Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вскоре Е. И. Станевич вернулся в Санкт-Петербург и поселился в доме П. А. Кикина, где жил до ссылки. 18 марта 1825 г. он был определен чиновником по особым поручениям в департамент народного просвещения. Кроме того, что Е. И. Станевичу был назначен высокий оклад в 3000 рублей в год, император приказал выплатить ему жалование за время, проведенное в ссылке (6 лет). Более того, ему было пожаловано 1500 рублей на издание книги[4]. Но принять участие в борьбе оппозиции Е. И. Станевичу не пришлось. После его приезда в Санкт-Петербург внутриполитическая обстановка изменилась. Александр I решил, что сделал уже довольно уступок консерваторам. Несмотря на требования оппозиции, Библейское общество так и не было запрещено, «Дело Госснера» закончилось оправданием В. С. Попова, а к обращениям оппозиционеров император сделался глух.

Ведущие деятели православной оппозиции поняли, что на данном этапе достигнуть большего им не удастся. А. С. Шишков писал в своих записках: «Видя, что Государь уклоняется изъявить волю свою данным мне Указом, по которому бы я мог действовать противу тех вредных начал, кои, доселе утвержденные и ободряемые Верховной Властью, введены были и остаются еще, в той же силе своей, принужден был я ожидать на то случая»[4]. «Нельзя лжепророкам подобно есаулу, Татариновой и прочим не быть, когда начальница всех мерзостей лжепророков и последователи в самой столице; едва, едва мы служители Церкви перевес ныне стали держать, а одолеть сил нам не дают»[4], — писал Фотий к А. А. Аракчееву летом 1825 г.

В этой ситуации А. С. Шишков посчитал, что Е. И. Станевичу лучше оставить Санкт-Петербург (возможно, опасался очередных контрреформ). 25 июля 1825 г. Е. И. Станевич был назначен директором училищ Курской губернии. В письме попечителю Харьковского учебного округа А. С. Шиш-ков очень высоко аттестовал своего протеже: «испытанное благочестие, самая строгая нравственность и отличные способности, при пламенной любви к отечеству и ревностному усердию в исполнении своих обязанностей», — писал он об Е. И. Станевиче[4]. В должности директора училищ Курской губернии Е. И. Станевич служил до самой своей отставки в 1834 г.

В первые годы царствования Николай I благосклонно отнесся к деятелям православной оппозиции. Он принимал А. С. Шишкова и читал послания архимандрита Фотия. 10 июня 1826 г. вступил в законную силу новый устав гражданской цензуры, написанный под руководством А. С. Шишкова («Чугунный устав»). Возможно, оппозиционеры планировали привлечь к своей работе и Е. И. Станевича. 24 апреля 1826 г. С. А. Ширинский-Шихматов в своем письме вспоминал былые заслуги Е. И. Станевича: «защищая славу ее (Церкви) писаниями обличительными на враждебные ей ереси, и доказывающими всему миру правоту Божественного учения»[4].

Вскоре ситуация диаметрально изменилась. Цензурный устав
А. С. Шишкова был отменен, А. А. Аракчеев отправлен в отставку, по поводу М. Л. Магницкого начато следствие, архимандрит Фотий был заперт в своем монастыре, вслед за этим вышел в отставку и сам А. С. Шишков. Начались проблемы и у Е. И. Станевича. Долго и безрезультатно он пытался добиться того, чтобы годы, проведенные в ссылке, были зачтены ему в общий срок службы, и он мог бы получить следующий чин. В 1831 г., окончательно отчаявшись получить желаемое, он написал Николаю I. В письме были строки, очень неприятные для императора: «Покойный император, как бы перед самим собой и Богом поспешил в последний год своей жизни показать, оное насилие, учиненное без его воли. Оно касалось Церкви, которой касаясь касаются самого Бога»[4].

