Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Образцом обличительного богословия служит четырехтомное "Богословие обличительное" ректора Казанской Духовной Академии архим. Иннокентия (Новгородова). Проф. ?. ?. ?. Иванцовым-Платоновым издан был труд "О западных вероисповеданиях" и др. Высокия достоинства его научных работ признавались и за границей, напр. берлинским профессором А. Гарнак. Об унии писал проф. А. Л. Катанский. Известны труды проф. В. В. Болотова, ? котором уже упоминалось выше. Архиеп. нижегородский, ранее еп. астраханский Хрисанф (Ретивцев), автор ряда богословских трудов, писал ? протестантстве. В "Трудах Киевской Духовной Академии" (1867-70 г.г). печатались статьи проф. А. ф. Гуляницкого, в иночестве Августина, впоследствии еп. екатеринославского (и 1892).

По академическому уставу 1912 г. выделено было в самостоятельный предмет сектоведение. Известны труды профессоров прот. Т. И. Буткевича и С. Т. Голубева ? русских сектах. Проф. юрьевского университета ?. ?. Грасс написал на немецком языке обширное исследование ? хлыстах и скопцах. В Петербурге, под редакцией В. М. Скворцова, выходил с 1896 г. журнал "Миссионерское Обозрение."

Догматика тесно связана с нравственным богословием. Богатый материал собран был в "Записках" прот. ?. Ф. Солярского, но система его, по отзыву Глубоковского, носит совершенно отвлеченный характер. Известны труды о. I. Л. Янышева и проф. ?. ?. Олесницкого, Огромным трудом является сочинение проф. о. Н. С. Стеллецкого, в котором христианское нравоучение развивается и освещается с точки зрения закона Божия и нравственных обязанностей. "Жить - любви учить" - озаглавливается "Очерк православного нравоучения" прот. о. Ст. И. Остроумова. Вдохновенны были писания приснопамятного о. Иоанна Сергиева Кронштадтского. Всестороннее рассмотрение аскетизма заключается в капитальных трудах профессоров П. П. Пономарева и С. М. Зарина. Развитию православной аскетики оказали величайшие услуги епископ тамбовский Феофан (Говоров), затворник Вышенский (ум. 1894) и епископ ставропольский (с 1857 по 1861) Игнатий (Брянчанинов), ум. в 1867 г.

Пастырское богословие, еще не как отдельная наука, выявляется в курсах архиепископа казанского Антония (Амфитеатрова) и у епископа мелитопольского Кирилла (Наумова) проф. петербургской Дух. Академии (ум. 1866). Известен труд проф. о. С. А. Соллертинского ? пастырстве Христа Спасителя, как основателя христианского пастырства. Целостные построения предлагают сочинения архим., впоследствии епископа, Бориса (Плотникова) и митр. Антония (Храповицкого), который хорошо определяет два пути пастырства: православный и латинский. Труд его проникнут и аскетизмом. "Впрочем," поясняет Глубоковский, "связь "пастырского богословия" с "аскетикой" была и официально узаконена реформированным 29 июля 1911 г. академическим уставом." Богатейший материал и одушевлен но-выспренное освещение христианского пастырства на основании исключительного по степени и разнообразию пастырского опыта содержат все писания о. Иоанна Кронштадтского, особенно "Моя жизнь во Христе" (Глубоковский). П. И. Нечаев, магистр богословия (ум. 1906), составил "Практическое руководство для священнослужителей," вышедшее в 1912 г. одиннадцатым изданием.

"Пастырь," пишет Глубоковский, "всегда мыслится православным сознанием в качестве религиозного учителя по образу Христову и - специально - посредством проповеднического церковного слова." Так определяется в русском богословии гомилетика. Классическим трудом в этой области служат "Чтения ? церковной словесности" проф. Я. К. Амфитеатрова, преподававшего в Киевской Академии (ум. 1848). Новая струя внесена была в гомилетику, известным в этой области авторитетом, проф. киевской Академии ?. Ф. Певницким (ум. 1911), которому, по отзыву Глубоковского "гомилетическая наука обязана многочисленными и солидными вкладами теоретического и практического характера." Известны также труды: митр. Антония (Вадковского), профессоров ?. ?. Виноградова, ?. ?. Никольского, Н. И. Барсова. Горячий глашатай идеи "живого слова" в проповеди "в новейшее время" архиепископ харьковский Амвросий (Ключарев) (ум. 1901) был, по словам Глубоковского, "тонким церковным витией со всеми достоинствами ученого и оратора."

