Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В деревне все еще сложно обстояло дело с медицинской помощью, ибо старикисчитали проведение телефона в город слишком дорогим удовольствием. Женщинырожали дома с акушеркой. Но растили детей заботливо. Существовало два однокомнатныхшкольных дома, в одном из которых занимались дети дошкольного возрастаи ученики 1-го и 2-го классов, а в другом — с 3 до 9 класса. Учителя втом и другом были американцы, обучение в первом велось на русском языке,а во втором, для старших учащихся, — на английском. Помощницами обоих учителейбыли молодые замужние староверки Татьяна Мартушева, 21 года, мать четверыхдетей, и Гликерия Кузьмина, 17 лет. Учитель старших классов Роберт Муррассказал Риардену, что по просьбе родителей раздел биологии о воспроизводствеживых существ он, опуская род людской, объясняет на примере рыб и т.д.;а во время показа научного фильма о высадке астронавтов на Луне дети, ссылаясьна Библию, вообще ему не поверили.

Дж. Риарден приводит слова 83-летнего старовера Григория Мартушева:"Сорок лет я убегал. В Николаевске я остановился".

В 1988 г. в гостях у староверов Николаевска удалось дважды побыватьроссийскому журналисту В. Пескову. К этому времени их общине исполнилось20 лет. "Вот и деревня, — пишет он о своих впечатлениях. — Среди домов— почти игрушечная церковка с луковицей, прямоугольник школы, "тарелка"антенны у почты. Дома глядятся иначе, чем в старых русских деревнях, обитытесом, покрашены — американская технология... У каждого дома автомобиль,а то и два... Мужчины встречные — бородаты; ребятишки — кто в подпоясанныхрасшитых рубашках, кто в кафтанах до пяток. На мотоцикле сидящего в такомкафтане видеть особенно непривычно".

За двадцать лет в Николаевске произошло немало перемен. Уже в 70-х годахздесь собралось 60 староверских семейств — 400 человек. Построенная тамкрытая верфь позволяла ежегодно производить по 13–15 “русских”, как ихстали называть, рыболовных катеров, пригодных для лова в океане. Оснастка,отделка рубки, камбуза, каюты для сна, холодильника для рыбы — высшей категории,мотор 600 л.с., современная навигационная техника, четыре радиостранции:для связи с портом, спасательной станцией и домом. И хотя продавался каждыйкатер за 150 тыс. долл., уже более сотни их бороздили океанские волны инемало этих катеров купили николаевцы, ибо самым выгодным бизнесом оказалсяздесь рыболовный промысел. рост доходов скоро сказался на образе жизниместных староверов. Лошадей, коров и даже кур большинство семей уже недержали, огороды забросили, а поскольку в каждом доме имелись один-дваавтомобиля и каждая хозяйка научилась водить их, она предпочитает съездитьв прибрежный городок Хомер и купить в магазинах все, что надо для столаи хозяйства. Но вся жизнь в обществе по-прежнему держалась на прилежномтруде мужчин, женщин и молодежи.

"С житьем-бытьем николаевцев, — пишет В. Песков, — я познакомился вдоме Кулигиных". Тех самых, у кого за 16-17 лет до того побывал Риарден.За это время Анисиму и Соломее Кулигиным, поженившимися еще в Бразилии,перевалило за пятьдесят, а их семья выросла с 9 до 14 человек. Старшемуиз их детей было более 21, а младшему — 11 лет. Для этого уроженца Аляски,говорившего на английском маленького старовера, названия амурской Каменкиили харбинской Романовки, где жили его; деды, ни о чем не говорило. Анисими ранее неплохо зарабатывал плотницким, ремеслом, но после того, как сумелобзавестись своим рыболовным катером, за один удачный лов расплатился сдолгами. Доходы Кулигиных стали быстро возрастать. Семья обзавелась четырьмяавтомобилями, трактором, мопедами и велосипедами. Но многое в доме оставалосьпо старинке — кладовки с соленьями и вареньями, русская печь, сундуки,иконы в красном углу, банька, отсутствие телевизора. Но еда в семье былауже почти целиком не домашняя. Правда, хлеб пекли сами, а остальное в основномпривозили из городских магазинов.

Сохраняется и русский язык. "Он, конечно, не допетровских времен, —свидетельствует В.Песков, — однако не обескровлен нивелировкой теле— ирадиоящиков. Слышишь много забытых нами слов в сочетании с неизбежнымивкраплениями из английского". И в качестве примера приводит разговор матери11 детей, местной попадьи, из ее автомобиля по радиотелефону с дочерью:"Ну, как вы там, небось, ишо глаза не продрали... Куды, куды? По ягоды...Ну, о'кей". Молодежь же на английском и читает, и говорит. В 1983 г. вНиколаевске была открыта государственная школа с просторными, прекраснооборудованными классами, лабораториями, гимнастическим залом, телевизороми компьютерами. Преподавание на английском вели учителя-американцы, а урокирусского языка — учительница, выросшая в Николаевске.

