Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Этот Завет в сознании Израиля был связан с грядущим Царством. В отличие от всех, или, по крайней мере, большинства, преобладающего большинства древних религий Израильская религия была не статическая, а динамическая. Все религии были системами - си обряда, морали и верований. Израильская религия заключала в себе некую надежду на будущее. Она была путешествием, которое начал Авраам и продолжал ее в неведомую даль. Это было всегда ожидание чего-то свершающегося впереди, причем чего-то исключительно грандиозного: "Настанет время, когда из Сиона выйдет Закон, и Слово Господне из Иерусалима, и соберутся все народы, и потрясется небо и земля. О, если б Ты разверз небеса и сошел!" Что-то космическое, какое-то необыкновенное Богоявление было в предчувствии пророков. Надо считать их либо заблуждавшимися глубоко, либо слепцами - потому что если отвергать, что это случилось, это произошло в христианстве, тогда непонятно, о чем говорили пророки. О возрождении Израиля, как государства? Представим себе, что пронесутся годы и войны, и будет небольшое государство - одно из тысяч таких, которые есть по берегам разных морей, которые имеют свои парламенты, грехи и рестораны. Можно ли сравнить это с тем, о чем грезили пророки? Что небо и земля потрясутся, что весь мир будет потрясен?

Пророк Исайя, Исайя 2-ой, говорит, обращаясь к Израилю - к его олицетворению, служителям: "Ты будешь светом всех народов!" В каком отношении? Когда это случилось? И действительно, это случилось. Причем только единственный раз - больше этого не был а две тысячи лет назад Ветхий Завет был взят Христом в правую руку, выражаясь образно, отдан народам и они пришли и поклонились - все совершилось. Это совершилось, хотя эти народы были грешными, столь же грешными, как и Израиль. Они так же отступали от Бога, нарушали Его Волю, как Израиль в Ветхом Завете. Но тем не менее они встали под этот знак, под это знамя. Это произошло. В Ветхом Завете ожидался пророк, царь и первосвященник. Христос был пророком в том смысле, о котором я сейчас говорил - ибо в Нем действовал Бог. Он был Царь, потому что Он является сейчас Царем - Владыкой Новой Жизни, о которой, конечно, нельзя говорить в отвлеченных терминах. И, наконец, первосвященник. Первосвященник - это тот, кто был посредником, кто стоял между алтарем, народом и Небом. И вот Христос есть именно врата - Он Сам себя называет: "Аз есмь дверь" - врата в Небо, открытые. Противоречит ли это ветхозаветной вере? Нисколько. Потому что во времена Гиллеля, Шаммая, во времена первых таннаим верили, что Олам ха-зэ", этот мир, сменится Олам ха-ба, будущим миром, в котором все будет иным - что Бог приблизится к человеку, что наступает иная эра. И в этих же терминах пишет апостол Павел, которого многие еврейские писатели несправедливо упрекают в отрыве от иудаизма: он весь жил иудейскими понятиями. "Проходит образ мира сего", - говорит апостол Павел, и Христос говорит о двух мирах, о двух веках, о двух эонах. Только Он говорит о том, что с Его явлением кончился Ветхий мир и начинается история Нового. И само это, само по себе, оно не противоречило упованиям фарисеев и книжников. И мы знаем, что многие фарисеи и книжники обратились в христианство.

Закон, который был дан Богом на Синае и далее, апеллирует к человеку, к его воле, к его совести, к его разуму. Но он не дает человеку сил исполнить то, что он повелевает. Поэтому апостол Павел сравнивал его с оградой, да и в Талмуде он называется "оградой" В Пирке-авот говорится: сделайте ограду, закон. Он ограждал, он выполнял преимущественно функцию охранительную. Что является в Новом мире, который возвещает Христос? Благодаря непосредственному теперь уже взаимодействию Бога от человека возникает та сила, которую мы называем "благодатью", которая помогает человеку становиться исполнителем Воли Божией. Для этого уже не нужно выполнение всего корпуса ритуалов ветхозаветных. Этот корпус существовал, как защитное приспособление, которое должно было сохранить нацию и веру в могущественном языческом окружении. Когда функционально это было не нужно, многое из этого отпало. Священные авторы, которые собирали постановления Торы касательно ритуалов и запретов, пользовались всем - самыми архаическими представлениями, табу. Половина законов, которые там есть, уже существовали прежде - у древних вавилонян изаимствованы оттуда, у древних хананеев, у жителей государств Финикии и Эблы. Но важно было, чтобы было какое-то религиозно-правовое, обрядовое, жизненное целое, которое держало бы народ, цементировало бы его, как некую крепость среди языческого моря.