В области апологетики известны труды проф. Н. П. Рождественского (ум. 1882) "Христианская Апологетика," проф. киевского университета, прот. П. Я. Светлова "Курс апологетического богословия" (1900 г.), профессоров ?. ?. ?. Аквилонова "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику" ("Странник" 1893-94 г.г). и о. М. К. Источникова.

Защита христианства непосредственно соприкасается с задачами философии. "Последняя," пишет Глубоковский, "в русских Духовных Академиях всегда была направлена к раскрытию религиозно-богословских областей знания... И все видные представители этой дисциплины (проф. ?. ?. Карпов в. Петрограде) неизменно и успешно служили данной цели, от которой не уклонялись академические питомцы и на поприще университетского преподавания (напр., проф. П. Д. Юркевич в Москве). Достаточно указать хотя бы на знаменитого Московского академического профессора протоиерея ф. А. Голубинского, бывшего не просто христианским философом, но именно и специально философом христианства, в теоретически-мистическом озарении, когда рациональные парения проникали религиозные влечения верующего сердца и сами оживотворялись внутренними христианскими созерцаниями... Славный преемник ?. Ф. ?. Голубинского - проф. В. Д. Кудрявцев-Платонов всю жизнь свою посвятил христианской философии "и в своих многочисленных трудах со всесторонней основательностью и законченностью развивал целостную синкретическую систему христиански-теистических воззрений." Голубинский умер в 1854 г., Кудрявцев-Платонов в 1891 г. Владыка Антоний (Храповицкий) очень ценил проф. С.-Петербургской Академии ?. ?. Светилина (1842-1887), преподававшего во время его учения логику, психологию и философию.

По толкованию Св. Писания известны труды еп. Мефодия (Смирнова), ? котором не раз уже упоминалось, Иринея (Клементевского), архиеп. псковского, одного из просвещеннейших пастырей своего века (ум. на покое в 1818 г.), Иннокентия (Смирнова) еп. пензенского, тоже упоминавшегося, Иринея (Фальковскаго), еп. чигиринского (ум. 1823), обладавшего необыкновенными дарованиями и разнообразными сведениями, митр. московского Филарета (Дроздова), Сергия (Тихомирова) архиеп. японского, проф. ?. ?. Глубоковского, скончавшегося в 1937 г. в Софии, где он преподавал в университете (был проф. петроградских Дух. Академии и университета) и Михаила Лузина, еп. курского (ум. 1887).

По патрологии известны труды архиеп. Филарета (Гумилевского) "Историческое учение об отцах Церкви," проф. К. И. Скворцова, проф. Д. В. Гусева.

По церковному и каноническому праву писал Августин (Сахаров) еп. оренбургский с 1806 по 1819 г., скончавшийся в 1841 г. на покое. Иоанном (Соколовым) еп. смоленским напечатан был в 1851 г. "Опыт курса церковного законоведения." Проф. московского университета А. С. Павловым написан "Курс церковного права," изданный посмертно в 1902 г. Известны также труды профессоров о. М. И. Горчакова, ?. ?. ?. Певцова, Н. А. Заозерского, Н. С. Суворова, ?. ?. Красножена.

По литургике основоположником ее научного бытия Глубоковский считает проф. И. Д. Мансветова (ум. 1885). Известны также труды проф. Н. ф. Красносельцева, оставившего по себе обильный и ценный научный вклад. Ученик последнего, проф. ?. ?. Дмитриевский, преподававший в киевской Академии, является, по отзыву Глубоковского, лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Крупной величиной в этой области, по его же мнению, являлся проф. московской Академии А. П. Голубцов, скончавшийся в 1911 г.