Отставка Е. И. Станевича не была добровольной. В 1832 г. для ревизии Курской гимназии приехал профессор Н. Архангельский. Он предложил Е. И. Станевичу ввести в гимназии «правила управления нравственной и учебной частью». Е. И. Станевич ввести правила отказался. Он отверг и предложения Н. Архангельского составить правила совместно с педагогическим советом. Н. Зарин считал, что правила были составлены в «узком воспитательно-полицейском духе» и неприемлемы для Е. И. Станевича[4]. В ответ на это Н. Архангельский велел предать Е. И. Станевича суду педагогического совета за «устранение от обязанностей директора». 16 июля 1834 г. управляющий министерством народного просвещения предло-
жил Е. И. Станевичу перейти на должность директора Астраханской гимназии. Тот отказался и вышел в отставку. Министерство отказалось сохранить за ним назначенные Александром I 3000 рублей и назначило пенсию в 450 рублей, затем по приказу императора пенсия была повышена до
900 рублей.

Можно предположить, что упорство Е. И. Станевича во время ревизии объяснялось тем, что он не хотел работать с новыми людьми, пришедшими к управлению просвещением (они ожесточенно критиковали А. С. Шишкова). Е. И. Станевич уже который раз в жизни уехал в свои родные места и поселился у старых друзей, помещиков Кондратьевых, в деревне Железняк. Здесь он прожил очень недолго. 15 января 1835 г. Е. И. Станевич скончался от чахотки на 60-м году жизни.

Писатель Е. И. Станевич еще в молодости попал под влияние адмирала А. С. Шишкова. Вместе с ним он активно участвовал в литературной борьбе за чистоту русского языка. Уже с первых своих произведений
Е. И. Станевич стал использовать «старый слог», что придало его писаниям вид ветхости и архаичности (противопоставлявшейся в то время просвещению). Как и адмирал, Е. И. Станевич подвергся ожесточенной критике писателями либерального лагеря. В отличие от С. И. Смирнова, вся литературная деятельность Е. И. Станевича проходила в среде консерваторов. Уже в его сочинении, относящемся к 1808 г., — «Способ рассматривать книги и судить о них» — проглядывали штрихи апологетики.

Начиная с 1816 г. в творчестве Е. И. Станевича, как и в творчестве
С. И. Смирнова, происходит переворот. С этого времени апологетика становится главным его занятием. В выступлении оппозиционеров 1816 г.
Е. И. Станевич принял участие книгой «О суде по совести», где критиковалось издание мистической литературы. Решение оппозиционеров приостановить свое выступление, а также клеймо бездарности, наложенное на
Е. И. Станевича писателями либерального лагеря, привели к тому, что его книга осталась без внимания и не получила общественного резонанса.

В 1817–1818 гг. Е. И. Станевич совместно с П. А. Кикиным продолжал подготовку нового выступления. По поручению своего начальника он поддерживал контакты с московскими оппозиционерами и писал новую апологетическую книгу. При поддержке главы Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры архимандрита Иннокентия «Беседа на гробе младенца» в конце 1818 г. вышла в свет. Ее экземпляры были разосланы деятелям, близким к оппозиции. Но представить царю книгу не успели.
А. Н. Голицын, узнав о сочинении, критиковавшем его политику, приказал прекратить распространение издания, а затем изъять и уничтожить его. Он сам обратился к Александру I с жалобой на действия оппозиционеров. В результате цензору Иннокентию объявляется выговор, его отправляют в почетную ссылку в Пензу, а Е. И. Станевич теряет должность и высылается на Украину.