В эволюции часто происходят следующее явление: защитные механизмы организма становятся не защитными, а тормозящими. Нередко так бывало и в нашей истории. Броня Торы становилась часто столь неповоротливой, что мешала духовному развитию. В Талмуде с "Не делай слишком большой ограды Торы, иначе она обвалится и задавит насаждения". Весьма поучительное предупреждение. Это происходило неоднократно. Человеку свойственен ритуализм, и тут дело совсем не в евреях. Каждой цивилизации свойственно тяготение к многочисленным обрядам, которые бы связывали воедино жизнь, будь то конфуцианские правила, будь то римские законы - все это системы, которые функциональное значение. И она может превращаться в самодовлеющее начало, может становиться фетишем, может мешать жить и т.д. Когда Христос выступал против книжников и фарисеев, Он выступал против их злоупотребления формой. Он никогда не отрицал субботы: суббота, говорил Он, дана для человека, т.е. для отдыха и для праздника. Но когда люди делали из этого культ, когда они считали, что в субботу нельзя помочь человеку, вытащить его из беды, это уже становилось карикатурой на заповедь. И другие подобные вещи свойственны законничеству всех времен и всех народов.

Теперь мы снова возвращаемся к центральному пункту. Христианство есть Откровение Бога лично через Христа, которое мы познаем во внутреннем опыте, который отталкивается от Евангелия. Является ли это уходом от иудейского монотеизма, изменой, как нексчитают, паганизацией иудейства? Нисколько. Дело в том, что задолго до христианской эры в иудейском богословии возникла, ну, скажем, мысль о ипостасях в Божестве: и Руах Элохим, и Хохма (Премудрость) и Мемра - арамейское понятие о Слове. Все эти аспекты Бога действовали, как Сам Бог. Если вы возьмете наиболее ранние пласты Библии, вы найдете там Манеах Элохим (Ангел Бога) - Он был одновременно Богом. Есть некоторое саморазличение внутри Божества, есть некие лики внутри - это не значит, что это боги. И это не значит, что Премудрость Божия, Слово Божие и Дух Божий - это отдельные боги. И в то же время это не значит, что здесь лишь только описаны атрибуты Бога. Если вы внимательно почитаете Притчи Соломоновы, вы увидите, что Премудрость говорит о Себе, что Она присуствовала при самом сотворении мира, что Она была художницей и т.д. Т.е. Божественным Теофаниям, Богоявлениям свойственнен некий личностный аспект - они ипостазируются. И когда мы говорим о действии Слова Божиего во Христе, мы продолжаем, углубляем , развиваем веру Ветхого Завета - всемогущественное действие Слова Божиего. Когда мы говорим о Духе, который горит в огненных языках над апостолами, витает над Иисусом на Иордане, когда мы говорим о Духе, Которого Иисус обещает послать Своим ученикам и посылает, чтобы они потом шли в мир проповедывать, мы говорим опять о Боге, о том самом Руах, который созидает, поднимает, который пробегает по мертвым костям Иезекииля же и создает народ. Премудрость - апостол Павел говорит, что он исповедует Христа, Божию Премудрость. Хохма - вот кто это. "Логос" - слово, которое употреблено Евангелием от Иоанна - это лишь перевод греческим шрифтом чисто ветхозаветных понятий, конечно, углубленных. Таким образом, Троичное богословие, бесспорноь сложное - и сейчас нам неуместно говорить об этом подробно - я лишь намекнул на то, что оно все коренится в ветхозаветном богословии и никакого отношения к многобожию, язычеству не имеет.