По церковной археологии известны работы профессоров ?. ?. Голубцова и Н. ф. Красносельцева. Крупнейшим авторитетом в этой области был проф. Петроградской Дух. Академии ?. ?. Покровский, являвшийся первым по времени работником на этом научном поприще (ум. 1917). "Н. В. Покровский," пишет Глубоковский, "создал и утвердил церковно-археологическую науку на богословской почве и несомненно двинул ее вперед касательно памятников византийских и особенно русских." Крупнейшее значение имеют труды академика-профессора ?. ?. Кондакова, скончавшегося в эмиграции. "Труды его," пишет Глубоковский, "посвященные особенно христианской иконографии и христианскому искусству византийскому и древне-русскому, почти неисчислимы по количеству и многоценны по непосредственной важности и по самому разнообразному научному воздействию ... Церковно-археологический анализ у Н. П. Кондакова таков, что нити его простираются на Восток и Запад, переплетаются в Византии с древне-греческими и своеобразно перевиваются в русских разветвлениях. Позднейшие работы фиксируются на иконографии, которой этот ученый корифей существенно послужил и практически по заведению рационально поставленных иконописных школ и организациею (в 1901 году) "Высочайше учрежденного Комитета попечительства ? русской иконописи," способствуя сему методическими разъяснениями и капитальными изданиями." В этой работе участвовали проф. Ю. А. Кулаковский, академик В. В. Латышев, проф. М. И. Ростовцев и др. Все это продолжатели великой культурно-научной работы Кондакова в широком его плане. К видным археологам надлежит отнести еп. чигиринского Порфирия (Успенского). Наряду с митр. Евгением (Болховитиновым), много поработал над родной стариной митр. Арсений (Стадницкий), с 1910 г. возглавивший новгородскую епархию. Выше упоминались владыки Вениамин (Румовекий) и Савва (Тихомиров).

Кроме перечисленных выше лиц духовных и светских, надлежит упомянуть также ? следующих просвещенных деятелях. Анатолий (Мартыновский) архиеп. могилевский (ум. 1872), известный своими проповедями и борьбой против католичества. Его книга "Об отношениях Римской церкви к другим церквам и ко всему роду человеческому." Проф. киевских Академии и университета о. Иоанн Скворцов (ум. 1863) имел труды исторические, философские; составил "Записки по церковному законоведению." ?. ?. Бантыш-Каменский, начальник московского государственного архива (ум. 1814), написавший историю унии и опубликовавший много материалов важных для истории русской Церкви. Исключительно даровитым был проф. Н. И. Надеждин (ум. 1856), ? коем кратко упоминалось. С 1836 г. занятия его были обращены к истории и этнографии. феоктист (Мочульский) архиеп. белгородский (ум. 1818) писал по апологетике и педагогии.

"Филарет Московский," пишет Знаменский, "более полувека удерживал за собой первенство богословского и проповеднического авторитета. После учебных преобразований, в должности ректора академии и члена комиссии дух. училищ, он был одним из главных руководителей духовного образования. В 1814 г. им была составлена подробная систематика или "Обозрение богословских наук." Из академических трудов его получили классическое значение его толкование на 67 псалом и "Записки на книгу Бытия" и "Начертание библейской истории." Из последующих его трудов известны "Изложение разностей между восточной и западной церквами," Разговоры между испытующим и уверенным ? православии Греко-Российской церкви," "Беседы к глаголемому старообрядцу" и особенно его Катихизисы, на которых воспитывались в религии все молодые поколения русских людей с 20-х годов до последнего времени. Его слова и речи, по глубине и силе своего богословского содержания, по высокому истинно-церковному красноречию, крепкой диалектике, сжатому, но художественному языку, представляют, можно сказать, высшую степень развития проповеднического слова, назначенного для образованного и несколько мыслящего общества, а его письма, мнения и резолюции, изданные после его смерти, - неистощимый запас мудрости и советов не только для духовных, но и для светских администраторов и разных практических деятелей." "Пространный катехизис" был напечатан впервые славянским шрифтом в 1823 г., вскоре вышел "Краткий катехизис." В 1824 г., по настоянию министра просвещения Шишкова, печатание катехизисов было приостановлено из за русского перевода текстов. По рассмотрении их Св. Синодом, они были напечатаны церковным шрифтом в 1827 г., гражданским в 1828 г. Окончательно пересмотренный катехизис был напечатан в 1839 г. и с тех пор сохранял свой неизменный вид.