Исследователи творчества Е. И. Станевича совершенно справедливо отмечали, что после издания «Беседы на гробе младенца» популярность ее автора становится бесспорной. Е. И. Станевич превращается в мученика «за веру». При этом, боясь опалы, большая часть оппозиционеров прерывает общение с ним. «Беседа на гробе младенца», несмотря на освещение ее содержания в ряде исторических работ, не получила должного отклика в литературе. Это ярчайшее из полемических сочинений первой четверти XIX в., направленных в защиту Русской православной церкви. Автор книги не только провозглашал безусловный приоритет и незыблемость православных догматов, но и ясно указывал на явления в российской жизни, наносившие ущерб церкви. В центре критики Е. И. Станевича находилась мистическая литература и деятельность Российского библейского общества. Не случайно после своей победы в 1824 г. оппозиционеры поспешили реабилитировать и переиздать сочинение Е. И. Станевича.

Триумф оппозиции был очень недолгим. При этом новый министр народного просвещения А. С. Шишков в 1825 г. успел вызвать Е. И. Станевича в столицу и назначить его на новую должность. Но в том же году писателю пришлось покинуть Санкт-Петербург и перебраться в Курскую губернию, где он и провел остаток жизни.

Творчество и религиозные взгляды Е. И. Станевича очень ярко характеризуют направление общественно-политического движения — русской православной оппозиции. Совершенно бескорыстно жертвуя благополучием и карьерой, Е. И. Станевич с 1808 г. выступал в защиту чистоты русского языка, а затем и в защиту чистоты веры. Как и у всех консерваторов, его представления о государственном устройстве России были ортодоксальны — это монархия, действующая в согласии с Русской православной церковью, авторитет которой в религиозных вопросах бесспорен. Бесспорен был и авторитет православного клира. Сведений о том, кто из клириков и как влиял на мировоззрение Е. И. Станевича, нет, но, безусловно, такое влияние существовало. Кто-то проверял его сочинения на соответствие православной догматике, наставлял и благословлял на апологетические труды.

Е. И. Станевичу было суждено сыграть одну из центральных ролей в политической борьбе в религиозной сфере в период царствования Александра I. В выступлении 1816–1818 гг. его книги должны были послужить поводом для обращения к царю и последующей коррекции политического курса. При этом Е. И. Станевич, так же как и С. И. Смирнов, не только критиковал враждебные Русской православной церкви явления, но и пытался донести до российского общества основы церковной догматики.

Первые выступления оппозиционеров окончились провалом. Е. И. Станевичу так и не удалось добраться до вершин российской власти. На втором этапе выступления в 1822–1824 гг. «мечом» оппозиции стал архимандрит Фотий (Спасский), ему и достались все «лавры» победы. Уже в последующее царствование подобная слава стала приносить очень сомнительную пользу ее обладателю. Фотий был под подозрением властей и прослыл в общественном мнении фанатиком, мракобесом и корыс-толюбцем. Е. И. Станевича такая популярность не коснулась. Как неугодный ретроград в 1834 г. он был отправлен в отставку и прочно забыт.

Сложная личная судьба и не особенно богатое литературное наследие Е. И. Станевича не могут умалить его роли в судьбе Русской православной церкви. Он выступил в то время, как сто пятьдесят миллионов православных Российской империи молчали. Усилия небольшой группы оппозиционеров смогли остановить русскую реформацию, в результате которой церковь и государство могли серьезно изменить свое устройство.

Архимандрит Юрьева новгородского монастыря Фотий — политический и общественный деятель консервативного направления. Петр (имя Фотия до пострижения) родился 7 июня 1792 г. в бедной семье дьячка Спасского погоста Новгородского уезда. В десятилетнем возрасте он был отдан в хор певчих Казанского собора. В 1802 г. родители определили мальчика в Новгородскую семинарию, по окончании которой он был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Слабое здоровье не позволило Петру окончить полного курса. В сентябре 1815 г. по болезни он был отчислен из академии и устроился учителем в Александровском духовном училище при петербургской семинарии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нет в зависимость от ответа он ставил назначение на пост директора департамента
Духовная цензура в россии
Церкви издание 2 примечания смирнова
Религиозные взгляды
Рунича русское обозрение русское наставления

сайт копирайтеров Евгений