Другое дело, что попав в языческие страны, христианство, конечно, впитывало элементы язычества. И сами евреи, попадая в различные страны, тоже впитывали эти элементы. В скобках, могу привести случай. Раскапывали ханаанский город, нашли там остатки и там было видно, как приносилась жертва, какие части шли жрецу - все оказалось так, как в книге Левит. А евреи только что пришли - значит, они заимствовали это у хананеев. И херувимы, которые охраняли ковчег, тоже нееврейского происхождения, и множество , множество других вещей. Народы все взаимодействуют, культуры взаимодействуют - ничего страшного здесь нет. Когда это начинает вредить, с этим приходится бороться.

Итак, первые христиане не только не вызывали агрессии, подобно той, как вызывают сейчас иногда в Израиле, но они находились в любви у всего народа, как пишет книга Деяний. Их любил, как очень благочестивых людей. Многие фарисеи к ним примкнули, ка опять книга Деяний. Даже рабби Гамалиэль, внук великого Гиллеля, относился с симпатией к христианам. Даже сложилась потом легенда, что он потом стал тайным христианином. Во всяком случае, на суде, когда саддукейский Синедрион пытался осудить апостолов, о н заступился за них и сказал: "Мы не знаем, может, это дело Божие? Не следует их преследовать". Когда апостола Павла предали церковному трибуналу, то фарисеи восстали на его защиту, когда он крикнул: "Отцы и братья, я фарисей, сын фарисея. Меня судят за чаяние воскресения мертвых!". И фарисеи набросились на саддукеев и сказали: "Ни в чем не повинен человек. А если ангел или дух говорил им, то мы можем стать богопротивными". Мы знаем, что был убит саддукейским Синедрионом апостол Иаков, брат Господень. Из Иосифа Флавия известно, что это так возмутило фарисеев - противников Синедриона - что они отправилилсь к римлянам, потребовали смещения первосвященника, что и произошло. Это вызвало большое недовольство, как пишет Иосиф Флавий. Больше того, для первых хри стиан, когда стали появляться христиане-язычники, евреи были элитой. Вот доктор Флуссер говорит, что евреи могли бы стать в христианстве типа брахманов каких-то, таким классом, кастой. Конечно, это очень было возможно, но я думаю, что как раз это-то и над о было избежать. И евреи-христиане уже претендовали на это. Более того, христиане из язычников к этому были крайне склонны: еще в V-ом и VI-ом веках люди, когда освящали урожай или освящали дом, и вообще, совершали какие-то сакральные действия, обязательн о звали еврея, потому что считали, что его благословение действеннее - люди-христиане, обыкновенные там греки, персы...Я не отрицаю, что на евреях могла почить такая тайная Благодать. Но как народ буйный (а мы этим отличаемся), жестоковыйный - Бог именно таких и выбрал, потому что тихие бы никогда бы не могли создать мировую религию - евреи, конечно, не должны питать свою гордость. Она у них и без этого достаточно развита. Напротив, здравое смирение им полезней всякого сознания своего собственного достои нства. Я имею в виду, в обычном смысле слова. Не унижение, конечно, хорошо для человека - не носиться со своей избранностью. Это выглядит очень навязчиво, некрасиво. Впрочем, это мы можем говорить внутри себя. Скромность никогда никому не мешала. Чтобы н е надоедать...Мы и так слишком много сделали в мире - начиная с Библии и кончая последними военными событиями, мы очень много заявляем о себе. Но это так, в скобках.