Старики, почувствовав в новой школе опасность "для веры", потребовалибыло запретить "ящики с дьяволом", но, в конечном счете, пошли на компромисс-исключение из программы курса полового просвещения учащихся и поощрениев семьях ранних браков в расчете на то, что заботы о доме и детях остепенятмолодых. Однако жаркие споры и протесты против "послаблений в вере отцов"и призывы "снова уйти дальше от соблазнов" побудили нескольких членов общиныво главе с Кондратием Фефеловым выехать в Румынию к староверческому патриарху,который рукоположил Фефелова в священники и велел возвести в Николаевскецерковь, что вскоре и было сделано. Это вызвало взрыв негодования оппозициии раскол общины. В результате треть семей выселилась из нее, образовавв округе две новые деревеньки — Вознесенку и Малиновку.

Непростой оказалась в Николаевске и брачная проблема, ибо близкородственныебраки ведут к вырождению. Поэтому николаевцам пришлось начать поиски женихови невест для своей молодежи по переписке и засылать сватов к староверамОрегона и Нью-Джерси, Бразилии, Аргентины, Парагвая и даже Австралии, кудавышла замуж старшая дочь Кулигиных. А одна из молодых николаевок вышлазамуж за влюбившегося в нее и принявшего староверческое крещение американцаСтэна Уайта.

Староверы бежали сначала от преследований, а затем от мирских соблазновиз Заволжья в Сибирь, на Алтай, оттуда на Амур, в Маньчжурию и Синьцзян,оттуда -в Южную Америку, затем — в Нью-Джерси и в Орегон, оттуда — на Аляску,где вскоре обрели те же соблазны, от которых убегали. Жизнь, таким образом,снова еще раз подтвердила, что на исходе XX в. глухая самоизоляция едвали возможна.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ И ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ

В 1974 г. в штате Орегон, в окрестностях Вудбёрна, рядом с молоканамии староверами, появились третья русская религиозная община — пятидесятников.В России до начала XX в. пятидесятников не было. Возникло пятидесятничествов США в конце XIX в., оттуда пришло в Европу, а затем в Россию. Названиеэтой секты связано с мифом о сошествии Святого духа на апостолов в 50-йдень после вознесения Христа. Члены секты не признавали официальных церковныхобрядов и икон. Уже до революции в пятидесятники переходили многие баптистыи приверженцы других сект, православные. В годы гражданской войны и посленее часть русских пятидесятников ушла в Китай, а позже — в Калифорнию.Но немало русских иммигрантов примкнули к пятидесятничеству, как до 1917г., так и позже, уже в США. По данным Окунцова, в Нью-Йорке, например,существовала насчитывавшая в 1937 г. около 200 человек община русских пятидесятников.

В США существует около двух десятков номинаций пятидесятнических церквей:Ассамблеи Бога, Американская пятидесятническая церковь Бога, Церковь Бога,Святая пятидесятническая церковь и др. Русская пятидесятническая церковьСан-Франциско, возникшая после второй мировой войны, сотрудничала с АссамблеямиБога. Прихожанами этой церкви стала часть прибывших в США в 40-50-х годахрусских и других советских перемещенных лиц и беженцев из СССР, а такжекое-кто из оказавшихся в Калифорнии староверцев-"синьцзянцев", молокан,баптистов. Поскольку одной из важнейших целей пятидесятнических церквейсчиталась миссионерская деятельность, то Русская пятидесятническая церковьстремилась вести ее как в СССР, так и в США. В частности, одной из задач,связанных с переселением в 70-х годах группы русских пятидесятников изСан-Франциско в Орегон, была миссионерская работа среди живших там староверов.В окрестностях Вудбёрна был построен храм с кухней, трапезной, комнатойотдыха, электроорганом, пианино. Была организована и небольшая воскреснаявечерняя школа. Главная недельная служба по воскресеньям велась всегдана русском языке, и приглашались на нее, как и на остальные, все желающие.С помощью русского радиовещания и непосредственных контактов пятидесятникивнушали своей пастве, что веру человеку не следует навязывать. Он сам,хотя и с их помощью, должен убедиться в истинности принципов и ценностейпятидесятничества. При этом особенно подчеркивался индивидуальный характеробращения. Пятидесятники полагают, что человек не должен креститься дотех пор, пока сам, сознательно не примет решения о том, какую веру емуизбрать.

Поэтому крещение допускалось в любом возрасте, но после него человекуже сам отвечал за свое поведение и его последствия, т.е. за свое спасение.