Видным его современником был знаменитый Иннокентий (Борисов), окончивший киевскую академию магистром, скончавшийся в 1857т. архиеп. херсонским. Кроме множества проповедей, после него остались часть его лекций по богословию в киевской академии и несколько исторических сочинений. Огромное значение имели труды митр. Макария (Булгакова) и архиеп. Филарета (Гумилевского), а также еп. Сильвестра (Малеванского). В позднейшее время крупными учеными были митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский). Стали выдвигаться на ученом поприще б. ректор петроградской академии, Феофан (Быстров), архиепископ полтавский, скончавшийся в 1940 году во Франции и ректор московской академии епископ волоколамский Феодор (Поздеевский). 0 последнем владыка Антоний (Храповицкий) писал 13 ноября 1905 г. митр. киевскому Флавиану: "Это звезда восходящая. Он может повернуть жизнь академии..."

Знаменский отмечает еще труды прот. Иоакима Кочетова, написавшего "черты деятельнаго учения веры" (1824); проф. И. Я. Ветринскаго, издавшего (1829-44) шесть томов "Памятников древней христианской церкви;" прот. Иоанна Скворцова (†1863), автора "Записки по церковному законоведению;" монголоведа Нила (Исаковича), архиепископа иркутского, потом ярославского, автора труда "O будущем" (†1874); Алексия (Лаврова-Платонова), архиепископа литовского, известного канониста (†1890), еще во время своего профессорства в московской академии оказавшего "важные услуги церкви разработкой вопроса ? церковном суде в противодействие в 1870-х годах либеральной реформе этого суда;" протопресвитера московского Архангельского собора, Михаила Богословского, ранее законоучителя в Императорском Училище Правоведения, получившего степень доктора богословия за составленную им "Священную Историю" Ветхаго и Новаго Завета, одного из первоклассных богословов канонистов, написавшего "Курс общего церковного права" (†1884).

Велико просветительное значение творений о. Иоанна Кронштадтского, епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова), затворника Вышенского, давших так много в области аскетизма.

Архиеп. Филарет (Гумилевский), в своем "Обзоре русской духовной литературы" в числе мирян упоминает известного славянофила Ивана Вас. Киреевского (ум. 1855), философа, так понимавшего свою ученую деятельность: "мы возвратим права истинной религии, изящное согласим с нравственностью, возбудив любовь к правде, глупый либерализм заменим уважением законов и чистоту жизни возвысим над чистотой слога." Он часто пользовался беседами старца Филарета, схимника новоспасского и оптинского старца о. Макария. Киреевский принимал участие в приготовлении к печати отеческих сочинений, издававшихся Оптиной пустынью. Ему же принадлежит обработка жития архим. Паисия (Величковского), где столько воспоминаний ? великих подвижниках. Архиеп. Филарет пишет что поэт и философ А. С. Хомяков "был твердым бойцом с заблуждениями запада. Известны два письма его, где он обличает как папизм, так и реформацию, в рационализме. Нельзя сказать, что эти письма без ошибок: но сочинитель верно понял болезни запада."

В числе мирян надо указать на Юрия феод. Самарина, упомишавшегося на стр. 789. Ранее его полемического труда "Иезуиты и их отношение к России" (1865 г). была известна его замечательная диссертация ? Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче, которую он защищал в 1844 г. в московском университете. В ней ярко выявились его богословские воззрения. Часть ее была напечатана в 1844 г.; полностью она вошла в его "Сочинения," изданные посмертно его братом.

Необходимо также отметить просветительную деятельность А. Н. Муравьева (1806-74), писателя, много способствовавшего ознакомлению русского общества со святынями православной Церкви и русской в частности. Известно его "Путешествие по Св. местам" (1850) и описание исторических обителей и храмов России. Сочинения его были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими довольно широкое распространение в среде высшего русского общества. И. П. Барсуков издал в 1883 г. книгу: "Иннокентий, митрополит московский и коломенский, по сочинениям, письмам и рассказам современников." Это лучшая и полная биография достойнейшего иерарха и самоотверженного отечественного миссионера.

Для знания благочестивых русских людей,, преисполненных неослабевающим всю жизнь порывом ко Христу, замечательны два труда. Архим. Никодим (Кононов), с 1910 г. епископ Рыльский, составил: "Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков" (изд. 1905-1912). Е. И. Погожев (Поселянин) написал "Русская Церковь и Русские подвижники 18-го века" (1905) и "Русские подвижники 19-го века" (издание 3-е 1910).

 <<<       >>>   

12 владыка
Петербурге при встрече в единоверческом никольском храме на николаевской ул
Одновременно стал управляющим синодальным училищем
Владыка начал посещать отдельные храмы
8 мелодии

сайт копирайтеров Евгений