Теперь перейдем к следующему положению. Когджа стали креститься первые язычники, то большинство евреев сказало: "Как, не приняв Моисеева Закона, они становятся христианами?! Нет, они должны пройти через обрезание и все прочие вещи". Это стало преп м, потому что это было трудно. Для многих греков и римлян это было совершенно неприемлемо. Не надо забывать, что обрезание было принято в Египте, у мусульман-арабов и т.д., а в западном мире совершенно не было такого. И тогда был собран апостольский Собор , о котором, может быть, некоторые из вас слышали. В 51-ом году, в Иерусалиме, было решено, что евреи-христиане могут соблюдать все обычаи Закона, но христиане от язычников освобождаются от этого. Дальнейшее развитие Церкви показало, что это было очень ва жным фактором в распространении христианства в мире, а евреи-христиане продолжали жить замкнутыми небольшими общинами, читали Библию на иврите (между тем первые, начальные, языческие Церкви - Септуагинту. Это была их Библия). Там читалось на иврите, соблю далась суббота, они сохранили первоначальное название - первоначальных христиан называли "ноцрим" - "назаряне", по имени Йехошуа ха-Ноцри. Так и называли себя "назаряне", ноцрим, или "эбионим"(бедные). У них были свои епископы, свои храмы. Когда после вос стания Бар-Кохбы евреи стали возвращаться в Иудею, из Батанеи в Назарет прибыли опять родственники брата Господня, близкие к Христу люди. Там они жили - у них были свои очаги, храмы были построены небольшие.

В середине 2-го века Иустин Мученик писал, о том что он знает (он жил в Палестине) таких людей, которые соблюдают Закон и живут по-христиански. Все это просуществовало до тех времен, пока в Палестине не начались войны, разгромы, выселение. Потом п рабы, и христиане-евреи исчезли - впрочем, и сами евреи оттуда были вытеснены в значительной степени. Такова была первоначальная история иудео-христианской Церкви. Она имела у себя таких авторитетов, как апостола Иакова - брата Господня, апостола Иуду, Симона. Кое-что о ней рассказывают раннехристианские писатели, но мало.

Прежде чем перейти к дальнейшим судьбам, еще маленькое замечание. Однажды я спросил одного еврея, который стал недавно считать себя религиозным, считает ли он истинным иудаизм - истинной религией. Вопрос немножко был грубо поставлен, но так - для а... Он ответил, что считает его истинной для евреев. На что я возразил ему, что истина может быть только для всех, или ни для кого. Или это истина, или это ложь. Если дважды два для китайца - это четыре, то оно должно быть и для индуса тоже. Следовательн о, не может быть специальной еврейской религии. Могут быть национальные обычаи, могут быть - если наша вера истинная, а я исхожу из того понятия, что мы веруем в Единого Бога и тезисы тех лиц, которые говорят, что христианин переходит в услужение чужому Б огу...Какому чужому Богу, когда Церковь устами Св. Иустина прямо говорит, обращаясь к раввину Тарфону: "Не иному Богу мыв поклоняемся, как Тому, который вывел ваших отцов из Египта рукою крепкой, мышцей высокой". Это есть свидетельство Церкви - мы тому же Богу поклоняемся. Что касается мнения о Боге, то еще Иосиф Флавий гордился тем, что евреи не опускаются до каких-то споров богословских. Были различные концепции - мы знаем, что были фарисеи, саддукеи, зелоты, караимы, каббалисты, реформаторы, всякие был и. Все это было внутри иудаизма. И редко возникали такие тяжелые преследования, вроде как преследование хасидов или же гонения на Маймонида и Спинозу.

Так вот, иудейская религия задумана - я употребляю этот термин специально - Богом, как мировая религия. Это явствует из всей Библии... ...мировой религией она не может быть, будучи при этом одновременно национальной. Она не может оставаться в рамках Израиля. То, что было сложено в рамках нашего народа, должно быть, и вынесено было для всего мира. И вот, несмотря на взаимные конфликты, вз аимные обвинения, взаимную борьбу, о которой я сейчас не буду говрить, мысль о родстве и близости двух вер сейчас все более и более становится очевидной. Мартин Бубер называет Христа "центральным евреем". Доктор Флуссер говорит, что Христос - это не Цезарь: раньше он азъединял евреев, теперь будет объединять. Дизраэли (лорд Биконсфильд), знаменитый английский деятель,говорил о том, что вместе с Евангелием семитическое культурное начало было внесено в Европу и уже стало неотделимо от Европы. Так жен думал знаменитый историк церкви Неандр, который перешел в христианство в сознательном возрасте в 19-ом веке, так же думал Бергсон и многие другие. Я не думаю, что такие попытки, которые предпринимал Иосиф Рабинович и другие, имели смысл. Работа Рабиновича была попыткой все-таки ассимилировать еврейские группы. Во всяком случае, она была очень непоследовательна. Я думаю, что будущее должно бы ршенно иным. Если есть евреи, которые умеют относиться с уважением к высшим духовным ценностям, они могут признать во Христе великого учителя и пророка - высшего из их народа. Мы же знаем, что Он более чем пророк, и для нас Его голос - это голос Божий. Эт им сказано все. Его Лик - это лик Предвечного. Большего, чем это, добавить невозможно. Большего нам даже не нужно. Никто никогда этого не мог сделать, ни один человек не мог дать такого.

