже не было заметно ни малейшего смущения и колебания. На этот раз вчерашний вопрос был предложен ему в более мягкой форме: хочет ли он защищать все свои сочинения или готов отказаться от некоторых пунктов своего учения? На это Лютер отвечал решительно и ясно: в некоторых из своих книг он излагает такие евангельские истины, которые признаются и его врагами; от них он, конечно, отказаться не может. В других он нападает на превратное учение и законы папства. Никто не станет отрицать, что они насилуют совесть христиан и поглощают все богатство германской нации: если он отречется от этих книг, то станет сам пособником тирании и алчности. И, наконец, он нападает на отдельных лиц, защищающих эту тиранию; он сознается, что в своей полемике с ними бывал часто более резок, чем подобало, но и от этих сочинений отречься не может, так как это приведет к торжеству противную сторону. Он готов отказаться от своего учения лишь в том случае, если ему докажут его ошибочность на основании Священного Писания. Речь Лютера разрослась в настоящий обвинительный акт против папства. Он закончил просьбой, обращенной к императору и нации, не осуждать божественного слова, чтобы не навлечь на себя много бед и не омрачить нового правления таким зловещим началом.

После небольшого перерыва, во время которого происходили совещания о том, следует ли дать Лютеру возможность защищать свое учение, представитель Трирского архиепископа сказал ему от имени императора о неприличии его речи и потребовал ясного, категорического ответа на предложенный раньше вопрос. Вступать с ним в состязание и доказывать ошибочность его мнений нет никакой надобности, так как они давно уже осуждены Констанцским собором. Если же он откажется от ереси в целом то об отдельных пунктах его учения будет возможно потолковать.

На это Лютер отвечал: "От меня хотят прямого, ясного и категорического ответа. Хорошо, я отвечу вам прямо. Я не могу подчинить своей веры ни папе, ни соборам, ибо ясно, как день, что они часто впадали в заблуждения и даже противоречили с самими собою. Поэтому если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума, если меня не убедят теми же текстами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут словом Божьим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину поступать против совести. Я весь тут перед вами. Я не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь".

Речь Лютера, которую он произнес на латинском языке, а потом повторил по-немецки, произвела на присутствующих совершенно различное впечатление. Испанцы не могли понять, как мог этот незначительный человек, обнаруживший в своей речи так мало учености, произвести в Германии столь сильное впечатление, а Карл, как передают, заметил вслух: "Меня-то, по крайней мере, этот монах не сделает еретиком". Но немецкие князья, Фридрих Мудрый, Эрих Брауншвейгский и Филипп Гессенский [21], видимо, гордились своим мужественным соотечественником.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Настоящая фамилия шварцерд
Поступление в монастырь
Поехать в германию
Мы видели перед собой главным образом реформатора

сайт копирайтеров Евгений