Хотя основным языком для прихожан церкви и проводившихся в ней времяот времени дискуссий был русский, иногда американский священник вел здесьслужбу на английском, а русский священник переводил. Пятидесятники, памятуяо своей потенциальной пастве, оказывали всяческую помощь новым иммигрантамиз СССР — в расселении, обустройстве, подыскании работы, при переговорахс властями в качестве переводчиков, при переводе различного рода документов,вели занятия в вечерней школе.

К концу 80-х годов в общине, насчитывавшей до 500 человек, имелисьбывшие православные, молокане, русские евреи, причем старые русские прихожанебыли, по мнению Р. Морриса, уже хорошо интегрированы к этому времени вамериканскую культурную среду и разделяли многие американские религиозныеценности. Они и сами характеризовали себя как людей американизированных,носивших в повседневной и религиозной жизни американскую одежду и никакне претендовавших на русский культурный облик. За редким исключением, ониуже не отличались от американского большинства. Браки хотя еще и предпочиталисьэндогамные, но не обязательно, и заключались на протестантский манер —под музыку Вагнера и Мендельсона. Система ролей в их семьях существенноне отличалась от характерной для типичного американского дома. В отличиеот молокан и староверов, отношение к образованию, в частности высшему,было не просто позитивное, но даже поощрительное, и молодежь их кончаласреднюю школу и колледжи. Поощрялась и социальная мобильность, а такжеобучение своих детей русскому языку в финансируемой церковью вечерней школе.

Русские пятидесятники активно интегрировались в экономическую и социальнуюжизнь местного общества на различных его уровнях в качестве маклеров понедвижимости, учителей и других белых воротничков, в бизнесе, работалимеханиками, фабричными мастерами. Большинство их, за исключением так ине овладевших английским языком стариков и недавних иммигрантов из СССРнатурализовалось и стало гражданами США. Активно они участвовали и в общественнойжизни, как своей общины, так и вне ее, в местном американском обществе.

Среди других русских сектантов протестантского толка, осевших и США,можно назвать баптистов, евангелистов, евангельских христиан. В Лос-Анджелесеи особенно в Сан-Франциско они нередко живут рядом с молоканами, в другихкрупных городах — отдельно. В большинстве своем они — горожане, причемотносительно зажиточные. Крупнейшей после молокан и штундистов из русскихпротестантского толка сект в Америке были духоборы. С начала XX в. частьих из Канады постепенно переселились в США, где разделились на три ветви–свободников, независимцев и голяков, каждая " со своим религиозным и бытовымукладом. Свободники — не признающие "земных владык" — расселились по всемутихоокеанскому побережью США. В Калифорнии наиболее значительные группыих живут рядом с молоканами и староверами в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе,Сан-Диего. Имеются они также в штатах Орегон, Вашингтон, Иллинойс, Мичиган,а также в ряде промышленных городов восточных штатов. Поскольку в крупныхгородах они испытали гораздо большую потерю свойственных им культурныхэлементов, они стали там в какой-то мере "меньше духоборами", чем в сельскихрайонах и малых городах, где жили в условиях относительной изолированности.Но и при этом, по мнению ряда исследователей, в 70-х годах "этничностьсреди духоборов сохранилась гораздо лучше, чем среди молокан".

Среди русских иммигрантов-сектантов иудаистского толка в США осели небольшиегруппки субботников, у которых еженедельным праздником была суббота. Онипридерживались; "Моисеева; закона" и считали Моисея единственным из "пророковИзраиля". При богослужении они надевали еврейские головные уборы "кипы"и "таллес", хотя по своему происхождению, как свидетельствует иммигрантеще довоенной поры Г. Бургин, были "все настоящие русские из центральнойРоссии". В Калифорнии приверженцы "Моисеева закона" расселились по соседствус молоканами, с вероучением которых, также основанном на Ветхом Завете,у них были точки соприкосновения, с духоборами и другими русскими сектантамикак в Лос-Анджелесе, так и в Сан-Франциско. В Лос-Анджелесе "синагога обществаеврейской веры", по словам Г. Бургина, в 1940 г. находилась "в самом центреРусского города", заселенного тогда молоканами-прыгунами. А духовный пастырьсубботников — рабби Давид Кирсанович Юрков в беседе с Бургиным с грустьюсетовал, что "молодежь пошла у нас скорее американская, нежели русская...Иные из нас, стариков, еще учились древнему еврейскому языку; молодежьже не учится. Приходится богослужение на русском править". К этому временимногие из субботников работали в судостроительной промышленности, жилизажиточно, но религиозным фанатизмом не отличались.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Появились третья русская религиозная община пятидесятников
Обычаев

сайт копирайтеров Евгений