Сейчас в Израиле, конечно, обстановка сложная, и мы не знаем, как там пойдет дело в религиозном отношении - но факт остается фактом, что люди религиозно верующие составляют там меньшинство. Большинство людей вообще отпало от всякой веры и играют т й отцов, а на самом деле живут в бездуховности. Мы должны считать добром, если этим людям будет не навязана какая-то официальная государственная религия, как бывало в прошлые века, а будет открыт свободный путь выбора. Если они вернутся к иудаизму - хорош о, если они будут искать каких-то иных выходов - хорошо. Если они придут к христианству, они от этого не перестанут быть евреями, а только прочнее свяжутся со своей традицией - но уже не в архаическом смысле и не в замкнуто-национальном, а в широком, всем ирном, могучем, как само начало Церкви.

Благодарю за внимание. Шалом.

text

В своем историческом труде второго века Егисп описывает соперничество между человеком по имени Феобофис и другим соискателем титула епископа после смерти Иакова, который, как известно, был первым пастырем в Иерусалиме. (2) По словам Феобофиса еврейские христиане избрали в конце концов Симеона, который был двоюродным братом Господа, чтобы он наследывал Иакову. Список Эпифания упоминает в своих исторических записях о времени до восстания Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.) четырнадцать еврейских пастырей иерусалимской Церкви, как то Юстий, Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Юстий, Леви, Ефрем, Иосиф и Иуда. (3) Эти еврейские родственники Иисуса, руководившие ранней Церковью, назывались Desposynoi, что значит "наследники" и зачастую подвергались гонениям по причине их происхождения от Давида и родства с Мессией.

Во время правления Адриана (117 - 138 н. э.) еврейский народ был ввержен в то, что называется второй иудейской войной. Иерусалим был переименован римлянами в Aelia Capitolina, и евреям было запрещено входить в город в течение ста лет. Когда развернулись эти драматические события, многие еврейские христиане бежали на гору Пела, расположенную в современной Иордании, слушаясь найденного у Матфея 24:16 повеления Христа. Этим они впервые предоставили контроль над Церковью уверовавшим из язычникам и те быстро назначили человека по имени Марк первым нееврейским пастором Иерусалима. (4) (5) По историческим данным Баринга Гоулда, община верующих в изгнании на горе Пела под руководством Иакова и Симеона твердо придерживалась старых традиций. (6)


Влияние синагоги на организационную структуру Церкви
Пока еврейские христиане не были полностью переселены из Иерусалима во втором веке, то есть, в первые сто лет своего существования, Церковь оставалась во многом частью иудаизма первого века, и ее лидеры принимали активное участие в еврейской жизни. Не было непосредственного отделения от синагоги, о чем свидетельствует предупреждение Иисуса, что некоторые собрания будут отлучать его последователей за проповедь другого направления иудаизма (Матфей 10:17). Мы знаем, что этот вид наказания не был отклонением от нормативного иудаизма, т.к. он многократно упоминается в ранней раввинистической литературе. (7)

Структура поместной синагоги была прямо перенята ранней Церковью. Старейшину, дьякона, ведущего музыкальное служение и учителя можно найти, как в синагоге, так и в ранней Церкви. Из ранних источников мы знаем, что в Иерусалиме первого века существовало от 394 до 480 синагог, одна из которых была расположена прямо на территории, прилегающей к Храму (8). Несомненно, ранняя Церковь происходит из еврейской синагоги. Обратите Ваше внимание на сходства между древней синагогой и ранней Церковью:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- говорит апостол павел

сайт копирайтеров Евгений